Опубликовано 15 декабря 2015, 13:53

Как продать ВДНХ

На биеннале в Венеции Москва продемонстрирует непрерывное преображение шедевра советского зодчества
С мая по ноябрь следующего года в Венеции пройдет 15-я архитектурная биеннале, в которой традиционно примет участие и Россия. МОСЛЕНТА узнала у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, куратора выставки в российском павильоне, почему экспозиция будет посвящена ВДНХ.
Как продать ВДНХ
Сергей Мелихов / МОСЛЕНТА

С мая по ноябрь следующего года в Венеции пройдет 15-я архитектурная биеннале, в которой традиционно примет участие и Россия. МОСЛЕНТА узнала у главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, куратора выставки в российском павильоне, почему экспозиция будет посвящена ВДНХ.

###Почему ВДНХ?

«В сотрудничестве с Министерством культуры Москва приняла решение выбрать для экспозиции павильона России тему ВДНХ, — рассказал МОСЛЕНТЕ Сергей Кузнецов. — Это интереснейший пример, когда территория с богатой историей, архитектурой, разными культурными слоями, пережив период запустения, активно преображается, причем главным инструментом возрождения становится культурная функция. Мы считаем, что ВДНХ достаточно точно отражает тему нынешней биеннале, объявленную куратором Алехандро Аравеной. Причем активное внедрение объектов культуры показывает нам модель развития не только самого ансамбля, но и территории города в целом».

Центральная аллея ВДНХ, 2015 год

Центральная аллея ВДНХ, 2015 год

© Сергей Мелихов / МОСЛЕНТА

Действительно, история ВДНХ уникальна, и это — отличный пример того, как отраслевая выставка, открывшаяся в 1939 году, продолжает жить и меняться вместе с мегаполисом, оставаясь современной городской площадкой, любимой всеми поколениями москвичей.

«То, что павильон России на 15-й Венецианской архитектурной биеннале будет посвящен Выставке достижений народного хозяйства — не случайность, — комментирует ситуацию генеральный директор ООО «ВДНХ» Екатерина Проничева, избранная сокуратором экспозиции павильона России. — ВДНХ была и остается архитектурной жемчужиной Москвы. Это крупнейший ансамбль зодчества советского периода, аналогов которому нет в мире. При этом главная выставка страны — не только самый большой архитектурно-парковый комплекс столицы, но и крупнейшая общественная территория, в рамках которой сегодня реализуется возможность проведения качественного культурного досуга для большого количества людей. Развитие ВДНХ — важный социальный проект правительства Москвы, ориентированный, прежде всего, на жителей крупного мегаполиса.

Современную ВДНХ по праву можно назвать абсолютно новым общественно-социальным явлением. Открытость территории, наличие насыщенной и интересной культурной повестки, большая доступность для посетителей, в отличие, например, от музеев и концертных залов, которые имеют ограничения по площади, — это и многое другое позволяет выставке не только привлекать намного больше людей, но и формировать новое культурное пространство, отвечающее высоким потребностям современного горожанина в качественном культурном отдыхе».

###Перспективы

Куратором основной части 15-й биеннале назван Алехандро Аравена — чилийский архитектор, исполнительный директор компании Elemental, занимающейся социальными проектами. Он уже объявил тему предстоящей биеннале: Reporting from the front («Вести с передовой»). Как именно экспозиция павильона России будет взаимодействовать с этой темой, пока не ясно. Кузнецов и Проничева только приступают к работе, и технических уточнений о том, как будет выглядеть экспозиция, пока нет. Эти детали впервые обнародуют на отдельной пресс-конференции в конце января, сообщает пресс-служба Москомархитектуры.

Но если вспоминать, каких успехов России удалось добиться на предыдущих двух Венецианских архитектурных биеннале, то можно предположить, что и на этот раз российский павильон если не станет сенсацией, как это случилось в 2012 году, то уж как минимум окажется в центре внимания архитекторов.

На биеннале 2012 года павильон России, посвященный Сколково, разделил второй приз с павильоном США. Если бы не история с Pussy Riot, которая была тем летом у всех на слуху, Россия получила бы тогда «Золотого льва». А экспозиция 2014 года Fair Enough в павильоне России, подготовленная Институтом медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», была отмечена специальным упоминанием жюри «за демонстрацию современного языка коммерциализации архитектуры». Экспозиция в павильоне России проходила под девизом Russia’s past, our present («Прошлое России — наше настоящее»).

Посетители в павильоне России на 14-й Венецианской архитектурной биеннале. Июнь 2014 года

Посетители в павильоне России на 14-й Венецианской архитектурной биеннале. Июнь 2014 года

© Luigi Costantini / AP

Вот что рассказывает Дарья Парамонова — эксперт института «Стрелка» и куратор российского павильона на Венецианской биеннале 2014 года:

— В прошлом году мы изначально ставили перед собой задачу быть понятным для международной аудитории. Потому что, по-моему, проблема любой презентации России на международном уровне связана с неверным представлением о том, как правильно подавать информацию. Это общее место — считать, что наши отечественные идеи и проекты сами по себе обладают такой глубиной, что достаточно эту глубину эффектно подать, и всем сразу же станет интересно, все сразу оценят и поймут, какой исключительный продукт перед ними. А это не так, ведь чтобы завоевать внимание международной аудитории, чтобы твою презентацию «считали», надо уметь разговаривать на понятном им международном языке.

И на прошлой биеннале мы эту идею довели до абсурда, выстроив экспозицию как коммерческое экспо, на котором «продавали» российские архитектурные идеи прошедшего столетия. Одной из двадцати идей, которые мы тогда «продавали», была идея ВДНХ, которая, в отличие от множества международных аналогичных проектов, является уникальным примером экспо, которое постоянно востребовано и эффективно функционирует.

Другие международные экспо после закрытия самой выставки, ради которой они создаются, чаще всего становятся заброшенными, разрушающимися «ярмарками тщеславия». А ВДНХ обладает потрясающей гибкостью и постоянно трансформируется. И даже в 1990-е, когда, казалось бы, в стране был упадок, ее павильоны функционировали, превратившись в торговые площадки. Они живут своей жизнью: их реставрируют, находят там скрытые от глаз публики барельефы и это тоже — удивительные свидетельства того, насколько интересной и пластичной системой является ВДНХ. И наша идея была — показать на этом примере, как перезапускать современные ярмарки и экспо.