Опубликовано 31 августа 2016, 18:51

Учителя первого класса

Узнали у молодых и успешных педагогов, как (не) испортить детям лучшие годы
Первого сентября принято радоваться, улыбаться и с трепетом вспоминать лучшие годы, но для кого-то эти самые годы были безнадёжно испорчены. Скорее всего, порчей занималась суровая дама лет 50-60, одетая в цвета московской зимы (и примерно так же празднично), от души плюющая на рамки дозволенного и личные проблемы детей. Но поверьте - не все такие.
Учителя первого класса
Геннадий Михеев / PhotoXPress.ru

Первого сентября принято радоваться, улыбаться и с трепетом вспоминать лучшие годы, но для кого-то эти самые годы были безнадёжно испорчены. Скорее всего, порчей занималась суровая дама лет 50-60, одетая в цвета московской зимы (и примерно так же празднично), от души плюющая на рамки дозволенного и личные проблемы детей.

Но поверьте нам: есть на этом свете люди, готовые искренне и с душой подходить к процессу образования и общения с детьми и родителями. МОСЛЕНТА узнала у молодых и успешных педагогов, что сегодня главное в отношениях со школьниками, почему школу стоит любить, а также решили дать педагогам пару вредных советов, которые помогут им стать анти-учителем года.

«Пафосно ходить по школе - не главная задача»

Анна Сергеевна Кувшинова - преподаватель, тьютор в Университетской школе при Московском городском педагогическом университете, где учатся около 370 человек. И, возможно, опыт у неё не самый большой (около трёх лет), но от предстоящей встречи с ней ученики уж точно не рыдают в подушку.

Тьютор совмещает очень много задач. Во-первых, это классный руководитель, который фактически воспитывает, ведёт образовательный процесс. Во-вторых, это педагог, который мониторит уровень и способности школьника, индивидуально прописывает для учеников программу в зависимости от их способностей. И, наконец, это человек, который готов выслушать и воспитывает личность, а не просто тыкает носом в ошибки после контрольной.

Анна Сергеевна Кувшинова во время урока.

Анна Сергеевна Кувшинова во время урока.

© Кристине Папян / МОСЛЕНТА

«Главная задача - не пафосно ходить по школе, а быть на уровне с ребёнком, глаза в глаза, — говорит педагог. — Фактически, хороший учитель - это дипломат, который не только способен найти подход к каждому ребёнку, но и помочь наладить какую-то ситуацию в жизни школьника или отношения с родителями (если это требуется)».

Вспомните своих учителей: много кому из них вы были готовы доверить самое сокровенное, будучи уверенным, что это не дойдёт до одноклассников, семьи или не станет предметом обсуждения на педсовете? А Анне Сергеевне доверяют. В чём секрет? Всё элементарно: в доверии и уважении детей. Хороший учитель ставит себя перед учеником так, что тот видит поддержку, опору, желание выслушать и помочь, а также уверен, что информация не дойдёт до лишних ушей.

У учителей тоже было детство

У всех педагогов были свои нелюбимые учителя. Директор школы №2095 «Покровский квартал» Новокрещенов Илья Владимирович вспоминает, что ему покоя не давал один из преподавателей, который имел свою собственную точку зрения насчёт предмета и ни в какую не хотел слышать мнения школьников.

«В целом я был примерным учеником, но у одного учителя мне не нравилась, в том числе, жизненная позиция», — рассказывает он, добавляя, что постоянно задавал педагогу каверзные вопросы, что не способствовало потеплению взаимоотношений.

Учителя первого класса

© Евгений Надалинский / Коммерсантъ

За 15 лет работы педагогом Илья Владимирович убедился, что одной из главных проблем учителей, которые точно не претендуют на звание «лучший друг и товарищ» является нежелание развиваться и узнавать что-то новое.

«Когда учитель, каждый день вещающий с позиции абсолютной истины, начинает почивать на лаврах, то он начинает деградировать», — говорит директор.

Другая категория ненавистных детям педагогов — учитель-ремесленник, у которого есть только одно желание: поскорее отвести урок, получить зарплату и пойти домой. «Такие педагоги не интересуются детьми, тем, что у них творится в жизни», — отмечает Новокрещёнов. Однако по его наблюдениям этих учителей становится всё меньше. В школы начали приходить молодые люди, готовые дружить с детьми и не воспринимающие их проблемы как что-то незначительное.

Родители в теме

Родители, согласитесь: не так уж много среди вас тех, кто искренне радуется 1 сентября, будь то первый класс или восьмой. В голове только мысли о тратах (в этом году снаряжение первоклассника обойдётся минимум 9-10 тысяч рублей), а также подсознательная неприязнь и страх перед школой как перед проклятым местом, высасывающим все силы.

Учителя первого класса

© Иван Секретарев / AP

«Родители должны понимать, что происходит в школе, — уверен Илья Новокрещёнов. — И педагогам нужно относиться к родителям учеников, как к партнёрам. Необходимо открывать школу для родителей».

Кстати, нередко сами родители доводят преподавателей, не принимая, например, недостаточный (по их мнению) опыт или какие-то новые методики. «Идя в школу, я думала, что буду воспитывать детей, а в итоге порой воспитываю и родителей», - смеётся Анна Сергеевна. Так, что, дорогие взрослые, не спешите всё принимать в штыки: хотя бы попробуйте сначала понять.

Учитель: инструкция по созданию

Наши собеседники дали своим коллегам несколько советов, как стать настоящим профессионалом и товарищем школьников. На самом деле они просты и немногочисленны. Как говорится, было бы желание.

Первое. Современный педагог должен быть, как говорится, молод душой. «Он должен хотеть учиться не только у коллег, но и у детей, от них ведь тоже много можно получить», — говорит Анна Сергеевна.

Второе. Не нужно задирать нос, а то начинаешь «консервироваться». Преподаватели, считающие себя априори лучше учеников, могут с лёгкостью, за считанные месяцы превратиться в тех самых «Марьиванн», которым наплевать на сердца учеников.

Учителя первого класса

© Евгения Гусева / Комсомольская правда / PhotoXPress.ru

Третье. Необходимо быть мобильным, ведь работа с детьми — это не сидение за столом подобно статуе. Припоминаете учителей, которым ничего не нужно было, только отвести урок? Никаких тебе внеклассных прогулок, интересных занятий, походов в театры и на экскурсии… И как, ностальгируете?

Четвёртое. Да, пресловутая стрессоустойчивость. Какими бы милыми и контактными ни были дети, каким бы понимающим ни был коллектив, профессия педагога всё равно подразумевает постоянный стресс — визги и ссоры учеников, непонимание родителей и прочее. Если природа не одарила вас здоровой толтокожестью, и воспитать её никак не получается, надо не сбрасывать стресс на учениках, а задуматься о собственном выборе профессии.

Пятое. Искренность. Да-да, элементарная искренность, которая, как известно, притягивает людей.

Вредные советы

И напоследок мы сделаем важный вид и выступим с парой вредных советов для самих учителей, которые хотят видеть ужас в глазах и испортить максимальное количество детских воспоминаний.

Дорогие наши, хотите, чтобы школьники вздрагивали от одной мысли о вас? Чтобы дети до старости ненавидели школу, причём именно из-за вас? Если да, то просто попробуйте соблюсти несколько вредных советов.

  1. При каждом удобном случае предавайте доверие ребенка. Ученик что-то рассказал вам? Скорее бегите к его родителям и обязательно процитируйте всё, что услышали (позволительно и приукрасить).

  2. Как можно чаще пересекайте границу личного. Оскорбляйте, насмехайтесь, на родительских собраниях при всём честном народе называйте имена отдельных школьников и их проступки. Это точно поможет вам стать анти-звездой.

  3. Обманывайте. Дети это прекрасно чувствуют. Да и родители это, в конце концов, непременно тоже оценят.