Опубликовано 20 мая 2015, 16:38

Цена природы

Сколько москвичи должны платить за свет
МОСЛЕНТА выяснила, почему рост тарифов жилищно-коммунального хозяйства в 2015 году более чем в полтора раза отстает от инфляции.
Цена природы
dmitry_m / Фотобанк Лори

МОСЛЕНТА выяснила, почему рост тарифов жилищно-коммунального хозяйства в 2015 году более чем в полтора раза отстает от инфляции.

Тарифы ЖКХ в Москве с 1 июля вырастут на 10 процентов. Как объяснил глава столичного департамента экономической политики и развития Максим Решетников, плата за отопление увеличится на 13 процентов; холодная вода и канализация подорожают на 5,9 процентов; горячее водоснабжение — на 11,5 процентов; тарифы на электроэнергию и на газ — на 7,5 процентов. Общее подорожание останется в пределах 10 процентов.

В последний раз цены на услуги ЖКХ поднимали в ноябре 2014 года. Ранее Росстат сообщал, что за 2014 год стоимость коммунальных услуг в Москве увеличилась на 9,4 процента. На территории Новой Москвы рост был еще меньшим — 3,5 процента. Инфляция в прошлом году составила 11,4 процента. Теперь, согласно прогнозам, на которые ссылается Решетников, среднегодовая инфляция ожидается на уровне 16,5 процентов. Рост цен на услуги ЖКХ останется намного ниже этого уровня. «Участие города в расходах на ЖКХ — почти 91 миллиард рублей. Сюда входят льготы и субсидии для граждан, содержание и благоустройство дворов, дотирование тарифов на горячую воду и отопление и другие вложения. То есть фактически каждый третий рубль от всех расходов, связанных с ЖКУ, оплачивает город. Субсидиями на оплату ЖКУ в Москве пользуются 573 тысячи семей, или свыше 870 тысяч человек, — это 11,5 миллиарда рублей; льготы на оплату ЖКУ достигают 28 миллиардов рублей для 3,5 миллионов человек. То есть каждый третий москвич пользуется льготам на оплату жилищно-коммунальных услуг — в Москве 48 льготных категорий граждан», — рассказал МОСЛЕНТЕ Максим Решетников.

МОСЛЕНТА расспросила экспертов о том, почему с каждым годом москвичей вынуждают все больше платить за воду, свет и тепло.

Юрий Саакян, генеральный директор Института проблем естественных монополий:

— В сфере оплаты услуг ЖКХ всегда существовала естественная монополия со стороны тех, кто предоставляет услуги. Город старается это регулировать, сдерживая тарифы. Уполномоченные органы устанавливают цены, с которыми частные компании спорить не могут.

Сейчас тарифы остаются ниже экономически обоснованных.

Но повышать цены приходится, поскольку издержки объективно растут. Дорожают средства, необходимые, чтобы доставить населению те самые природные ресурсы, — например, трубы и металлы, даже сделанные в России. Поэтому уполномоченные структуры изучают расчеты и принимают решение о повышении тарифов. Конечно, население этим недовольно. Но объективные причины здесь есть, с этим не поспоришь. Цены растут хотя бы из-за инфляции.

Сейчас тарифы остаются ниже экономически обоснованных, поскольку правительство Москвы выделяет достаточные дотации и следит за тем, чтобы уровень оплаты услуг ЖКХ не превосходил 10 процентов от дохода семьи. Хочу заметить, что по стране в целом этот показатель — 22 процента, то есть приоритет столицы очевиден. К сожалению, иногда зарплаты у людей уменьшаются. Но тогда появляется возможность получить субсидию.

Снятие показаний газового счетчика.

Снятие показаний газового счетчика.

© Валерий Матыцин / ТАСС

Виктор Колесник, специалист Института экономики энергетики и ЖКХ НИУ ВШЭ:

— Нельзя сказать, что это неожиданное повышение. Было решено, что с 1 января до 1 июля 2015 года цены на услуги ЖКХ не повышаются, а после этой даты возможен рост. И нельзя забывать об инфляции 16,5 процентов, из-за которой растут цены на все основные энергоресурсы. В первую очередь речь идет о топливе.

Вообще ситуация в мире всегда влияет на тарифы ЖКХ. Например, себестоимость газа осталась прежней, однако из-за падения курса рубля мировая цена его изменилась. Если рубли ничего не стоят, приходится это учитывать. Поэтому, кстати, опрометчиво говорить о том, что при расчетах в рублях людей не должны беспокоить колебания валютного курса. Дело в том, что здесь необязательно иметь дело с импортом. Даже если вода — наша, отечественная, мы не черпаем ее из колодца. Воду необходимо выкачать из скважины, а на это тратится электроэнергия. Для ее получения в свою очередь нужны газ, нефть и мазут. В результате получается замкнутый круг.

Саморегулирование рынка не может помочь происходящему.

На мой взгляд, тренды повышения с 2011 года говорят в пользу Собянина. До его прихода к власти последний рост тарифов составил 22 процента. Сейчас тарифы поднимают комфортно, и их повышение всегда остается ниже инфляции. Тарифы на услуги естественных монополий регулируются, но если цена на газ выросла, никто не продаст вам его по прошлогодней цене. Нужно это понимать. Здесь необходим адекватный контроль, внедрение так называемой экономики низких издержек. Саморегулирование рынка не поможет. Поэтому сейчас мы возвращаемся к советской модели: появляются ГБУ «Жилищник».

Александр Козлов, исполнительный директор проекта «Школа грамотного потребителя»:

— Тарифы растут, но все-таки у москвичей есть шанс сэкономить. Прежде всего мы должны добиться возможности оплачивать эти услуги по факту: речь идет об установке индивидуальных приборов учета. Тогда люди смогут платить строго за то, что они тратят. И сразу придется задуматься о лишних расходах. Например, если в пустой комнате не выключен свет или из крана течет вода, то это отразится на семейном бюджете. Люди станут внимательнее, многие уже сейчас предпочитают покупать энергосберегающие лампы или светодиоды. Однако индивидуальные приборы лишают москвичей другой возможности сэкономить: уже нельзя будет вычесть из счета те дни, когда человека не было в квартире.

Квитанция на оплату коммунальных услуг.

Квитанция на оплату коммунальных услуг.

© Сергей Авдуевский / ТАСС

Если москвич уезжает, то он имеет право не оплачивать ЖКУ за время отсутствия. Для этого необходимо предоставить документы, подтверждающие отъезд: билеты, командировочный лист, справку из садового товарищества. Если начисления производились по нормативам, то перерасчет будет произведен. Кстати, для этого необязательно, чтобы уезжала вся семья. Стоимость ЖКУ зависит от количества проживающих в помещении, и перерасчет возможен даже при отъезде кого-то одного. А еще нужно помнить, что существует общедомовой расход, включенный в норматив. Это те ресурсы, которые нужны для освещения или мытья полов в подъезде, например. Этот баланс мы тоже частично оплачиваем.

Большая часть московских квартир уже оборудована счетчиками воды. Но кому-то они просто невыгодны. Мы должны стремиться к тому, чтобы количество проживающих соответствовало количеству зарегистрированных, тогда расчеты по нормативу будут объективными. Допустим, одиноким пенсионерам, от которых уехали дети, явно выгоднее иметь счетчик.

Илья Долматов, директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий ГУ-ВШЭ:

— В столице сдерживают тарифы ЖКХ. В первую очередь Региональная энергетическая комиссия Москвы анализирует обоснованность затрат и их эффективность. Это позволяет выявлять резервы компаний, их завышенные аппетиты. Помимо этого, правительство выделяет субсидии на оплату ЖКУ. Существуют льготы для тех, у кого доля расходов на услуги ЖКХ превышает 10 процентов.

В других регионах страны ситуация хуже.

Другой вариант — оплата разницы между экономически обоснованными тарифами и теми, которые в результате устанавливаются. В нашем случае речь идет о тарифах на отопление, — они субсидируются. Из бюджета Москвы выделяются значительные суммы, которые уходят на оплату ЖКУ. Конечно, увеличение расходов на тепловую энергию связано с ценами на газ, которые регулируются на федеральном уровне. Услуги водоснабжения и водоотведения требуют затрат на электроэнергию. Это замкнутый круг, — ресурсы нуждаются друг в друге. И нельзя забывать о том, что инфляция превзошла наши ожидания. Поэтому я не стал бы говорить об ущемлении прав жителей Москвы — наоборот, мы защищены мерами, которые предпринимает правительство. В других регионах страны ситуация хуже. Так или иначе кризис стал для нас проверкой на прочность, после которой должна произойти перестройка секторов экономики.