Культурные метаморфозы
Замруководителя департамента культуры Москвы — о «не очень громких» целях МКФВ «Манеже» накануне Московского культурного форума трудно было услышать даже самого себя: тут играет музыка, там визжат дрели, здесь, несмотря на высококультурность грядущего мероприятия, некультурно матерятся строители и монтировщики. Жизнь кипит! Владимир Филиппов — замруководителя Департамента культуры и один из кураторов и организаторов форума, появляется среди этого гама внезапно: «Не возражаете, если я кофе выпью, пока мы разговариваем? Нет? Тогда задавайте ваши вопросы».
Не бегая за новым
—Московский культурный форум проводится в столице с 2014 года.
Да, уже в третий раз!
—Вот и я об этом. Срок уже, можно сказать, солидный. Ребенок за это время учится ходить, говорить и анекдоты рассказывать. А какие метаморфозы произошли за три года с форумом?
Я бы начал так… Для форума главной задачей является само проведение форума.
—Это почти как у Дюма в «Трех мушкетерах» говорил Портос: «Я дерусь, потому что дерусь»?
Примерно. Только мы все делаем без драк, а открыто и гостеприимно. У нас здесь нет никакой сегрегации и фильтров для любых культурных институций и вообще для каждого, кто желает сюда прийти. И мы очень надеемся, хотя и понимаем, что для этого нужно время, что Московский культурный форум станет площадкой, открытой и интересной для всех. Эти цели звучат не очень громко, но они невероятно важны. А приближение к ним и есть, наверное, главная метаморфоза форума. Вообще же у нас нет задачи погони за новым...
—За чем тогда вы гонитесь?
За интересным и нужным!
—А можно чуть больше конкретики и примеров?
Сегодня, например, мы будем говорить о государственном и частном партнерстве в культуре и разбирать через него судьбу кинотеатра «Художественный». Поговорим о том, как давать жизнь государственным кинотеатрам, что у них может быть и что должно быть в репертуаре, как выстраивать отношения со зрителем, кто их целевая аудитория и так далее.
—Это довольно специфические вопросы, интересные, скорее, специалистам, нежели обычным людям. На кого рассчитан форум?
У нас есть формула: около четверти всех наших мероприятий рассчитаны на специалистов в сфере культуры. Многим ведь кажется как? Что культура – это исключительно выставки и премьеры. Но мало кто задумывается о том, что, чтобы они состоялись, над этим должна потрудиться огромная команда людей, занимающихся расчетом экономики культуры, поддержанием ее инфраструктуры, обеспечением безопасности. А ведь именно они — фундамент того красивого процесса, на который любуются обыватели. Ну, а остальные мероприятия — выставки, презентации музеев и театров — они как раз для всех желающих.
—Желающих развлечься или все же что-то для себя полезное вынести?
Никто ничего выносить не должен! Выносить — это советский подход. Наша же задача — чтобы даже случайный человек, зашедший на форум, понял, какие возможности проведения культурного досуга в Москве у него имеются. Ведь в столице находится огромное количество культурных институций, разбросанных по всему городу, которые содержатся и финансируются государством и Москвой. И в каждом из них можно заниматься активным творческим досугом.
—И как, занимаются?
Вот какое дело… Социологические опросы показывают, что большинство людей убеждены, что кружки — это только для детей, а если тебе 20-25 лет, ты уже стар для всего этого. Мы же все время объясняем москвичей, что все совсем не так, и что в каждом из 221 культурного центра, которые поддерживает наш департамент, любой найдет себе занятие по душе, невзирая на возраст. Это и хореография, и вокал, и рисование.
Привычка к прекрасному
—Как вы сами думаете: растет интерес москвичей к культуре-то? Или не очень?
Мы, безусловно, пока не находимся в числе мегаполисов, лидирующих по потреблению культурного контента населением.
—В чем причина?
В том, что у большинства москвичей пока не сформирована привычка ходить на выставки, спектакли, кинопремьеры. Но при этом доля тех, кто к таким мероприятиям все же проявляет интерес, неуклонно растет! Только в том году открылась 1661 новая выставка, это значит, что в день их открывается в Москве как минимум четыре. У нас растет доля отечественных фильмов в прокате не только в государственных, но и в частных киносетях. У нас сложно купить день в день билеты в театр.
—Да и не день в день тоже, по правде говоря, поскольку стоят они часто безбожно дорого.
Ну, почему! В театрах, находящихся в ведомстве департамента, билеты не такие уж и дорогие. И вообще, не обязательно же всем приходить на премьеру в Большой театр, да еще и садиться в первый ряд партера. Там цена, конечно, будет ого-го!
—Но ведь хочется же прикоснуться к великому.
Слушайте, когда я был студентом, мне совершенно незазорно было купить себе билет в тот же Большой за 75 рублей и сидеть на четвертом ярусе сбоку от сцены.
—Оттуда же ничего не видно!
Даже разглядывание люстры и потолочной росписи могло принести удовольствие, создавало праздничную атмосферу... Помню, как ходил на «Пиковую даму» и на билете увидел информацию, что продолжительность спектакля почти четыре часа. Мне показалось, что это невероятно долго, ведь долететь до моего родного Сыктывкара можно было за час пятьдесят. Но я помню и свое ощущение восторга, когда спектакль прошел буквально на одном дыхании — и, повторю, я сидел далеко не в партере… Кстати, на нашем форуме театры предоставят возможность всем желающим купить билеты безо всяких наценок!
Откуда очереди растут
—С театрами все понятно. Странно вот что: с одной стороны, вы говорите об отсутствии у москвичей привычки ходить на выставки, а, с другой, все же видят огромные очереди в музеи и выставочные залы. Как это сочетается?
С выставками все гораздо сложнее. Со школьных времен у большинства людей сформировалось понятие, что на выставки и в музеи нужно ходить организованными группами.
—Лично меня это в школе страшно бесило.
Вот-вот! Про то и речь. Поэтому и мы, и департамент образования смотрим сейчас на результаты исследований и понимаем, что подход к задаче прививания детям любви к выставкам надо корректировать. Но то, что происходит в последнее время — все эти очереди на Серова и Айвазовского, на дни бесплатного посещения музеев — говорит о том, что процесс идет в правильном направлении, а очереди — это не всегда плохо. В конце концов, в очереди на выставку есть своя непередаваемая атмосфера, несравнимая с той, что была в советские времена в очереди за колбасой.
—Люди созрели для встречи с прекрасным, или же посещение выставок внезапно стало модным?
Не вижу тут особых противоречий. У людей появилась потребность быть сопричастными к большим хорошим проектам, им стало интересно проводить время, понимая, что они развиваются.
—Но все это случилось, как говорится, «вдруг». Помню, еще несколько лет назад выставка Исаака Левитана в Третьякове прошла тихо и незаметно — я отстоял в очереди не более двадцати минут.
Тогда еще никто не занимался маркетингом в культуре, вот и все объяснение. Недостаточно просто найти шедевры, сделать правильную развеску, а после сидеть и ждать, когда же к тебе повалит народ, сетуя, в случае его неприхода, на падение культурного уровня населения. Сегодня задача каждого менеджера в сфере культуры — быть стратегами и маркетологами. И с этим прекрасно справляются работники и Третьяковки, и Пушкинского музея, и многих других институций.
В рабочем режиме
—Маркетологи у нас появились, это правда. Чего нет, так это хорошего современного выставочного пространства – типа МоМа в Нью-Йорке, Tate Modern в Лондоне, Центра Пампиду в Париже. Отчего такое невнимание к современному искусству?
Ситуация меняется! Очень удобно поддерживать всем понятное искусство, провозглашенное классическим много десятилетий назад, это — факт. Но мы пытаемся делать что-то и для тех творцов, которые являются нашими современниками. Поэтому, наряду с кинотеатрами, театрами и библиотеками, мы, например, третий год поддерживаем Russian Fashion Week, ведь в ней участвую российские дизайнеры. Мы поддерживаем уличных музыкантов и проект «Музыка в метро».
—А как же художники?
Что до художников, уже несколько лет в Москве работает возглавляемый Василием Церетели Музей современного искусства, в Парке Горького открылся частный «Гараж», есть Музей русского реалистичного искусства, частный Музей русского авангарда, идет работа над проектом выставочного пространства ГЭС-2. А еще есть «Флакон», «Артплей», «Винзавод». Мне кажется, этого на сегодня вполне хватает.
—Возможно. Есть, однако, вот какая закавыка: о многих достойных внимания площадках люди просто не знаю. Спрашивать за это, конечно, нужно с их менеджеров. Но есть вопрос и к вам: что интересного из нераскрученных музеев порекомендовать можете?
Не так давно открылся замечательный Музей ГУЛАГа. Казалось бы, абсолютно депрессивная тема, не вызывающая ни капли позитива. Но его экспозиция устроена так, что этот музей оказывается не про прошлое, а про будущее.
—Звучит зловеще.
Я не об этом! Он про то, что нужно сделать, чтобы катастрофа, которую пережил наш народ, никогда не повторилась. И поток посетителей туда постоянно растет. Перспективных площадок много! Другое дело, что эта перспектива зависит исключительно от, опять же, менеджмента. Вот есть в Москве Музей моды. Перспективы у него, несомненно есть, но то, как он выглядит сейчас, это очень странно.
—А еще есть Музей пыток на Арбате.
Он – не наш, а полностью частный. Постулат же о творческой автономии мы считаем священным и неприкосновенным. Так что – пусть будет и Музей пыток, тем более, что к бюджету Москвы он не имеет ни малейшего отношения, так же как Музей водки и прочие удивительные институции… Ну, а что до моих рекомендаций, я бы добавил еще в список Музей русского импрессионизма, Музей современного искусства, Музей-квартиру Марины Цветаевой.
—Помогает ли поднять их посещаемость ставшая уже регулярной акция «Ночь в музее? Насколько вообще она оправдана? Или, другими словами: зачем она нужна? Все равно же большая часть людей предпочитает ночами спать…
К этой акции очень большой интерес. И еще — она очень помогает людям позитивно воспринимать город, и это хорошо, пусть даже «Ночь в музее» и выглядит для кого-то заигрыванием с публикой и популизмом. Статистика говорит: около шестидесяти процентов из тех, кто приходит на «Ночь», именно в рамках акции вообще впервые оказываются в музейном пространстве. Тридцать процентов из них после возвращаются сюда уже в «рабочем режиме», чтобы более внимательно и осознанно посмотреть то, что до этого видели впопыхах, приобщиться к культуре, к художеству. А это дорогого стоит!