24 сентября 2016, 16:20

Внутренний Нью-Йорк Москвы - специально для новых имён

Открылась малая сцена Электротеатра Станиславский
Малая сцена Электротеатра Станиславский (руководство театра настаивает именно на таком написании названия, без кавычек — прим.) объявляется открытой. Первую экскурсию для журналистов здесь провели худрук театра Борис Юханатов и архитектор Олег Шапиро. Они рассказали, что кроется за внешней аскетичностью зала и фойе, выполненного в духе нью-йоркского притона, и объяснили, почему современный театр должен быть похож на проходной двор.
Внутренний Нью-Йорк Москвы - специально для новых имён
пресс-служба Электротеатра Станиславский

Малая сцена Электротеатра Станиславский (руководство театра настаивает именно на таком написании названия, без кавычек — прим.) объявляется открытой. Первую экскурсию для журналистов здесь провели худрук театра Борис Юхананов и архитектор Олег Шапиро. Они рассказали, что кроется за внешней аскетичностью зала и фойе, выполненного в духе нью-йоркского притона, и объяснили, почему современный театр должен быть похож на проходной двор.

Сцена-конструктор

«Это наше маленькое фойе. Естественно, оно маленькое, потому что сама Малая сцена не подразумевает всяких роскошеств, — проводит для нас экскурсию Борис Юхананов. — Этот стиль такого нью-йоркского притона. Это внутренний Нью-Йорк в нашем дорогом городе со всеми вытекающими из этого последствиями».

Мы находимся в небольшом пространстве, выполненном в серых тонах. Сбоку спрятан гардероб. Отсюда в зрительный зал можно попасть двумя способами — с первого этажа и сверху — со второго. В дальнейшем, объясняет худрук, фойе может использоваться как часть сцены — мобильная перегородка на втором этаже будет разбираться. Вообще, если верить его словам, разбирать и трансформировать тут будут почти всё, за исключением нескольких стен. Мы поднимаемся сразу на галёрку верхнего этажа, она соседствует с пультом звукорежиссёра. Внизу наблюдаем сам зал и декорации к сегодняшнему спектаклю «Фантазии Фарятьева» — подготовка к нему идёт прямо в эти минуты, а репетиции проходили, когда стройка была ещё в самом разгаре.

Художественный руководитель Электротеатра Станиславский Борис Юхананов.

Художественный руководитель Электротеатра Станиславский Борис Юхананов.

Дмитриев Виктор / PhotoXPress.ru

«17 метров — это хорошая глубина, 7 метров — прекрасная ширина, и 6,5 метров — высота, — рассказывает Юхананов про зрительный зал. — Всё это оборудовано точно так же на сверхвозможностях. Здесь есть любой свет, любой звук, телекоммуникации. Мы соединяемся со зданием там (он показывает в сторону Основной сцены), и проходящий здесь спектакль отображается на мониторах. Мы можем даже в конечном итоге записывать происходящие здесь события в нашей аудио- и видеостудии».

Дворовая опера для учёного и скрипки

Отдельно худрук рассказывает о дворе перед зданием Малой сцены. Выходит, это не просто двор, а ещё одна площадка, которую планируют открыть уже весной.

«Это всё пространство мы называем «пространство двора», — поясняет Юхананов. — Мы, в конечном итоге, практически начинаем здесь возводить третий этап нашего ансамбля, то есть Театральный двор».

Художественный руководитель Электротеатра Станиславский Борис Юхананов.

Художественный руководитель Электротеатра Станиславский Борис Юхананов.

Владимир Шумаков / МОСЛЕНТА

«Я стремлюсь в мае уже сделать здесь первую оперу, — делится он секретом. — Опера посвящена Галилео Галилею, «Для учёного и скрипки». Это совместно с Политехническим музеем. Солистом нашей оперы будет реальный ученый, специалист по Галилею».

Читайте на тему:

Работающий над проектом архитектор Олег Шапиро, партнёр архитектурного бюро Wowhouse, объясняет, что дворы уже давно стали полноценными площадками театров, музеев и концертных залов. «Во всем мире дворы — это над-территории, — говорит он. — Это территория вне нормы. Если здесь (в стенах театра, — ред.) может собраться 500-700 человек, то во дворе могут собраться тысячи людей».

«Мы пытались сделать открытые бесконечные пространства, которые можно использовать в каждом месте специальным образом, как технологически, так и публично. То есть почти любое пространство, любое место можно делать публичным», — поясняет архитектор.

О театральных задачах архитектора

Общаясь с прессой, Шапиро рассказывает, какие новшества были привнесены архитекторами при строительстве Малой сцены. Из его слов делаем вывод, что театр теперь не обязательно начинается с вешалки.

«Убрали из видимости гардероб, который всегда, мне кажется, такое чёрное пятно, грязное пятно в театральном мире. Потому что, когда-то там висят пальто, а летом — вообще ничего, это такая пустота, разъедающая место. Поэтому была сделана масса усилий для того, чтобы спрятать всё, что мы можем не видеть, вниз».

Архитектор Олег Шапиро и художественный руководитель Электротеатра Станиславский Борис Юхананов (справа).

Архитектор Олег Шапиро и художественный руководитель Электротеатра Станиславский Борис Юхананов (справа).

Дмитриев Виктор / PhotoXPress.ru

Какие ещё задачи сегодня стоят перед архитекторами при работе с театрами, Шапиро рассказал МОСЛЕНТЕ уже после пресс-конференции. В первую очередь, театр должен обладать многочисленными входами и выходами. Новые пути открывают возможности для получения новых впечатлений. Кроме того, по его словам, театрам нужно решать две противоположные задачи — они должны сохранять своё лицо, но, в то же время, подстраиваться под прихоти режиссёров и изменяться с их лёгкой руки до неузнаваемости.

«Театр — это всегда смена событий. Разные режиссёры конструируют свой мир. Это с одной стороны. С другой стороны, понятно, что один театр должен отличаться от другого. Поэтому здесь две противоречивые задачи», — отмечает он.

Сезон дебютов

Для Малой сцены уже готова немалая программа. Одних только дебютов на сезон 2016-2017 запланировано более полутора десятков. Так, по словам Юхананова, помогая и советуя, но не настаивая на своих советах, здесь будет взращиваться новое поколение режиссёров.

Самым первым площадку смог опробовать Евгений Бедняков со своими «Фантазиями Фарятьева» по одноименной пьесе Аллы Соколовой (был ещё в 1979 году такой фильм Ильи Авербаха с Мариной Неёловой и Андреем Мироновым). «Это история о том, как одиночество пытаются вылечить утопическими рецептами счастья», — говорится в описании Электротеатра. «Фантазии» Беднякова зрители могут увидеть каждый вечер до конца этой недели.

Дальше публику ждут опера «Маниозис» по текстам Спинозы, легенда о двух биороботах и прекрасной девушке «Love Machines» по пьесе философа Кети Чухров, спектакль «Бунин» по его рассказам, «Идиотология, учение об идиотских основах души» — по роману «Идиот» Достоевского, и прочие сюрпризы.

Партнерские материалы