Опубликовано 01 июля 2017, 00:00

Московская вотчина на Боспоре

Пушкинский музей собрал самую полную выставку артефактов Пантикапея и Фанагории
Выставка «Пантикапей и Фанагория. Две столицы Боспорского царства», открывшаяся в Пушкинском музее, совершенно уникальна, и все, кому интересна культура античности, просто не имеют права ее пропустить. В ближайшие десятилетия ничего подобного увидеть нам точно не удастся. МОСЛЕНТА поясняет, почему.
Керченский пролив, бывший Боспор Киммерийский
Керченский пролив, бывший Боспор Киммерийский
пресс-служба ГМИИ имени Пушкина

Выставка «Пантикапей и Фанагория. Две столицы Боспорского царства», открывшаяся в Пушкинском музее, совершенно уникальна, и все, кому интересна культура античности, просто не имеют права ее пропустить. В ближайшие десятилетия ничего подобного увидеть нам точно не удастся. Дело в том, что по воле обстоятельств, вещи, за много лет раскопок найденные в крупнейших центрах Боспорского царства, хранятся в разных музеях нашей страны, а сейчас впервые, благодаря энтузиазму и самоотверженности устроителей выставки, их удалось собрать в одном месте.

Три юбилея

Выставки принято привязывать к юбилеям — так произошло и на сей раз. В этом году исполняется 90 лет с начала археологической деятельности, которую ведут сотрудники Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина в восточном Крыму и на Тамани, то есть, на территории некогда существовавшего здесь Боспорского царства.

Первые исследования дали великолепные результаты, и через десять лет ГМИИ совместно с Историческим музеем основал постоянно действующую Фанагорийскую экспедицию для изучения одноименного городища возле станицы Сенной. Это второй юбилей, но не последний. Еще десятилетие спустя, сразу по окончании Отечественной войны, музей организовал экспедицию уже в Керчи для детального исследования находившейся здесь столицы Боспорского царства города Пантикапея.

Эти три знаковых юбилея просто требовали, чтобы их ознаменовали каким-то выдающимся событием, и это удалось. На призыв главного идеолога и куратора выставки, заведующего Отделом искусства и археологии Античного мира ГМИИ Владимира Петровича Толстикова ответили коллеги из всех музеев, в которых есть находки разных лет из Пантикапея и Фанагории. Это дало возможность организовать выставку, которая максимально полно отражает историю двух столиц Боспорского царства — между прочим, самого древнего государства на территории России.

Так уж получилось, что большинство дореволюционных находок хранится в Эрмитаже, материалы раскопок советского времени, когда экспедиции организовывали ГИМ и ГМИИ, находится в Москве и краеведческих музеях Тамани, а все пантикапейские находки последних двух десятилетий оставались в украинской тогда Керчи. И вот сравнительно недавно в Фанагории появился свой исследовательский центр и музей, где теперь остаются все редкие артефакты из раскопок. Именно поэтому вместе Боспорские находки не выставлялись никогда.

Выставка организована очень необычно. Олимпийский зал, где она разместилась, превратился в кабинет археолога-исследователя, который будто вышел на секунду, оставив вещи на своих местах. По стенам — стеллажи с рулонами карт и коробками для находок, в середине — огромный камеральный стол, на котором разложены находки. И конечно, феноменальные вещи — самое интересное, что можно было отобрать в Боспорских коллекциях Государственного Эрмитажа, ГМИИ имени А.С.Пушкина, столичного Исторического музея, Таманского, Керченского и Фанагорийского музеев.

Некоторые находки последних лет не известны широкой публике, например, совершенно уникальное ритуальное захоронение коня — сфагион. Поскольку лошадь была неотъемлемой частью жизни воина-кочевника, то для предотвращения скифских набегов эллины проводили мистические ритуалы, в ходе которых расчленяли тушу коня, проводили с ней какие-то обряды, а потом хоронили ее, но не всю, а лишь часть. Подробности ритуала достоверно не известны, но материальные свидетельства его можно увидеть своими глазами.

Представлена на выставке и великолепная чернолаковая керамика, и эллинистические терракоты, и фрагменты мраморных статуй. Создатели экспозиции смогли привезти полутонные каменные и мраморные архитектурные детали, в том числе камни с древними надписями.

Есть даже поднятый со дна моря боевой корабельный таран первого века до нашей эры и постамент надгробного памятника жены царя Митридата VI Евпатора Гипсикратии — знаменитой женщины-воительницы, которая погибла с оружием в руках, сражаясь у стен Фанагории. Перечислять все экспонаты нет смысла, но поверьте, коллекция подобрана весьма впечатляющая и представлены экспонаты по последнему слову музейного искусства. Впрочем, лучше один раз увидеть…

«Оперативный отряд истории»

С одной стороны, история Боспорского царства изучена достаточно хорошо, с другой — в ней сплошные загадки. Сохранилось очень мало письменных источников, а некоторые временные периоды в них вовсе не отражены. Естественно, в такой ситуации на первый план выходит археология — «оперативный отряд истории», как любит выражаться начальник Пантикапейской экспедиции Владимир Толстиков.

Правда, порой раскопки порождают больше вопросов, чем ответов, но такова уж археологическая диалектика. В любом случае, с каждым полевым сезоном идет постоянное накопление знаний, и картина становится более целостной. Просто пока исследовано лишь два процента от 75 гектаров территории Фанагорийского городища, аналогичная картина и в Пантикапее. И тем не менее, каждый год приносит уточнения и открытия.

Например, не так давно было доказано, что Пантикапей действительно был основан в конце VII века до нашей эры, археологи нашли тому прямое материальное подтверждение. Ранее эта цифра называлась лишь как предположение. Кроме того, стало известно, что в создании Пантикапея участвовали не только греческие колонисты (выходцы из Милета), но и представители других народов Малой Азии — фригийцы и лидийцы. Эти сведения еще не попали в учебники, пока это «внутренняя» научная информация, но скоро она станет достоянием всех любителей истории.

Возникает вопрос, почему так мало территории открыто и нельзя ли увеличить скорость работ. Ответ однозначный: нет, нельзя. «Памятник лучше всего сохраняется в земле» — это археологическая аксиома. Раскапывая, исследователь фактически уничтожает памятник. Исходя из этого, археолог должен, во-первых, максимально точно зафиксировать все нюансы раскопок – стратиграфические слои, изменение плотности и цвета почвы, расположение предметов и т.д. Во-вторых, тщательно обработать весь найденный материал, а в-третьих, ему нужно думать, как сохранить раскопанные архитектурные остатки.

На консервацию и последующую музеефикацию требуется больше средств, чем на раскопки, а выделяет их государство весьма скудно. Хорошо, что есть фонд Олега Дерипаски «Вольное дело», который взял на себя попечительство над Фанагорией (кстати, с организацией выставки он тоже помог), но так везет не всем памятникам. Это большая проблема, которую можно решить лишь в комплексе, на государственном уровне.

Боспорская школа

Так уж исторически сложилось, что Фанагория и Пантикапей это вотчина московских археологов. Как, скажем, Нимфей стал вотчиной ленинградцев, а потом петербуржцев, а Ольвия — киевлян. Конечно, экспедиции никогда не были закрытыми сообществами, они постоянно взаимно обогащались как людьми, так и идеями, но руководство и костяк все же обычно состоял из представителей одного города.

Через Боспорские экспедиции прошли сотни московских студентов, изучавших археологию и историю, на их базе сложилась целая академическая и полевая археологические школы. Основы закладывал еще Владмир Блаватский, потом эстафету подхватили Иван Марченко и Мария Кобылина, сейчас экспедициями руководят великолепные археологи Владимир Толстиков и Владимир Кузнецов. Экспедиционную школу прошла целая плеяда ведущих ученых-античников — Алексей Завойкин, Денис Журавлев, Георгий Ломтадзе и многие другие.

Фанагория и Пантикапей это целый мир, целая планета, живущая ценностями научного познания и романтическим исследовательским азартом. Кстати, истории этих экспедиций посвящено несколько стендов выставки, есть даже насколько экранов, на которых постоянно крутятся документальные фото и кинокадры.

И поверьте, рассказ об истории экспедиций интересен не только тем, кто когда-то прикасался к ним или к археологии вообще. Это наглядное свидетельство развития науки, пути, который прошла советская и российская археология фактически от своего зарождения, до наших дней. И, как ни странно, изменений не так уж много. Впрочем, это логично: археология — наука довольно консервативная.