Опубликовано 05 августа 2023, 00:01
6 мин.

«Опоясывает она большой город, а повсюду — леса». Как 115 лет назад построили Московскую кольцевую железную дорогу

Горожане давно привыкли к дороге, которая стальными нитями рельсов опоясывает столицу. Путешествие по ней удобное, комфортное, быстрое. К тому же — познавательное: за окнами мелькают причудливые пейзажи Белокаменной. В нынешнем виде МЦК появилось в сентябре 2016-го, но его прародительница открылась 115 лет назад, в августе 1908 года. «Мослента» решила окунуться в прошлое и вспомнить, как и для чего в столице была создана Московская кольцевая железная дорога и почему ее жизнь практически замерла в 1980-х.
«Опоясывает она большой город, а повсюду — леса». Как 115 лет назад построили Московскую кольцевую железную дорогу
Фото: Николай Пашин / РИА Новости

Спасибо царю-батюшке

В конце XIX века Москва буквально задыхалась от грузов, поступающих со всей Российской империи. Город превратился в гигантский перевалочный пункт, заваленный хлопком, льном, шерстью, маслом, зерном, древесиной и прочими товарами. Но московские вокзалы не были связаны между собой, и тюки, мешки, ящики перетаскивались с одного на другой, чтобы отправить их в конечный пункт назначения. Впрочем, перемещать порой приходилось и людей, к примеру, военнослужащих, заключенных.

Развозом занимались в основном ломовые извозчики. Ехали они неспешно, да и по неровной булыжной мостовой особо не разгонишься. Вереница телег была иной раз так велика, что в Москве возникали пробки. Ругань стояла, на чем свет стоит, да что толку?

Здание Казанского вокзала

Здание Казанского вокзала

© Фото: РИА Новости

Короче говоря, строительство дороги, которая связала бы Первопрестольную в тугой транспортный узел, назрела. Посыпались проекты — от купца Сушкина, инженеров Горчакова, Пороховщикова, Антоновича и других господ.

Однако московские власти не торопились — прикидывали и так и эдак. Да и не охота было ленивым бюрократам возиться — дело ведь громоздкое и хлопотное. Вот они и перекладывали бумаги с места на место, а делу хода не давали.

Пришлось вмешаться самому Николаю II. В 1897 году он созвал Особое правительственное совещание, после которого было принято окончательное решение строить кольцевую железную дорогу. За основу взяли проект инженера Петра Рашевского, которого и назначили начальником работ по сооружению магистрали. Высочайшее соизволение сопровождалось царским автографом: «Дорога должна иметь сообразный первопрестольной столице вид».

Рашевский планировал возвести на Ходынке большой центральный пассажирский вокзал. Но в этом случае затраты существенно возрастали, и кольцо обошлось бы в огромную по тем временам сумму — 53 миллиона рублей. Поэтому была создана новая схема, по которой на реализацию проекта уходило без малого 39 миллионов рублей. Тоже дорого, но все же…

Низкий поклон от потомков

Было почти как в пословице: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Работы по созданию московской кольцевой начались лишь спустя шесть лет после царского соизволения — 7 августа 1903 года. Зашевелилась, задвигалась огромная масса людей, застучали кирки, лопаты, загремели ковшами выписанные из Германии и Англии экскаваторы. Курировал строительство московский генерал-губернатор, великий князь Сергей Александрович.

Строителям предстояло проложить четыре главных пути: два — для пассажирского движения и два — для грузового. В подробности вдаваться нет резона, но и без того понятно, что потрудиться тем безвестным людям пришлось изрядно. Низкий благодарный поклон им от потомков сквозь толщу времени…

«План города Москвы с показанием Московской окружной жел. дор. и ее ветвей» из «Альбома исполнительных типовых чертежей 1903-1908 годов», том первый

«План города Москвы с показанием Московской окружной жел. дор. и ее ветвей» из «Альбома исполнительных типовых чертежей 1903-1908 годов», том первый

© Фото: Wikimedia Commons

Церемония открытия 1 августа (по новому стилю) 1908 года вышла торжественной. В ней участвовали министр путей сообщения — генерал-лейтенант Николай Шафгаузен-Шенберг-Эк-Шауфус, московский генерал-губернатор Сергей Гершельман, председатель строительного комитета Окружной железной дороги Владимир Коковцев, московский городской глава Николай Гучков, начальник Николаевской железной дороги Иосиф Турцевич.

Состоялся молебен, после которого митрополит Владимир окропил путь и паровоз «Ов-1007» с вагонами. Затем под радостные возгласы собравшихся супруга генерал-губернатора перерезала серебряными ножницами широкую зеленую ленту, и первый поезд медленно тронулся в путь.

«Вчера открылась московская окружная железная дорога, постройка которой продолжалась пять лет, — сообщала на другой день газета "Русское слово". — На станции Серебряный Бор, разукрашенной национальными флагами и зеленью, гостей встречал строитель дороги и начальник работ инженер П.И. Рашевский».

…На кольцевой трудилась целая армия стрелочников, сторожей, телеграфистов, конторщиков, ламповщиков, буфетчиков. Хозяйство у них было самое современное по тем временам — телефонная линия фирмы «Л.М. Эриксон и компания», электрожезловая система Вебб-Томпсона с семафорами, системы управления движением Макс-Юделя.

Для станций предусмотрели оригинальное архитектурное оформление с образцами модерна — кстати, некоторые строения сохранились до наших времен. Черепицу для крыш привезли из Польши, часы «электрические и пружинные» закупили у знаменитой фирмы «Павел Буре».

Еще несколько штрихов к старинному полотну. Непременным украшением станций были садики. К услугам пассажиров были буфеты с ледниками для хранения провизии, а также, извините, «отхожия места каменныя, отопляемыя».

Москва, Московское Центральное Кольцо (МЦК), станция Канатчиково

Москва, Московское Центральное Кольцо (МЦК), станция Канатчиково

© Фото: glokaya_kuzdra / Фотобанк Лори

Памятник инженерному искусству

Московская кольцевая была так ладно и удобно выстроена, что копии чертежей проекта запросило у Николая II английское правительство, которое планировало возвести нечто подобное в Лондоне. Часть документов хранится в Британской библиотеке как своеобразный исторический памятник русскому инженерному искусству.

На кольцевой дороге было без малого полтора десятка станций с затейливыми, истинно русскими названиями: Владыкино, Воробьевы Горы, Пресня, Лихоборы, Лефортово, Канатчиково, Белокаменная, Ростокино… Работали два остановочных пункта: Потылиха у Николаевского моста, Военное поле близ Ходынских военных лагерей и один телеграфный пост — в Братцеве.

По окружной в сутки проходило четыре состава. Один из первых машинистов трассы П.А. Рыжков вспоминал: «В 1908 году повели мы здесь первые поезда. Странно было мне тогда, прямо скажу. Дорога окружная — опоясывает большой город, а почти всюду — леса. Да еще какие! Ведешь, бывало, состав, особенно в осеннюю непогоду, так даже жутко делается — такое безлюдье кругом». А вот свидетельство бывшего кассира станции Канатчиково, чье имя история не сохранила: «По вечерам вокруг станции темно и глухо. Отработаешь, бывало, часов 13-14 подряд, отпросишься, наконец, домой, идешь и боишься».

В иных местах рельсы были уложены через леса, болота, пашни, по промышленным землям, примыкающим к фабрикам и заводам. Поезда мчались через безлюдье, пугая свистом паровоза зверей и птиц, окутывая окрестности дымом…

Впрочем, рельсы проходили и по живописным местам — по усадьбам в Михалкове и Свиблове, Ботаническому саду, возле церквей Ризоположения в Леонове, у храма Ильи Пророка в Черкизове, Симонову монастырю, в Лужниках, по Лосиному Острову.

Электропоезд «Ласточка» на Андреевском мосту — участке Московского центрального кольца между станциями «Лужники» и «Площадь Гагарина»

Электропоезд «Ласточка» на Андреевском мосту — участке Московского центрального кольца между станциями «Лужники» и «Площадь Гагарина»

© Фото: Наталья Селиверстова / РИА Новости

Кличут поезда на Окружной…

До 1917 года по кольцевой развозили рабочих и служащих прилегающих к дороге предприятий, хотя пассажиров всегда было немного. Позже, к концу 1920-х районы, по которым проходила трасса, получили трамвайное и автобусное сообщение, и желающих прокатиться по ней стало еще меньше. В 1934 году пассажирское движение на кольце и вовсе было прекращено, ибо поезда шли почти пустые.

Во время Великой Отечественной войны из восточных регионов страны, где располагались заводы, по кольцу перебрасывали на фронт танки и другое тяжелое вооружение, боеприпасы. В то время окружную возглавляла Зинаида Троицкая, первая в истории женщина — начальник дороги.

В середине ХХ столетия обнаружился основной недостаток сооружений: старые мосты с низкими порталами не позволяли без больших финансовых затрат электрифицировать трассу. Поэтому, когда по городским железным дорогам пустили электрички, кольцо обошли стороной.

В 1959 году линия была включена в состав Московской железной дороги как Московско-Окружное отделение. В 70-х кольцо модернизировали — построили новые подъездные пути. Однако жизнь там постепенно замирала…

Никто уж и не чаял, что Московская кольцевая железная дорога оживет, станет нужной людям. Но это произошло. И сейчас ее пассажирам предоставлены не только удобства, но и возможность обозревать Москву со всех сторон. Как там у поэта Владимира Луговского? «Кличут поезда / На Окружной. / Будешь ты всегда / Со мной…»

В путеводителе, изданном в 1912 году, сказано: «Московская Окружная железная дорога, являясь одним из грандиозных и красивейших сооружений России, огибает Москву на протяжении 50 верст и проходит по окрестностям Москвы, богатым как историческими памятниками, так и торгово-промышленными сооружениями, причем со многих пунктов дороги открывается прекрасный вид на Москву».

Миновало столетие. Многое переменилось, но Москва все также радует глаз.