Опубликовано 20 февраля 2017, 18:42

Да будет свет!

В Музее-усадьбе Муравьевых-Апостолов открылась выставка «Волшебный свет Ивана Шультце»
Москвичам впервые показали работы русского мастера пейзажной живописи и, по признанию современников, истинного «волшебника света» — Ивана Федоровича Шультце. Мнографическая выставка открылась 17 февраля в Музее-усадьбе Муравьевых-Апостолов.
Да будет свет!
предоставлено организаторами

Москвичам впервые показали работы русского мастера пейзажной живописи и, по признанию современников, истинного «волшебника света» — Ивана Федоровича Шультце. Мнографическая выставка открылась 17 февраля в Музее-усадьбе Муравьевых-Апостолов.

В экспозицию вошли 60 значимых работ периода жизни художника в России до 1920 года и эмиграции с 1921 по 1939 год из собственного собрания Фонда, частных коллекций России, Франции, Германии, Швейцарии и Канады, Российского государственного музея Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге. Частью выставки стали и дореволюционные почтовые открытки 1912–1916 годов, написанные Шульце.

Обозреватель МОСЛЕНТЫ побывал на выставке и поделился впечатлениями:


Если уж быть до конца честным, стоит признать: кто такой Иван Шульце, знают не многие. Намекнешь: художник. И все равно нет: кто такой Архип Куинджи, учитель Шульце, скажут, а про самого Ивана Федоровича ни слова не произнесут. Возможно, именно эту несправедливость и решили исправить в музее-усадьбе Муравьевых-Апостолов, а, может, и просто так захотели показать москвичам картины Ивана Шульце – не суть.

Главное, что, по факту, нынче в Москве впервые представлена монографическая выставка великого русского живописца, мастера пейзажной живописи и, по признанию современников, ни больше ни меньше как истинного «волшебника света».

Полюбоваться тут есть на что: в экспозицию вошло 60 значимых работ времен жизни художника в России до 1920 года и в эмиграции с 1921 по 1939 годы. Привезли их из собственного собрания Фонда, частных коллекций России, Франции, Германии, Швейцарии и Канады, Российского государственного музея Арктики и Антарктики в Санкт-Петербурге.

Сориентироваться во всем этом изобилии человеку неподготовленному, конечно, сложно. Поэтому организаторы выставки предупреждают заранее: в экспозиции присутствует знаковая работа на пути признания художника в Европе. Что это? А вот же: написанная по воспоминаниям о русской природе уже в Европе в 1923 году картина «Ноябрьский вечер».

К слову, она была с успехом экспонирована галереей Жерар на 136-м весеннем салоне в Гран Пале на Елисейских полях в Париже. Еще один «хит» выставки — «Скалы Фаральони, Капри»: одна из важнейших работ в творчестве мастера, получившая широкое признание, будучи выставленной галереей Жерар под номером один на крупнейшей выставке Шультце в 1925 году в Париже, а затем и в Нью-Йорке…

Масштабная выставка художника в Москве — уникальный проект, посвященный репатриации русского искусства. Спустя почти сто лет забвения и в годовщину революции имя Ивана Шультце возвращается на Родину. Забавно, что в это же самое время в столичном Музее русского импрессионизма проходит выставка Елены Киселевой — ученицы Ильи Репина, так же вынужденной уехать из России.

Два абсолютно разных подхода к живописи Киселевой и Шульце — прекрасное подтверждение тому, сколь далеко искусство от политики, и что за словом «репатриация» ценителям изобразительного искусства стоит искать не общественные явления, а просто возможность увидеть картины, казалось, утраченные навсегда.