Опубликовано 07 августа 2015, 14:25

Отдых вместо 1 сентября

Что произойдет, если перенести начало учебного года
Начать учебный год 15 сентября предложил помощник президента РФ Игорь Левитин, чтобы продлить туристический сезон в Сочи и Крыму. МОСЛЕНТА узнала, как это может сказаться на потоке туристов на российских курортах и на обучении детей
Отдых вместо 1 сентября
Михаил Почуев / ТАСС

Начать учебный год 15 сентября предложил помощник президента РФ Игорь Левитин, чтобы продлить туристический сезон в Сочи и Крыму. МОСЛЕНТА узнала, как это может сказаться на потоке туристов на российских курортах и на обучении детей.

«Почему нельзя сделать плавучее начало учебного года? Почему надо с 1 сентября всей стране прийти в школу? — вопрошал Игорь Левитин на совещании по развитию туризма в Воронежской области. — Испания, Италия, Франция — все сделали скользящий график из-за туризма». И пообещал вынести этот вопрос на рассмотрение Госсовета.

По мнению чиновника, перенос первого учебного дня продлит туристический сезон в Крыму и Сочи. И с этим согласны представители турбизнеса. «По нашему опыту, начало учебного года всегда было сдерживающим фактором для туристов, хотя в это время на российских курортах хорошая погода, — делится Дмитрий Шаров, исполнительный директор туроператора «Мультитур», который специализируется на организации отдыха в России, в первую очередь — на море. — Если мы предлагали смещать график заезда с августа на начало сентября, многие отказывались. Более того, большинство стремится вернуться домой как раз к концу августа, чтобы подготовить детей ко Дню знаний».

Тем не менее, сразу же не стоит ждать большого всплеска туристов. «Люди должны привыкнуть и перестроиться, — объясняет Шаров. — Через год-два, может быть, поток туристов вырастет, процентов на 15-20 минимум». И в этом случае поклонники бархатного сезона, которые не любят жару и толпу, скорее всего тоже сместят свой отдых на более позднее время: обычно погода еще позволяет.

«Возможно, нам придется организовывать детский лагерь в школе»

«Возможно, нам придется организовывать детский лагерь в школе»

© Юрий Мартьянов / Коммерсантъ

Для образовательного процесса плюсы смещения графика неочевидны. Замминистра образования и науки Наталья Третьяк уже заявила, что перенос станет стрессом для многих сограждан и негативно скажется на учебном процессе. В столичном департаменте образования МОСЛЕНТЕ сообщили, что никакого переноса не планируется. А директор московской школы № 2006 Вера Илюхина просто не видит в этом смысла.

В Соединенных Штатах и Германии вообще нет единой для страны образовательной системы: там эта сфера регулируется местным законодательством

«Если сокращать учебный год, придется все менять, в том числе — переписывать учебники, рабочие пособия, это непросто, — говорит директор. — Если же мы начнем 1 октября, а закончим к 1 июля, что будет с поступлением в вузы? Придется реформировать всю систему образования».

По ее опыту, родителей, предпочитающих отдыхать в бархатный сезон с детьми, — единицы. И обычно им удается договориться со школой о пропуске. «Я не уверена, что большой процент родителей предпочтут отдыхать в сентябре, — говорит Илюхина. — А что делать с детьми, чьи родители работают? Возможно, нам придется организовывать детский лагерь в школе». Выиграть от таких перемен в каком-то смысле могут разве что учителя, которые обычно не отдыхают в сентябре.

Вера Илюхина в своих рассуждениях исходит из целостности нашей системы образования, не предполагающей плавающего графика, о котором говорил Левитин. Когда, например, в одном регионе учебный год начинается 1 сентября, а в другом — на пару недель позже. Или когда первоклассники и учащиеся выпускных классов идут в школу в День знаний, а остальные — в более удобное время.

Родителей, предпочитающих отдыхать в бархатный сезон с детьми, — единицы

Родителей, предпочитающих отдыхать в бархатный сезон с детьми, — единицы

© Артем Геодакян / ТАСС

Массовая система образования, по словам директора Института развития образования НИУ ВШЭ Ирины Абанкиной, сложилась не только в России, но и в некоторых европейских и в восточных странах. «Гибкий график школьного образования сложился в странах с высокой долей частных школ, — рассказывает она, — например, в Великобритании. В Соединенных Штатах и Германии вообще нет единой для страны образовательной системы: там эта сфера регулируется местным законодательством».

В Средней Азии с конца апреля все дети с 12 лет были заняты на сельхозработах, а осенью — на уборке хлопка

Председатель Совета родительской общественности Москвы Людмила Мясникова не считает страшным, если график обучения в России будет определять региональная власть. «Если где-то из-за необходимости сельскохозяйственных работ, из-за сезона дождей или каких-то других препятствий необходимо сместить график обучения, пусть это решает региональная власть, — говорит председатель. — В Москве в этом нет необходимости. Почти половина наших школ перешли на систему триместров, которая позволяет любителям бархатного сезона съездить на море в октябре, во время недельных каникул».

Однако целостность нашей системы образования, по мнению Абанкиной, один из главных ее плюсов. «В СССР на самом деле тоже был плавающий график, — говорит Абанкина, — хотя формально считалось, что вся страна приходит в школу 1 сентября, учится полный учебный год, а летом дети отдыхают в пионерских лагерях». В Средней Азии, например, с конца апреля все дети с 12 лет были заняты на сельхозработах, а осенью — на уборке хлопка, рассказывает эксперт.

Тем не менее в СССР у людей сформировались представления об образовании как целостной системе с единым графиком и программой. Если ребенок переезжал в другой регион или уходил из спецшколы — спортивной, балетной или какой-то еще, он всегда мог перевестись в обычный класс и продолжить учиться. «Когда в 1990-е система образования разболталась, это пошло на пользу только сильным школам с авторскими коллективами, — считает Абанкина. — Но в целом по стране мы получили очень необязательную систему, и это снизило мотивацию детей к учебе, которая традиционно поддерживалась в семьях».

После этого было предпринято много шагов для введения единых требований к образовательному процессу и к проверке результатов. «С этим надо считаться, — уверена Абанкина. — Это некоторое достояние, это уважение семей к системе образования именно как к системе. И это дает результаты: в последних международных исследованиях PIRLS и TIMSS у России лидирующие позиции. Сейчас не то время, когда надо ее разрушать».