Опубликовано 30 марта 2017, 11:50

Брусникинцы: портрет на фоне Мастерской

Молодые актеры и режиссеры о театральной школе, сложностях профессии и амбициях
Мастерская Дмитрия Брусникина, даже если безо всяких преувеличений, самая, наверное, популярная на сегодняшний день театральная труппа Москвы. Мало того, что в театре «Практика» и на многих других площадках нынче идет сразу несколько постановок с их участием, в апреле молодые актеры и режиссеры Мастерской еще и открывают собственную Школу. Чему они могут научить других, каковы их собственные амбиции и что они думают о своем художественном руководителе, «брусникинцы» рассказали МОСЛЕНТЕ.
Спектакль «Конармия»
Спектакль «Конармия»
Нестеровская Дарья

Мастерская Дмитрия Брусникина, даже если безо всяких преувеличений, самая, наверное, популярная на сегодняшний день театральная труппа Москвы. Мало того, что в театре «Практика» и на многих других площадках нынче идет сразу несколько постановок с их участием, в апреле молодые актеры и режиссеры Мастерской еще и открывают собственную Школу. Чему они могут научить других, каковы их собственные амбиции и что они думают о своем художественном руководителе, «брусникинцы» рассказали МОСЛЕНТЕ.

Яна Енжаева, 22 года

Яна Енжаева

Яна Енжаева

© Дарья Егудина

О себе

Из Саратова в Москву я приехала лет девять назад. Самой мне это было совершенно не нужно, но… так сложились семейные обстоятельства: нам с мамой пришлось отправляться вслед за отцом. В Москве со мной как-то быстро много чего случилось: родители развелись, я закончила школу, получив серебряную медаль, которая, впрочем, мне так и не пригодилась, и начала думать, что мне вообще от жизни нужно.

Самый важный вопрос звучал примерно так: какая профессия сочетает в себе все, чем я занималась на протяжении всего своего детства и отрочества? Ведь что я умею? Петь, танцевать, играть на фоно, я люблю, когда на меня смотрят, люблю привлекать внимание, люблю много работать.

Волею судьбы в моей жизни появилась подруга, рассказавшая о возможности поступления в театральный вуз. Для произвольной программы я взяла те произведения, которые прочитала, готовясь к ЕГЭ. Выучила из них какие-то отрывки и на следующий день пошла сдавать экзамен – сначала в ГИТИС, затем – в Школу-студию МХАТ.

Спектакль «Бесы»

Спектакль «Бесы»

© Дарья Егудина

Мама? Моя мама очень умный человек, понимающий, что нельзя заставлять своего ребенка делать то, что хочет она. Поэтому узнав, что я решила быть актрисой, она меня тут же поддержала. Так что… если я ошибусь, это будет исключительно моей ошибкой.

О профессии

Страх при выходе на сцену возникает постоянно. Но если он когда-то пропадет, я тут же перестану этим заниматься и уйду из профессии, потому что страх — признак того, что я живая, что мой организм реагирует на то, что я делаю. И это правильная реакция, ведь, например, роль в спектакле «Девушки в любви» буквально перевернула всю мою жизнь — причем, еще на этапе репетиционных читок. У меня тогда изменилось сознание, поменялось отношение к работе.

Я раньше много снималась в кино, причем в достаточно посредственных картинах. А после этого спектакля меня перестали брать на такие роли: мол, у меня глаза стали слишком умные. Я не снимаюсь уже год, зато чувствую, как благодаря той работе над собой, которую совершила в «Девушках в любви», сильно выросла как театральная актриса. И меня это радует.

О сложном

В моей профессии самое сложное — оставаться человеком, тем первозданным человеком, которым ты изначально был.

Актерство ведь очень сильно деформирует: я, поступавшая в Школу-студию, и я, сидящая перед вами — две разных личности. Это как небо и земля. В чем отличие? Не могу сказать. Но я это чувствую.

Об амбициях

Еще год назад я бы сказала, что мои амбиции — заниматься исключительно кино. А сейчас я понимаю, что не в меньшей степени мне интересен и театр. Другое дело, что мои мысли о кинематографе более конкретные: я точно знаю, что хочу пробиться в европейское кино, а еще мечтаю получить «Оскар». Что же до театра… У меня планируется моноспектакль, точнее, моноопера по некрасовскому «Мороз, Красный нос» в постановке Марины Станиславовны Брусникиной. Но пока этот проект существует лишь на уровне переговоров, и мне очень страшно его сглазить.

О мастерской

Дмитрий Владимирович мне — как отец родной! Я могу ему сказать, что мне страшно, что я чего-то боюсь. И он тут же начинает разговор, необходимый именно в этот момент, потому что прекрасно чувствует людей, знает, что я хочу услышать, чем меня можно подбодрить, чтобы я сказала «уууух!» и пошла делать дела. Причем, свой подход у него есть к каждому.

Говорят, что наша Мастерская — одна из самых модных в Москве. Это могло бы греть мое самолюбие, но я как-то совершенно не задумываюсь на эту тему.

Может быть это звучит несколько высокомерно, но, возможно, мы все уже привыкли к тому, что нас постоянно обсуждают — мы же на сцене со второго курса. Это стало как бы в порядке вещей, хотя, конечно, это по-прежнему приятно.

Что нас всех объединяет мне сложно сказать, потому что мы все такие разные… Но у нас есть общее дело! И еще нас окружают очень добрые, умные и правильные люди. Без них нашей Мастерской просто бы не было, потому что именно с их помощью мы и делаем то, что делаем — современный театр, нужный человеку.

В каких постановках можно посмотреть:

«Бесы», «Конармия», «Девушки в любви», «Наташина мечта».

Гладстон Махиб, 25 лет

Гладстон Махиб

Гладстон Махиб

© Анисия Кузьмина

О себе

Я из Тирасполя, но в 16 лет переехал в Москву и поступил тут в институт, где изучал иностранные языки. С кем приехал? Один, потому что родителям поехать со мной было сложно. Но это не важно. Важно, что с детства у меня была цель: я хотел быть актером, хоть и не был уверен, что это произойдет в России, потому что у меня сложный типаж. В общем, на третьем курсе иняза я решил попробовать поступить в театральный вуз — сначала в ГИТИС, к Евгению Каменьковичу, потом в Школу-студию, к Дмитрию Брусникину.

О профессии

Мне повезло: нас готовили как универсальных артистов, которые должны делать все: мы поем, танцуем, играем драматические и пластические спектакли. Но наиболее комфортно я себя чувствую, конечно, в жанре так называемого физического театра — недаром же я так много работаю с Максимом Диденко. Он — стопроцентно мой режиссер, большой талант, который меня невероятно вдохновляет.

О сложном

У меня сложная внешность, и раньше меня это пугало. Но потом я понял, что у каждого — свой путь. Моя самая трудная и, одновременно, счастливая роль – Смердяков в спектакле «Братья Карамазовы», в котором я играл на втором курсе. Тогда мне удалось полностью почувствовать себя внутри материала, буквально раствориться в нем.

Спектакль «Чапаев и Пустота»

Спектакль «Чапаев и Пустота»

© Анисия Кузьмина

Сложного много... Вчера вот я поехал на репетицию к 10 утра, после этого сыграл в трех подряд спектаклях «Черный русский», а потом отправился еще на одну репетицию, с которой приехал домой только в половине первого ночи.

Я иногда чувствую себя как fucking Figaro!

Об амбициях

Я и Мастерская — как двое взрослых людей, находящихся в отношениях: мы вместе, но каждый из нас отдельная личность со своей жизнью, со своими потребностями и желаниями. Поэтому свои амбиции я реализую и здесь, и на стороне, стараясь правильно расставлять приоритеты.

О Мастерской

Меня восхитило, что когда Дмитрий Владимирович брал меня к себе на курс, он сумел преобразовать все мои страхи во что-то позитивное, показав, что то, что я считал проблемой, на самом деле — мой плюс. Вообще его сила в том, что у него к каждому есть индивидуальный подход. Каждого участника Мастерской он воспитывал по-своему, каждому давал то, что нужно именно ему, и каждого ограничивал в том, в чем было необходимо ограничить именно этого человека.

Взять меня. Когда я только поступил к нему на курс, я был невероятно зажат и страдал от кучи комплексов, и Брусникин меня берег. Потом, наоборот, он стал постоянно бросать меня в «бой». Следом в «бой» начал рваться уже я сам, а он меня тормозил, и меня это очень обижало. «Мир несправедлив!», — думал я. Но оказалось, что все было правильно. Почему?

Думаю, Брусникин просто знает, когда кому нужно «выстрелить».

У нас очень свободная творческая атмосфера и, одновременно, очень высокая степень свободы от пошлости. Я уверен, что никто из Мастерской не станет сниматься в чем-то непотребном, играть в чем-то сомнительном, потому что Брусникин воспитывает у нас вкус и учит отказываться от соблазнов.

В каких постановках можно посмотреть:

«Чапаев и Пустота», «Сван», «Конармия», «Кандид», «Бесы», «Слон», «Это тоже я. Вербатим», «Черный русский».

Анастасия Великородная, 23 года

Анастасия Великородная

Анастасия Великородная

© Анисия Кузьмина

О себе

Я родилась в Москве, и всегда здесь жила. Об этой профессии никогда не мечтала. Сначала хотела быть художником, архитектором, потом лингвистом. Училась год в Московском лингвистическом университете имени Мориса Тореза, где мне вообще-то очень нравилось. Но вдруг, прямо во время летней сессии, меня буквально переклинило. Тайком от мамы пошла поступать. Когда первый раз вошла в здание Школы-студии, я, помню, сразу почувствовала что-то особенное, необъяснимое, но даже не поняла, что именно. Мама, конечно, была в шоке, когда узнала обо всем этом. Но потом стала за меня болеть. Теперь уже она сама стала заядлым театралом, в курсе всех событий театральной Москвы, и она теперь наш главный фанат.

Спектакль «Конармия»

Спектакль «Конармия»

© Анисия Кузьмина

О профессии

Ни в какой другой профессии с человеком не случается столько необъяснимого и прекрасного. Даже, пожалуй, волшебного. Главная ценность — этот всегда непредсказуемый энергетический обмен, диалог со зрителем, с пространством, с материалом, и с самим собой. И еще, в этой профессии — нет возможности остановиться, потому что ты всегда, так или иначе, находишься в поиске. И ты все время по-разному смотришь на ситуацию. В этом — жизнь.

О сложном

Самая сложная работа для меня на сегодняшний день — Клавдия Петровна в спектакле «Сван». Она и самая сложная, и она же — любимая.

Об амбициях

Я амбициозный человек. Но на вопрос, в какую сторону хочу сейчас двигаться, я готова отвечать только самой себе. Об этом, как будто, не хочется говорить вслух.

О Мастерской

Мне очень нравится это ощущение: я играю в театре, который сама и создаю, потому что являюсь одной из составляющих частиц, элементов этого театра. Он из нас состоит. Из всех одновременно и из каждого в отдельности. У каждого из нас есть возможность привнести в общее дело что-то свое. Реализовать любую идею, практически любой замысел. И такая свобода – невероятный кайф, хотя от нее немного разбегаются глаза.

Диктатор? Что вы! «Диктатор» — самое последнее слово, которое можно применить к Дмитрию Владимировичу. Он, наоборот, любит людей объединять, вовлекать, поощрять, слушать и слышать, доверять им. Этот стиль — нечто абсолютно противоположное «диктатуре», это другой уровень. Поэтому между нами всеми тут возникли уже почти что родственные отношения.

В каких постановках можно посмотреть:

«Сван», «Это тоже я. Вербатим», «Бесы», «Конармия», «Наташина мечта», «Нация», «До и после», «Кандид», «Шшшшшь».

Алиса Кретова, 24 года

Алиса Кретова

Алиса Кретова

© Анисия Кузьмина

О себе

Вот правда: в Школе-студии, в которой я поступила на курс Дмитрия Брусникина, у меня долго все было не очень хорошо, потому что мне вообще по жизни сложно найти свое место среди людей. Я все время балансирую между позициями аутсайдера и человека, который может предложить что-то интересное и повести за собой, между позициями новатора и консерватора. А еще я структурированная личность с достаточно приземленным представлением обо всем, которой тяжело быть среди творческих людей. Меня больше всего интересует наука и социальная психология. Мне интересны люди, хотя по большей части они мне не нравятся. Именно в этом ключе меня и привлекает театр, позволяющий работать в жанре психодрамы, и говорить со сцены о личностном развитии человека. Это то, чем мне хотелось бы заниматься и в дальнейшем.

О профессии

Я уже понимаю, что мне куда ближе режиссура, чем актерство. Но пока играть на сцене — это тоже реализация некоторых моих амбиций. Мне это пока интересно, и я рада, что мне позволяют это делать. Возможно, это происходит еще и потому, что сам Дмитрий Брусникин в первую очередь — актер, и уже во вторую — все остальное.

Спектакль «Сван»

Спектакль «Сван»

© Анисия Кузьмина

О сложном

Я понимаю, что я — не универсальная актриса: я не умею петь, не умею под многое подстраиваться, мне сложно поверить в то, что я не могу проанализировать. Поэтому мне ближе новая драма, документальный театр. Но при этом, если дать мне свободу, я любую роль смогу подмять под себя.

Короче, я не самый удобный для режиссера и не самый пластичный артист.

Об амбициях

Мое пребывание в Мастерской очень спорно, я не могу представить, что буду работать тут, скажем, в 35 лет, но я не знаю, в каком бы еще театре в принципе хотела бы работать. Пока мне тут комфортно и, более того, я чувствую, что реализовываюсь — например, как режиссер. Хотя все это происходит спонтанно. Как возникла история со срежиссированным мной спектаклем «Девушки в любви»? Так же. Я делала ремонт дома, когда меня внезапно позвали на читку. Я опоздала, прибежала с грязной рубашке и с побелкой в голове. «Как тебе пьесе?», — сходу спросил Брусникин. Я честно ответила, что не понимаю, чтобы я там смогла сыграть. Тут он и сообщил, что играть мне там ничего не нужно, потому что я буду ее ставить.

Но вообще, самая моя амбициозная задача — вывести наш театр за пределы Садового кольца, сделать так, чтобы о Мастерской знало, как можно больше людей.

Это вопрос не тщеславия, а поиска своего места в обществе. Когда мы учились, с этим было проще: общество постоянно раздирали разнообразные волнения, и зеркалить то, что происходит в социуме не составляло особого труда. Сейчас создать информационную волну, о которой бы все говорили, стало сложнее, и это мне кажется очень интересным делом и максимально правильным вектором.

О Мастерской

Мы с Дмитрием Владимировичем люди разных поколений, но, если правильно соблюдать субординацию, то все становится понятно и удобно. Он — человек, очень долго занимавшийся саморазвитием, а теперь дающий возможность развиваться другим. Да, он выставляет некоторые границы, но они адекватны: если, к примеру, он видит, что человек работает над собой, пусть даже это происходит и вне Мастерской, он не будет возражать, но если ты отчалишь на банальное зарабатывание денег, серьезного разговора не избежать…

Я долго пыталась понять, в чем заключается именно наша фишка. Думаю, она — в стихийности. На первом семестре мы ставили греческие трагедии, и вдруг в следующем — новую драму. Мы постоянно подхватываем новые идеи Брусникина, а после вместе «отвечаем за базар». Впрочем, и Вселенная, говорят, возникла совершенно стихийно…

В каких постановках можно посмотреть:

«Девушки в любви», «Это тоже я. Вербатим», «Бесы», «Конармия», «Слон».

Алексей Любимов, 22 года

Алексей Любимов

Алексей Любимов

© Анисия Кузьмина

О себе

Это звучит, как шутка, но мне нравится говорить о себе так: я из интеллигентной семьи. Мама — физик, преподаватель в МГУ, директор школы. Папа — военный инженер, занимавшийся радиолокацией. Я учился в школе, был участником дачного театра, которым руководила наша соседка, потом ходил в театральный кружок, учился играть на фортепиано и саксофоне.

Идея стать актером родилась у меня года в три — в том самом дачном театре, когда я прочитал на английском языке стихотворение:

_Humpty Dumpty sat on a wall,

Humpty Dumpty had a great fall…_

Сразу после этого я сказал маме, что хочу быть артистом. Она думала, что я забуду про это. Но я не забыл. Потом она надеялась, что я передумаю. Но я не передумал. Потом она предполагала, что я не поступлю. Но я поступил.

Спектакль «Преследователь»

Спектакль «Преследователь»

© Анисия Кузьмина

О профессии

Я, конечно, много всякого насочинял себе про актерство, а потому реальность не совсем оправдала мои ожидания. У меня, например, было представление о том, как меня будут учить вставать в мизансцену и говорить с определенным выражением лица. А все оказалось намного сложнее. Но — интереснее.

О сложном

Главная сложность в том, чтобы не потерять себя, ни под кого не подстраиваться и в правильной дозировке гнуть собственную линию. Хорошо, что Дмитрий Владимирович позволяет нам это делать. Например, давая нам играть моноспектакли, в которых ты можешь делать практически все, что тебе угодно. Так, например, случилось у меня с «Преследователем».

Об амбициях

Мне интересно многое: и театр, и музыкальная группа Post-a-Nova, в которой я играю. Но главным и самым важным событием, конечно, в этом году для меня стал «Преследователь». Из чего возник этот моноспектакль? В первую очередь, из личной инициативы. У меня давно была идея сделать спектакль-благодарность моему учителю по саксофону. И когда ко мне попала пьеса Хулио Кортасара «Преследователь», я понял, что вот он — тот самый материал, который мне нужен. Я долго искал подходящего режиссера, нашел Алексея Золотовицкого, с которым договорился Дмитрий Брусникин и… Все завертелось.

О Мастерской

Мы популярны — это факт. Но он существует где-то вне меня, потому что мне куда интереснее то, что происходит в Мастерской, чем то, что творится вокруг нее, мне важнее, как я сыграть спектакль, чем то, как к этому отнеслись другие.

Мне сложно сказать, чем мы отличаемся от других, но я понимаю, что существуют некие реперные точки, определяющие нашу суть.

Мы современны. Мы актуальны. Говорят, что у нас есть свой язык. Хотя сам я не совсем понимаю, что означают все эти понятия.

И еще: совершенно точно мы — искренние, причем это относится ко всему: и к нашей игре, и к отношениям с Брусникиным, который для всех нас является центрообразующей фигурой. Для меня он — человек невероятно авторитетный, но — не авторитарный, то есть я могу с ним спорить, что-то доказывать, пытаться в чем-то его убедить, быть с ним в диалоге, а это очень важно.

В каких постановках можно посмотреть:

«Чапаев и Пустота», «Девушки в любви», «Преследователь», «Это тоже я. Вербатим», «Бесы», «Конармия», «Наташина мечта», «Истории об истории».