Сто друзей за сто рублей
Как работает бизнес по накрутке лайков и кто гонится за «мертвыми душами»Недавно российские и зарубежные СМИ сообщили, что в Москве установили аппарат по продаже лайков и друзей во «ВКонтакте» и Instagram. Специалисты знают, что этот бизнес давно отлажен и приносит большую прибыль. МОСЛЕНТА попробовала разобраться, как этот механизм работает, а также поинтересовалась, какой же вес сейчас имеет лайк.
Новость, срубившая лайков
В июне одна из самых обсуждаемых новостей в Москве — появление в торговом центре «Охотный ряд» вендингового автомата, в котором можно купить фейковых друзей и лайки в соцсетях «ВКонтакте» и Instagram. Первым его заметил журналист Василий Сонькин. СМИ бросились на поиски хозяев новинки и экспертов по поддельным друзьям. О «лайкомате» написали десятки крупных российских и даже зарубежных изданий.
Позже стало известно, что автомат — не такая уж и новинка. Проект Snatap был создан бизнесменами Аязом Шабутдиновым и Назиром Юсифовым еще в 2015 году, и в Москве аппарат работает уже около года.
«Так вот, еще год назад, наш аппарат был установлен в «Охотном ряду». Приносит он в месяц в среднем 115-120 тысяч рублей. И вот он стоит там все это время, и не только там, и недавно на него наткнулись журналисты», — написал в слоем блоге Шабутдинов.
Эта история показывает, как мало мы знаем о накрутке лайков и ботов. Чтобы разобраться в теме, МОСЛЕНТА побеседовала с создателем такого софта, с Digital-антропологом и психологом.
И личное, и просто бизнес
Любой человек, пытавшийся заработать в интернете с помощью SMM, создания сообщества или канала, прекрасно понимает, что покупка «мертвых душ» сегодня — это не гоголевский абсурд, а вполне себе живой бизнес. Как рассказал МОСЛЕНТЕ разработчик сервиса по накрутке лайков и подписчиков Борис, прибыль больших игроков этого рынка исчисляется суммами с шестью нулями.
«Не берусь говорить за другие страны, но в России этот рынок просто огромен. Те, кто серьезно крутятся в этом бизнесе, зарабатывают буквально миллионы», — отметил он. По словам Бориса, есть два основных сегмента потребителей — это бизнес и частные клиенты. Сам он работает в основном с малым бизнесом.
«Здесь у каждого своя мотивация. Кто-то хочет искусственно поднять популярность своего продукта в глазах клиента, кому-то же (SMM-менеджерам) необходимо выполнить месячный KPI по вовлечению в сообщества, показать красивую статистику начальству, для этого и покупаются лайки», — рассказал он.
Стоимость на рынке у всех примерно одинакова — около 200 рублей за 1000 лайков или подписчиков. Борис подчеркивает, что в таком заработке нет ничего нелегального. Конечно, работа ведется не через вендинговые аппараты, а онлайн. Но, как известно нашему собеседнику, и все подобные аппараты оформлены на ИП или ООО и платят налоги. Некоторые «накрутчики» торгуют в том числе дизлайками.
Борются с фальшивыми аккаунтами и фальшивой активностью сами соцсети. «Ответственность за нарушение правил использования Instagram ложится на пользователей, и последствия возможны только внутри социальной сети. На моей памяти самой страшной санкцией со стороны руководства сети было списание накрученных лайков/подписчиков», — рассказал он.
На вопрос, работают ли реально лайки, Борис ответил, что это спорный момент, и ответ кроется скорее в психологии. Однако в некоторых соцсетях это вполне рабочий рычаг ведения бизнеса.
«Если пару лет назад еще кого-то можно было удивить ста тысячами подписчиков, то с сегодняшним количеством местных селебрити — судить не берусь. Также нужно учитывать, что помимо психологии, боты используются для воздействия на алгоритмы формирования топ-списков в социальных сетях (в Youtube — тренды, в Instagram — раздел explore и так далее — ред.)», — сказал наш собеседник.
Что же касается частных клиентов, то с ними все предельно ясно. Они приходят к продавцам лайков, чтобы казаться популярнее, и в основном это молодые девушки. Сколько в среднем они тратят на свою залайканность, Борис ответить затруднился.
«Цифра очень размазанная. Кто-то просто покупает услугу "автолайк", чтобы боты автоматически ставили необходимое количество лайков на новые фото пользователя. Но оно небольшое, всего в районе 100-200, чтобы поддерживать видимость хоть какой-то активности в собственных профилях. Кто-то закупается активнее. Четкой статистики здесь нет» — отметил он.
Они становятся живее
Итак, соцсети борются с фейками самостоятельно. Они постоянно разрабатывают новые алгоритмы поиска фальшивой активности и иногда проводят зачистки. Однако это работает только против программных продуктов. В сети же существует нечто вроде клик-ферм — пулы пользователей, готовых помочь с накруткой.
«Существуют специализированные обменные сервисы и приложения, в которых реальные люди ставят лайки другим людям в обмен на некоторое денежное вознаграждение, либо на чужие лайки на своих фото», — рассказывает Борис.
Но и создатели софта постоянно модернизируют свой продукт. Сейчас автоматизировать можно почти все действия пользователя за телефоном или компьютером, которые не требуют сложной умственной деятельности. Автоматизирована регистрация новых пользователей (то есть, собственно, создание бота), далее профиль автоматически наполняется заранее готовой информацией, сгенерированной приложением (только фотографии не создаются с нуля, а попросту берутся из открытых источников). Следующий шаг — сделать бота умнее, научить его мимикрировать под живого человека.
«Если бот ведет себя как живой человек, публикует фото, ставит лайки в пределах разумного, вычислить его автоматически практически невозможно, — рассказывает наш собеседник. — Например, сейчас бот, помимо стандартных действий, может пролистывать ленту. На самом деле никакого пролистывания, естественно, не происходит, он просто посылает необходимые запросы на сервера Instagram».
При этом каждый бот привязывается к отдельному IP-адресу, что обеспечивает дополнительную безопасность его создателю. Вычислив один фейковый аккаунт, Instagram будет непросто вычислить сразу всю сеть.
Что же до засоренности соцсетей фейками, то, по словам Бориса, чистых сейчас нет вообще. «Как бывший разработчик некогда популярного софта для накруток в Periscope, могу сказать, что стоит новой сети обрести маломальскую популярность, туда тут же набежит армия ботов», — уверен он.
Самой чистой в этом плане является Facebook, где фальшивых пользователей вычищают полуавтоматическими алгоритмами. Самые засоренные — Instagram и Youtube. «Второй — слишком лакомый кусочек сегодня, популярность там сейчас значит гораздо больше, чем в любой другой сети. Поэтому и без накруток никуда, и без покупки дизлайков. Топят неугодных. Сейчас тренд на политические видео», — добавил Борис.
Социальный капитал для обывателей
Жизнь человека в сети, его фотографии, лайки, репосты и другие следы пребывания там давно стали предметом внимания специалистов. С ними работают и в таких неожиданных сферах, как, например, градостроительство и благоустройство, «вычисляя» предпочтения разных социальных групп и выявляя «недоосвоенные» территории.
Может ли распространение фейковых пользователей и лайков в будущем стать проблемой реальной жизни? С этим вопросом МОСЛЕНТА обратилась к Digital-антропологу Дарье Радченко (КБ "Стрелка").
«Когда я только увидела новость про этот «лайкомат», мне стало ясно главным образом одно: этот вид сервиса — если он действительно существует, а не является просто шуткой — создан явно не для тех, кто накручивает лайки с целью получить какие-то дополнительные контракты, финансовую выгоду и так далее. Это сервис для рядовых пользователей, для нас с вами», — считает она.
Радченко уверена, что те, кому надо накручивать лайки в коммерческих целях, делают это без каких-либо автоматов и гораздо эффективнее. Ну а специалисты, изучающие активность пользователей в соцсетях, легко отличают реальные лайки от фейковых. Поэтому она в распространении поддельной активности пока не видит ничего тревожного.
Что же касается накрутки лайков и покупки друзей обычными пользователями, то, как считает Радченко, для них это попытка накопления «социального капитала». «Лайки - это выражение того, что человека в обществе замечают, его одобряют. И это важно не только для него самого: заходя на страницу нового знакомого, вы сразу видите, насколько он востребован окружающими, важен для них. Покупая лайки, человек покупает то впечатление, которое он хочет производить на других, а в конечном итоге — наращивает социальный капитал. Именно за ним человек сейчас приходит в сеть — для того, чтобы находить новые себе подобные контакты, развивать коммуникацию с ними», — отметила она.
При этом для людей среднего и старшего школьного возраста и студентов, половина или даже целая жизнь которых прошла уже после распространения соцсетей, взаимоотношения в интернете отзеркаливается в реальную жизнь и имеет такую же ценность, как живое общение.
«По крайней мере, в среде детей и молодежи лайк действительно оказывается серьезной позицией в коммуникации, некоторым реальным средством выразить свое отношение», — заключает эксперт.
Лайк из прошлого
Наконец, мы решили выяснить, в чем кроется такая бешеная популярность лайка как формы коммуникации. Как считает психолог Ольга Юрковская, отчасти ответ на этот вопрос лежит в нашем далеком прошлом.
«Речь идет о совершенно нормальном желании быть значимым и признаваться членами референтной группы. В древние времена человек, которого отвергало племя, не выживал, так как это было физически невозможно. Даже в более поздние времена, когда человека выгоняли за пределы деревни, были очень большие шансы погибнуть», — отметила она.
С другой стороны, продолжает психолог, лайки воспринимаются как некий ресурс, и люди стремятся заполучить их, потому что в них до сих пор живет осознание того, что большое число ресурсов — черта успешного человека.
«Для большинства людей жизнь в реальном офисе, в реальном городе, в реальных условиях показывает, что никто их особо не уважает и не любит. Когда в реальной жизни у человека нет ничего приятного и он не удовлетворяет свою потребность быть значимым и социально одобряемым, мозг подсовывает ему суррогат», — уверена Юрковская.
Третий момент — химческий. За лайк мозг награждает нас эндорфинами.
При всем этом между реальной успешностью и обилием лайков лежит огромная пропасть, уверен специалист. Монетизировать свою популярность удается единицам. Но именно поэтому люди бросаются в эту гонку. И иногда такое поведение приводит к зависимости, становится заболеванием, напоминающим алкоголизм. Особенно это присуще детям, но в зоне риска любой инфантильный человек.
«Например, одна из моих клиенток рассказывала о своей проблеме с рейтингом в ЖЖ: он обновлялся каждое утро в 5:00, и она ставила будильник, чтобы увидеть, вырос он или упал. То есть человек дошел до такой зависимости, что жертвовал сном и хорошим самочувствием, чтобы узнать, сколько удалось получить социальных поглаживаний (ответных реакций - ред.)», — вспоминает психолог.
Что касается фейковых лайков, то Юрковская также считает, что верить им присуще людям инфантильным, ведомым. «Психологически зрелые люди оценивают реальные достижения, и количество лайков для них будет одним из многих критериев, но далеко не главным», — подчеркнула она.
Несмотря на это, лайки далеко не всегда являются чем-то плохим. Например, если человек получает позитивный отклик за свои оригинальные (а не ретранслированные) мысли, если его активность в соцсетях действительно каким-то образом переходит в весомый социальный капитал, в частности, в дружбу, или монетизируется, то это придаст уверенности аутсайдеру.
Однако это не работает с девушками, «срубающими» сотни сердечек за фотографии своего нового маникюра, подчеркивает Юрковская. «В реальной жизни она не решила свои проблемы — не занялась своей внешностью, не научилась быть обаятельной и приятной в общении с молодыми людьми. От лайков ее маникюру счастья в личной жизни не прибавится. Девушкам, которые используют лайки как способ сбежать в виртуальную жизнь, они только вредят», — категорично заявляет психолог.