Опубликовано 01 октября 2015, 19:25

Итоги велосезона

800 тысяч поездок, 185 тысяч пользователей, 190 километров велодорожек, 300 станций проката
МОСЛЕНТА разбиралась, насколько востребована была велосипедная инфраструктура в этом году, активно ли москвичи пользовались прокатом и что будет со всем этим зимой.
Итоги велосезона
Артем Геодакян / ТАСС

МОСЛЕНТА разбиралась, насколько востребована была велосипедная инфраструктура в этом году, активно ли москвичи пользовались прокатом и что будет со всем этим зимой.

Сеть станций велопроката появилась в Москве в 2013 году и как любое начинание вызвала массу споров. Противники велосипедизации города утверждали, что наш климат не приспособлен для велосипедистов, что ездить у нас можно всего несколько месяцев в году, а значит, не стоит тратить деньги на инфраструктуру. Тем не менее в центре города все чаще можно было встретить людей на велосипедах из городского проката.

Прокат создавался как альтернатива личному автомобилю и общественному транспорту для поездок на короткие дистанции. Если надо проехать пару-тройку километров, то просто берете велосипед на одной станции проката, едете куда надо и оставляете его на другой. У проката довольно сложный тариф. Есть абонентская плата (за день или за сезон), которая включает неограниченное количество бесплатных поездок до 30 минут. Более продолжительное катание придется оплачивать дополнительно. Москвичи распробовали новую услугу, и спрос на прокат велосипедов стал постоянно расти.

«С начала этого велосезона совершено более 800 тысяч поездок, а за весь прошлый сезон — 105 тысяч, — говорит Сергей Борозденков, руководитель проекта «Велобайк» Банка Москвы. — Мы постоянно развиваем проект, расширяя географию его присутствия в городе. В этом году были открыты 150 новых станций, а общее их количество составляет триста единиц».

Наибольшей популярностью велопрокат пользуется у людей возраста 25-45 лет, но многие пользователи считают его скорее развлечением, чем альтернативой городскому транспорту. Москвичи пока не ездят в офисы на прокатных велосипедах, основная часть поездок приходится на выходные дни. Всего в городе на трехстах станциях доступно 2700 велосипедов. Чтобы взять велик напрокат надо сперва зарегистрироваться на сайте velobike.ru и привязать карту «Тройка» для оплаты.

Сейчас в Москве 300 станций городского велопроката

Сейчас в Москве 300 станций городского велопроката

© Егор Рогалев / МОСЛЕНТА

«Взять велосипед напрокат — это целый квест, все не очень удобно, — говорит москвич Дмитрий Браверман. — Схема на пункте проката подразумевает, что у желающего есть непременно смартфон, желательно с приложением, банковская карта и некая компьютерная грамотность, чтобы совладать с информацией. Через терминал зарегистрироваться можно, но очень неудобно. Я не помню деталей, но это заняло у меня 40 минут, пришлось даже звонить оператору и просить пояснений. И это мне, грамотному молодому пользователю!»

С начала этого велосезона совершено более 800 тыс. поездок, а за весь прошлый сезон — 105 тысяч. В этом году были открыты 150 новых станций, а общее их количество составляет триста штук

Сергей Борозденков

руководитель проекта «Велобайк» Банка Москвы

Несмотря на недостатки в системе, в ней уже зарегистрировались почти 185 тысяч пользователей. А за сезон 2015 года было совершено свыше 800 тысяч поездок. Параллельно растет и дорожная инфраструктура. Департамент транспорта совместно с велоактивистами Москвы разработал схему развития велодорожек, которые должны составить полноценную сеть.

«На данный момент в Москве более 190 километров велодорожек, — сообщили в столичном Департаменте транспорта, — 120 километров из которых проложены в природных и парковых зонах, а порядка 70 — вдоль улиц. В этом году было оборудовано около 13 километров новых дорожек в рамках проекта «Моя улица». Они проходят по улицам Большая Никитская, Малая Никитская, Люсиновская, Мытная, Большая Ордынка, Новодевичий проезд., Новодевичья набережная, Малая Бронная и Неглинная».

Также в 2015 году запустили пилотный проект — одну велосипедную полосу на участке 4,5 километра от Никитского до Чистопрудного бульвара. От других велодорожек она отличается наличием светофоров, специальных информационных знаков и разметки, предупреждающей об опасных участках. Даже решетки для стока воды здесь сделали диагональными для безопасности велосипедистов.

Реализация проекта не потребовала особых вложений, велосипедную полосу создали за счет небольшого сужения автомобильных полос и оптимизации пространства. За парковку на велополосе придется заплатить штраф 2500 рублей. По данным видеомониторинга, с момента открытия по ней было совершено около 90 тысяч поездок.

Велополоса на Бульварном кольце снабжена особой разметкой, но не отделена от автомобильного транспорта

Велополоса на Бульварном кольце снабжена особой разметкой, но не отделена от автомобильного транспорта

© Сергей Мелихов / МОСЛЕНТА

«Я считаю, что в перспективе надо физически отделять автодвижение от велосипедистов, — говорит Сергей Толубаев, руководитель велоклуба «32 спицы». — Но это должны быть не столбики, потому что столбик можно задеть педалью велосипеда, а бордюры или бортики, чтобы водители не могли так просто заехать на велосипедную полосу, не повредив свой автомобиль».

К 2020 году планируется завершить строительство веломаршрута «Зеленое кольцо», длина которого составит около 75 километров и объединит 15 крупных парков и лесоспарков. Дептранс рассчитывает, что по этому маршруту будет совершаться до пяти миллионов поездок в год. Пока велосипедная активность в Москве определяется сезоном, но с каждым годом все больше москвичей используют велосипед и зимой.

Компания «Велобайк» по окончании сезона убирает свои велосипеды на склад, но запрос на круглогодичное использование велоинфраструктуры все равно есть. В европейских городах такая практика существует, и это касается не только относительно теплого Парижа, но и городов Дании и Норвегии. Сейчас специалисты Дептранса проводят аналитическую работу, в результате которой будет подготовлен оптимальный вариант использования велодорожек и велополос в зимний период.