Опубликовано 17 июля 2015, 13:21

«Где хочешь, там и молись»

О празднике Ураза-байрам, коренных москвичах и жертвоприношениях
Месяц Рамадан подошел к концу. Десятки тысяч мусульман отправились в московские мечети для того, чтобы отметить праздник разговения. МОСЛЕНТА выяснила, в чем смысл праздника Ураза-байрам и как москвичам ужиться с религиозными правоверными.
«Где хочешь, там и молись»
Максим Змеев / Reuters

Месяц Рамадан подошел к концу. Десятки тысяч мусульман отправились в московские мечети для того, чтобы отметить праздник разговения. МОСЛЕНТА выяснила, в чем смысл праздника Ураза-байрам и как москвичам ужиться с религиозными правоверными.

###Что такое Ураза-байрам

Праздник Ураза-байрам знаменует собой окончание чрезвычайно строгого поста, который правоверные обязаны держать в месяц Рамадан. В течение 30 дней мусульмане не едят и не пьют в светлое время суток.

Так, как живут мусульмане в месяц Рамадан, довольно большое количество мусульман, да и вообще людей в нашем мире, живут каждый день

Павел Костылев

старший преподаватель Кафедры философии религии и религиоведения

Ислам живет по лунному календарю и даты, на которые приходится месяц Рамадан, от года к году разнятся. Трудно переоценить серьезность подобного испытания, когда темного времени в сутках практически не остается.

В течение этого месяца на различных площадках в Москве были установлены специальные шатры, где проходили вечерние разговения — ифтар.

«Около 20 тысяч мусульман мы покормили», — подводит итоги член президиума Духовного управления мусульман Москвы Марат Алимов. В шатрах также проходили «мастер-классы» по чтению Корана и другие культурно-просветительские мероприятия, призванные повысить религиозную грамотность московских правоверных.

Старший преподаватель кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова Павел Костылев рассказал МОСЛЕНТЕ, что месяц Рамадан почитался арабами еще до пророка Мухаммеда, а в современном виде существует примерно с 624 года.

Пост имеет ряд конкретных целей, одна из которых — прочувствовать, как живут беднейшие члены мусульманской общины.

«Так, как живут мусульмане в месяц Рамадан, довольно большое количество правоверных, да и вообще людей в нашем мире, живут каждый день: без еды, денег на пропитание и каких-то особых возможностей», — пояснил специалист по исламу. По его словам, цель поста в месяц Рамадан — обуздать свою самость и пережить духовное обновление.

Праздничный намаз в Москве: мусульмане отмечают завершение священного месяца Рамадан

Праздничный намаз в Москве: мусульмане отмечают завершение священного месяца Рамадан

© Cергей Карпухин / Reuters

Завершение испытания — основной повод для праздника. Имам молельного дома в общине «Милость» в Южном Бутово Абдельмалик Насреддин подчеркивает, что дело здесь не столько в гордости, сколько в благодарности богу, без которого люди не смогли бы выдержать пост: «Всякое испытание заканчивается чувством легкости. И Ураза-байрам — это день благодарности за то, что мы в здравом уме, в здравом теле, со стойкостью перенесли этот месяц».

В этом году празднование Ураза-байрама приходится на пятницу, а для мусульман этот день так же важен, как воскресенье для христиан или суббота для иудеев. Это совпадение усиливает значение торжества.

Праздничный намаз с 7 до 8 утра проходил сегодня не только в четырех московских мечетях, но и на пяти дополнительных площадках — в Южном Бутово (в шатре рядом с ФОК «Изумрудный»), в парке 60-летия Октября, в «Сокольниках», в Люблино и в Бутырском районе.

35 площадок было организовано в различных муниципальных образованиях Подмосковья. Там, где еще нет мечетей, верующие провели мероприятия в Домах культуры и спортивных комплексах.

Все эти организационные усилия были направлены на предотвращение столпотворения в районе Соборной мечети на проспекте Мира. Туда обычно отправляются для совершения намаза порядка 60 тысяч мусульман.

На Ураза-байрам СМИ больше показывают нас, как людей, обращающих внимание на кулинарию. Хотя главная цель месяца Рамадан — самосовершенствование

Марат Алимов

член президиума Духовного управления мусульман Москвы

Впрочем, за всю историю празднования Ураза-байрама в Москве беспорядков, провокаций или других эксцессов никогда не было.

«Мы активно работаем с правоохранительными структурами. Наши волонтеры помогают правоохранительным органам обеспечивать безопасность и правопорядок во время нашего праздника», — рассказал МОСЛЕНТЕ заместитель председателя Совета муфтиев России Рушан Аббясов.

После окончания молитвы мусульмане обычно ходят друг к другу в гости, созваниваются с родственниками, готовят традиционные блюда, собирают и раздают бедным продукты, деньги и приветствуют друг друга фразой «Ид мубарак!», что означает «Благословенный праздник!».

«Это день единства на всех уровнях социализации», — объясняет Костылев.

«На Ураза-байрам СМИ больше показывают нас, как людей, обращающих внимание на кулинарию, — сетует Алимов. — Хотя главная цель месяца Рамадан — самосовершенствование».

По его словам, в последние 10 дней Рамадана многие даже специально берут отпуска, чтобы уединиться в мечетях, попытаться прочитать Коран полностью и проникнуться его смыслом.

Рушан Аббясов, в свою очередь, сравнивает Ураза-байрам с христианской Пасхой, которая, среди прочего, отмечает окончание Великого поста.

###Где мусульманам простираться в Москве?

Многие говорят о том, что мы живем в постсекулярную эпоху. Уже мало кто верит, что в сегодняшнем мире достижим идеал «светского общества», где религия остается исключительно частным делом. Мегаполисы давно стали ареной этнических, культурных и религиозных конфликтов: от скандалов с хиджабами в школах до массовых беспорядков, политических убийств и терактов.

Массы молящихся прямо на асфальте людей из числа не поместившихся в мечети — вполне серьезный раздражитель для определенной части москвичей. Мусульмане утверждают, что в Москве не хватает мечетей. Националисты и православные консерваторы — что Москва — христианский город. Жители спальных районов регулярно торпедируют любые планы строительства мечетей и одновременно возмущаются «скандальными» фотографиями с крупных исламских торжеств в Москве.

Известная проблема состоит в том, что недостаток объектов религиозной инфраструктуры рождает спрос на импровизированные «молельные дома» и «молельные комнаты», где духовная жизнь зачастую принимает тревожные формы. В камерной обстановке особенно любят проповедовать адепты радикального ислама.

Какую стратегию избрать городским властям в том, что касается инфраструктуры исламской религиозной жизни в Москве? Кажется, внятного ответа пока нет ни у кого.

Исламовед Костылев полагает, что в последнее время город делает для мусульман достаточно много. Он напоминает о частичном ограничении движения в местах, связанных с Соборной мечетью и даже временном закрытии станции метро «Проспект Мира».

«Инициатива с удалением рекламных щитов, демонстрирующих полуобнаженные тела, в тех местах, где будут молиться мусульмане, кажется, как минимум, разумной», — отметил Павел Костылев в разговоре с МОСЛЕНТОЙ.

Мечети необходимы, потому что то, что творится в этих молельных домах, а раньше на рынках — это не приведи Господь

Игорь Малашенко

политолог

Он критикует то понимание «светского общества», которое загоняет религию в «секулярное гетто», как это было в советское время: «Мы живем в светском обществе, но «светское» не значит «нерелигиозное». У религии и, в том числе, у ислама есть своя область действия. Никто ведь не запрещает крестные ходы. Тогда нелепо было бы запрещать и празднование Ураза-байрама и Курбан-байрама».

По оценке ученого, московские власти предпринимают довольно много усилий в целях обеспечения религиозной свободы в столице. По словам религиоведа, ситуация сегодня значительно улучшилась по сравнению с девяностыми и началом нулевых: «Появилась какая-то гармония».

Костылев не видит проблемы в том, что большинство мусульман молятся не в мечетях, а в импровизированных «молельных домах», которые обустраиваются везде, вплоть до вагончиков-бытовок на рынках: «В исламе принято ходить в мечеть в пятницу для дневного намаза. Но, строго говоря, если у вас есть закрытое помещение, где нет ничего нечистого, формально оно в течение какого-то времени может исполнять функции мечети».

На этот факт обращает внимание и политолог Игорь Малашенко: «Правоверный может молиться где угодно. По-арабски слово «месджит» означает «место, где ты простираешься». Коврик, на котором ты это делаешь, по-арабски называется «саджада». А «месджит» — это просто место. Где хочешь, там и молись».

В 90-е мы и подумать не могли, что халяльную еду можно будет купить в обычных сетевых магазинах

Марат Алимов

член президиума Духовного управления мусульман Москвы

Из этого вовсе не следует, что мечети не нужны. Эксперт уверен, что там, где их достаточно, меньше всего эксцессов, связанных с религиозными противоречиями: «Мечети необходимы, потому что то, что творится в этих молельных домах, а раньше на рынках — это не приведи Господь».

Марат Алимов из Духовного управления мусульман Москвы также видит позитивные тенденции в политике столичных властей: «В последнее время и правительство Москвы, и российское государство в целом повернулись лицом к мусульманам».

Коврик для молитвы называется «саджада»

Коврик для молитвы называется «саджада»

© Сергей Мелихов / МОСЛЕНТА

Он отметил, что правоверным предоставляют площадки, оплачивают установку шатров, дают субсидии на проведение праздников. В Москве работает Исламский университет, в аэропортах открываются молельные комнаты.

«В 90-е мы и подумать не могли, что халяльную еду можно будет купить в обычных сетевых магазинах», — вспоминает муфтий.

###Коренные москвичи не страдают исламофобией

С чем же связана антипатия некоторых москвичей к мусульманам, которая выплескивается на страницы социальных сетей после крупных исламских праздников? Председатель Исламского комитета России Гейдар Джемаль уверен, что как недостаток мечетей, так и агрессивное неприятие исламской религиозности со стороны части москвичей связаны вовсе не с объективными, а с политическими причинами.

«В XVII веке иностранцы с трудом различали православных и мусульман», — напоминает философ. Он подчеркивает, что мировоззренческая «матрица» коренных москвичей не предполагает никакого отторжения ислама, хотя бы потому, что культурный облик столицы столетиями определялся, в том числе, исламскими народами. По словам Джемаля, к исламофобии склонны преимущественно люди, ставшие жертвами злонамеренной пропаганды и не имеющие серьезного культурного бэкграунда в Москве.

Мусульмане не производят массовых жертвоприношений в городе. Это неудобно, и никто так не делает. Есть мясные фермы на окраинах города и в Подмосковье — все ездят туда

Рашид-хазрат Акказиев

заместитель Муфтия Москвы по культурно-просветительским программам

«Проблема не с мусульманским сообществом, а с москвичами, которые не понимают, что в Москве живет колоссальная — больше миллиона человек — исламская община», — сказал МОСЛЕНТЕ Костылев. Он напомнил, что значительная часть прихожан столичных мечетей — коренные москвичи, хотя основную массу составляют «гости столицы, работающие над благоустройством нашего города, за что им, конечно, надо сказать большое спасибо».

Мусульмане отмечают, что скандалы обычно связаны не с Ураза-байрамом, а с Курбан-байрамом, но и они, в основном, надуманны. Заместитель муфтия Москвы по культурно-просветительским программам Рашид-хазрат Акказиев утверждает, что большинство фоторепортажей, якобы фиксирующих кровавые гекатомбы на улицах Москвы, — постановочные.

«Мусульмане не производят массовых жертвоприношений в городе. Это неудобно, и никто так не делает. Есть мясные фермы на окраинах города и в Подмосковье — все ездят туда. Горожане же не будут сами разделывать мясо. Все ездят на мясобойни. Заказывают там животное, покупают, разделывают, привозят мясо в город, и там уже его раздают», — рассказал МОСЛЕНТЕ заместитель муфтия.