Опубликовано 31 июля 2018, 00:00

«Некоторым сложно понять, куда они попали»

Как москвичи реагируют на современное искусство
За день до открытия выставки «Здесь и сейчас!», рассказывающей о современном искусстве в сегодняшней Москве, в Манеже звенят пилы, перекрикиваются люди и переносятся предметы. Кажется, что никто ничего не успевает, но это – нормально. Паники нет никакой, лишь то из одного, то из другого павильона раздается голос куратора и автора идеи выставки — обладателя премии имени Сергея Курёхина в номинации «куратор года», дизайнера российского павильона на 53-й Венецианской биеннале, художника Кати Бочавар — раздающей последние указания. О том, готовы ли москвичи воспринимать современное искусство, и к чему приводит смешение стилей, МОСЛЕНТА поговорила с Катей. А после записала ее монолог.
Йелэна. Режиссер Федор Павлов-Андреевич. 2017
Йелэна. Режиссер Федор Павлов-Андреевич. 2017

Мне кажется, что сейчас Москва переживает очень интересный период, когда искусство повсеместно переходит из одной субстанции в другую. Словно бы атомы складываются иначе.

Катя Бочавар

художник, скульптор, дизайнер выставочных пространств, куратор художественных выставок и автор перформансов

Музеи, рынки и больницы

Вот уже несколько десятков лет меня — и как куратора, и как художника — занимает тема постоянного перехода искусства из одного состояния в другое. То есть то, что мы теперь называем междисциплинарностью или кросс-дисциплинарностью. В этих переходах я нахожу рекордное сгущение энергии. А энергия — тот материал, с которым я в основном и работаю. Поэтому, когда мне предложили курировать эту выставку, первой идеей, пришедшей в голову, было посвятить ее этой самой кросс-дисциплинарности.

Мне вообще кажется, что сейчас Москва переживает очень интересный период, когда искусство повсеместно переходит из одной субстанции в другую. Словно бы атомы складываются иначе, и вместо привычных нам объектов мы порой получаем то, что пока даже не можем описать. Особенно это заметно в театре, где иногда сложно сказать, чего больше — собственно игры, выставки или чего-то еще. Взять даже «Здесь и сейчас!» Уверена, что некоторым посетителям будет сложно понять, куда они попали: в выставочное пространство или же в театральное. Мы построили декорации больницы и музея, подъезда и рынка. И все это — современное искусство. Это — что касается общей идеи. Что же до остального…

Пронизывая среду, создавая язык

Я часто курирую то, что сама же и создаю. Мне нравится создавать, потому что именно это — а не бесконечное репродуцирование — и движет искусство вперед. Вот и здесь, в Манеже, я хотела показать самое новое и главное из того, что сейчас делается в Москве. Продемонстрировать, как здесь и сейчас, в эту саму минуту культурные проекты через художников объединяются с больницами, заводами, вокзалами, пронизывают собою городскую среду, создают язык, помогают людям коммуницировать друг с другом и делают эти коммуникации интересными.

Вот, например, проект выставочного пространства «Чрезвычайная коммуникация», созданный в «доме на ножках» в районе ВДНХ. Группа кураторов, трое из которых живут в одном подъезде, создали в нем галерею, через современное искусство заставившую общаться всех своих соседей. Каждые выходные они устраивают там вернисажи, а смотрителем и экскурсоводом выступает консьерж. В итоге: разговоры о коммунальных службах, о том, у кого прорвало трубу, и ценах в соседних магазинах у всех жителей подъезда ушли на второй план, ведь все стали обсуждать искусство…

Театры и палки

Важно понимать: на нашей выставке показаны не сами проекты, а как бы их «представительства». Взять проект «Атлас В. Маяковский», который сейчас можно посмотреть в музее Голубкиной, где он занимает несколько этажей. Мы же показываем только его часть. Но и это хорошо, потому что все равно привлекает внимание посетителей. Посмотрев у нас — здесь и сейчас — «кусочки», они могут после пойти в музеи, чтобы увидеть все целиком.

Или — у нас всего одни VR-очки для того, чтобы показывать проект «Психоз» — этакую 20-минутную инсталляцию-путешествие по одноименному спектаклю из репертуара «Электротеатра». Нехитрые расчеты показывают, что в час его смогут посмотреть максимум три человека. Но нам это важно все равно — важно, чтобы показать, как художники перенесли свое произведение из театра в цифровое пространство.

Театр сегодня вообще дальше всех ушел в сторону разнообразия форм. Поэтому я и сама время от времени работаю над постановками. Не так давно, например, мы делали четыре мини-спектакля по пьесам Людмилы Петрушевской, которые так же будут представлены в Манеже. Нет, не потому, что я — куратор выставки! А потому что эти спектакли — например, «Йелэна» — так называемые кинетические инсталляции, при работе над которыми я выступала, скорее, в роли скульптора. Ведь исполнители там — словно ожившие скульптуры. Однако же помимо театра есть еще одна площадка, где кросс-дисциплинарность видна весьма сильно. Это учебные заведения. Нынешние студенты делают совершенно фантастические вещи — что на факультете современного искусства в Высшей школе экономики, что в ГИТИСе, где просто невероятные студенты-режиссеры из мастерской Дмитрия Крымова. Только подумать! — во время выполнения творческих заданий своего наставника они создали объекты, из которых после сложилась очень хорошая самостоятельная вставка «Театр начинается с палки». Часть этих работ представлена и у нас на «Здесь и сейчас».

Открыть свое сознание

Современное искусство устроено таким образом, что зритель всегда становится его соавтором. Во-первых, потому что почти все проекты интерактивны. А, во-вторых, потому что сам объект очень зависит от подготовленности зрителя, от его насмотренности, от того, насколько он пытлив и любопытен, хочет ли он понять, что перед ним, или не хочет. Ведь объект — это не то, что выставлено, а то, как мы это воспринимаем.

Поэтому для проекта «Здесь и сейчас!» очень важно донести до зрителя… Нет, не месседж, который вкладывал художник, потому что в некоторых объектах единого месседжа может не существовать — это может быть просто набор информации. А донести то, как важно заниматься душевной работой, потому что современное искусство — не только украшение пространства арт-объектами, а среда, в которую художники и кураторы втягивают зрителя. Это — игра, интертеймент, но, в то же время, труд. Готов ли так называемый «средний москвич» воспринимать современное искусство? Считаю, что да. Недаром же на любой выставке главными фанатами этого направления являются дети. Взрослый может зевать, скучать, возмущаться и уходить. А ребенку — если только мы говорим о хорошей выставке — будет интересно всегда! О чем это говорит? О том, что дети пытливы, любопытны, открыты, а, главное, лишены предрассудков и предвзятости. Вывод прост: если «средний москвич» откроет свое сознание для новых впечатлений и информации, современное искусство его обязательно тронет.

Конечно, мы готовы к совершенно разным реакциям на нашу выставку. Все же Манеж, центр города, бесплатный вход, а, значит, самая разная публика. Но в попытке подготовиться к этому мы создали специальную школу гидов-экскурсоводов, набрав 26 человек. Им читали лекции по современному искусству и театру, с ними проводили занятия психологи и социологи, их учили коммуницировать с разной аудиторией.

Без вмешательства и недоверия

Я сама — коренная москвичка. И вот что хочу сказать: сегодня в Москве происходит невероятное количество интересных событий в мире искусства. Почему? Потому что это очень открытый город и для тех, кто искусство делает, и для тех, кто его потребляет. Все самое интересное я и попыталась собрать в Манеже. Это было не просто, но приятно, потому что отбором всех пятидесяти участников занималась только я — без чьего-либо вмешательства. Здесь есть москвичи, люди из других российских городов, иностранцы.

Мы готовили эту выставку два месяца. Нам, конечно же, не хватило, как говорится, одного дня, чтобы все завершить. Но, положа руку на сердце, мы сделали все, что хотели и планировали. И вот тут я хотела бы поблагодарить Департамент культуры Москвы — и за это невмешательство и доверие, и за смелость, и за большую помощь.