Опубликовано 12 октября 2022, 00:01
5 мин.

«В новом человеке эпохи Петра I можно увидеть самих себя». Каким запомнили москвичи великого императора

Петр I — самый знаменитый русский самодержец, строитель, созидатель, преобразователь. Его новации во многих сферах жизни были многочисленны и живительны для Русского государства. В «Новом Манеже» проходит выставка-инсталляция «Новый человек», посвященная 350-летию Петра I и его реформам, организованная Государственным музейно-выставочным центром «РОСИЗО» при поддержке Министерства культуры РФ. Об особенностях экспозиции «Мосленте» рассказала научный консультант проекта, кандидат исторических наук Наталья Болдырева.
«В новом человеке эпохи Петра I можно увидеть самих себя». Каким запомнили москвичи великого императора
Репродукция: РИА Новости

«Чем возвеличите любезное наше Отечество?»

В центре выставки — изваяние молодого Петра I. Автор работы — петербуржский скульптор и реставратор Павел Игнатьев. Огромная фигура императора буквально нависает над посетителями, тем самым подчеркивается величие этого человека. Время от времени специальная проекция освещает глаза, волосы императора и «оживляет» его лицо.

Можно трактовать замысел ваятеля иначе — сидящий Петр I несколько иронично поглядывает на потомков, восхищающихся его свершениями. И словно вопрошает: «А что же вы, нынешние? Куда направите энергию, ум, чем возвеличите любезное наше Отечество?..»

«В новом человеке эпохи Петра I можно увидеть самих себя». Каким запомнили москвичи великого императора

© Фото: пресс-служба выставки

«Свидетельства того времени»

Какова идея выставки «Новый человек»? Как шла работа над подбором экспонатов?

Экспозиция подготовлена в рамках года, посвященного 350-летию Петра I. Главная идея — рассказать о новом человеке, который зарождался в эпоху императора. Для реализации необходимы были свидетельства того времени — книги, гравюры, портреты членов семьи Петра, медали и ордена, предметы декоративно-прикладного искусства. Работа была напряженная, но исключительно интересная.

Трудность состояла в том, что многие российские музеи представляют свои проекты, связанные с памятной датой.

Несмотря на это, в выставочном зале «Новый Манеж» было собрано около 180 предметов, которые нам любезно предоставили более 30 отечественных музеев, библиотек, архивов. Присутствуют на выставке и вещи из частных коллекций. Некоторые экспонаты — редкие гости в Москве и представляют особую привлекательность для публики.

В частности, в экспозиции можно увидеть макеты из музея имени Щусева — здания, где любил бывать Петр Алексеевич, и те, что при нем закладывались. Не все они сохранились, и поэтому их объемное изображение в виде уменьшенных моделей представляет и ценность, и интерес.

Репродукция картины «Портрет Петра I». Холст, масло, 1770 год. Художник Антропов Алексей Петрович. Государственный Русский музей в Ленинграде

Репродукция картины «Портрет Петра I». Холст, масло, 1770 год. Художник Антропов Алексей Петрович. Государственный Русский музей в Ленинграде

© Репродукция картины: РИА Новости

«Собрание вееров из Нового Иерусалима»

Возможно, в процессе работы были совершены какие-то маленькие открытия…

Благодаря этой выставке мы, создатели экспозиции, а вслед за нами и посетители смогли оценить, насколько обширны коллекции российских музеев, и что не всегда устоявшееся представление о «профильности» коллекций соответствует действительности. Например, в нашем сознании Новый Иерусалим прочно связан с именем патриарха Никона, а между тем в музее хранится прекрасное собрание вееров, и один из них мы демонстрируем.

Александрова слобода — местопребывание Ивана Грозного в XVI веке — сегодня является музеем, хранящим, в том числе, модные аксессуары XVIII столетия. Без них невозможно представить костюмы той давней эпохи.

«Заглянуть в зеркало истории»

Какие экспонаты больше всего привлекают посетителей?

Они задерживаются у «Табели о рангах» 1722 года, внимательно рассматривают «Азбуку гражданскую с нравоучениями». Привлекают внимание первая русская газета «Ведомости», которая представлена экземплярами 1703 и 1717 годов — старого и нового шрифта, указ Петра I от 1699 года о праздновании Нового года 1 января — прежде его отмечали 1 сентября. Гости выставки обращают внимание на собственноручный рисунок царя, изображающий трехцветный российский флаг.

Эти уникальные оригиналы нам предоставили Российский государственный архив древних актов и Российская государственная библиотека, за что им огромная благодарность. Впрочем, слова признательности можно адресовать всем, кто помог нам устроить выставку.

Весьма интересны для посетителей выставки и другие экспонаты: живописные портреты, знаменитые гравюры А. Шхонебека, П. Пикарта и Ф. Зубова, медали и ордена петровской эпохи, предметы нового быта — посуда, мебель, изразцы.

Украшением выставки стали карнавальные сани XVIII века из Музея-заповедника Коломенское, которые напоминают о маскарадных шествиях, впервые организованных в России именно Петром.

Приходите, загляните в зеркало нашей истории, узнайте больше о новом человеке Петра и постарайтесь увидеть себя самих в его образе, ведь многие реалии современной жизни были заложены именно тогда. И обязательно приводите с собой детей. Выставка «Новый человек» — прекрасный шанс заинтересовать их богатым прошлым нашего Отечества.

«Необычным было все»

Вы основательно погрузились в историю петровского времени. Каким было, на ваш взгляд, самое экзотическое новшество императора?

Для его современников необычным было практически все, начиная от новых одежд и привычки пить кофе по утрам, заканчивая сменой системы воинских, гражданских и придворных чинов, их соотношение, порядок прохождения государственной службы, а также последовательность чинопроизводства в Российской империи, которую зафиксировала упомянутая «Табель о рангах». Выделить что-то конкретное сегодня трудно, потому что для нас с вами все это уже привычно.

«Ему не довелось увидеть Академию наук»

Петр I, как известно, интересовался буквально всем. Как писал историк Василий Ключевский, характерными для царя были «неослабное чувство долга и вечно напряженная мысль об общем благе отечества, в служении которому и состоит этот долг». А были ли области, которые он желал затронуть, но не успел?

«В новом человеке эпохи Петра I можно увидеть самих себя». Каким запомнили москвичи великого императора

© Фото: пресс-служба выставки

Увы, ему не довелось увидеть, как формировалась и начинала свою работу учрежденная им незадолго до смерти Академия наук. Петр Алексеевич успел учредить только два наградных ордена, и был готов проект еще одного — Александра Невского.

Не суждено царю было увидеть завершение строительства Ладожского канала, начатое в 1719 году. Скованный тяжкой болезнью Петр I готовил инструкции известному мореплавателю и офицеру русского флота Витусу Берингу, который начал первую Камчатскую экспедицию в январе 1725 года. В пути его застало известие о кончине государя.

Можно только представить, сколько еще сфер жизни мог охватить государь, если бы не его безвременный уход…

«Исследование сравнимо с детективом»

Все ли мы знаем о Петре I? Есть ли то, что еще не изучено, пребывает в тайне, спрятано в хранилищах?

Исторических документов в России XVIII века сохранилось намного больше, чем от предыдущих периодов, а поскольку личность Петра I всегда привлекала историков, то документы его эпохи изучены довольно тщательно.

Тем не менее нельзя говорить, что мы знаем абсолютно все об этом неординарном человеке. Историческое исследование сравнимо с детективом — никогда не знаешь, где найдешь новую информацию, проливающую свет на то или иное событие, а зачастую и полностью меняющую его интерпретацию. Это относится и к фигуре Петра I, и его эпохе.