Опубликовано 29 ноября 2016, 14:00

45 лет назад Высоцкий впервые сыграл Гамлета

Главный режиссер Театра на Таганке Юрий Любимов сначала не хотел отдавать ему эту роль
29 ноября 1971 года на сцене Московского Театра драмы и комедии на Таганке состоялась премьера «Гамлета» по пьесе У. Шекспира. Главный режиссер театра Юрий Любимов поставил спектакль в переводе Пастернака, а главная роль досталась Владимиру Высоцкому. В образе Гамлета поэт и актер вышел на сцену 317 раз.
Алла Демидова в роли Гертруды и Владимир Высоцкий - Гамлет в спектакле по пьесе В.Шекспира "Гамлет"
Алла Демидова в роли Гертруды и Владимир Высоцкий - Гамлет в спектакле по пьесе В.Шекспира "Гамлет"
Михаил Строков / ТАСС

29 ноября 1971 года Владимир Высоцкий впервые вышел на сцену Московского Театра драмы и комедии на Таганке в образе «Гамлета». Всего за свою жизнь он отыграл эту роль 317 раз.

Узнав о будущей постановке, Высоцкий буквально вцепился в роль зубами. «Я верю в своего Гамлета, я настаиваю, чтобы Гамлет был мой», — говорил он главному режиссеру Юрию Любимову. Тот немного колебался, но все сомнения отпали после удачной репетиции.

Позднее Любимов вспоминал: «Я считал, что человек, который сам пишет стихи, умеет прекрасно выразить так много глубоких мыслей, такой человек способен лучше проникнуть в разнообразные, сложные конфликты: мировоззренческие, философские, моральные и очень личные, человеческие проблемы, которыми Шекспир обременил своего героя... Когда Высоцкий поет стихи Пастернака, то это что-то среднее между песенной речью и песней. Когда говорит текст Шекспира, есть в этой поэзии всегда музыкальный подтекст».

Постановка поразила и публику, и критиков. «Владимир Высоцкий сделал невозможное, он играет свою роль на разрыв аорты, он умирает и рождается вновь, и так каждый спектакль», — писали журналисты.

Спектакль был удостоен Гран-при на крупном театральном фестивале «БИТЕФ» в Югославии и стал главным театральным событием в стране, а к театру на Таганке пришла мировая слава.

В 1972 году Высоцкий написал стихотворение «Мой Гамлет», которое затем заинтересовало польского литературоведа. Бартош Осиевич писал, что Высоцкий чувствовал духовное родство со своим героем и видел в персонаже Шекспира собрата не только по духу, но и по перу — поэта.

18 июля 1980 года Высоцкий последний раз вышел на сцену в костюме Гамлета, это случилось за несколько дней до его смерти.