«Иван Васильевич» с предысторией
Музей Булгакова открыл в Коломенском выставку о знаменитой кинокартинеМузей Булгакова открыл очередной большой проект на чужой площадке, на этот раз — в подклете деревянного дворца Алексея Михайловича в Коломенском. С 28 апреля там можно посетить выставку «„Иван Васильевич“ возвращается». Мало кто знает, но в основе сюжета знаменитой кинокартины Гайдая лежат пьесы Булгакова «Блаженство» и «Иван Васильевич».
МОСЛЕНТА узнала у директора музея Булгакова Петра Мансилья-Круз и куратора выставки Ивана Назарова, как создавалась экспозиция и почему выставка проходит в Коломенском.
100 тысяч посетителей в год
Когда в 2013 году я стал директором, и мне, и всей команде нужно было многому научиться, чтобы в итоге музей Булгакова смог работать как настоящий современный музей. И было несколько ключевых этапов, через которые все мы прошли.
Петр Мансилья-Круз
директор музея Булгакова
Первый год-полтора мы занимались своей тихой внутренней жизнью: узнавали о Михаиле Афанасьевиче очень много нового, делали выставки в небольшом пространстве той самой «нехорошей квартиры» в доме 10 на Большой Садовой. Многое там мы выставляли из фондов и вообще сначала делали проект, направленный на исследование коллекций.
Какие-то выставки были более хулиганскими, какие-то менее, и все это происходило в пределах легендарной, но не очень большой квартиры. А поскольку музей очень популярен и принимает более 100 тысяч посетителей в год, давно уже принято решение о его расширении, даже проводился конкурс на концепцию его развития.
Вскоре большое выставочное пространство откроется в квартире Булгакова на Большой Пироговской, которая в прошлом году была передана музею. И в связи с этим команде музея надо было учиться делать сложносочиненные выставки большего масштаба, но при этом, в первую очередь, рассказывая интересные истории.
Большие выставки юбилейного года
На протяжении всего юбилейного 125 года со дня рождения Булгакова, который начался 15 мая 2016 года, мы провели цикл таких больших выставок, среди которых были «Булгаков vs Маяковский» в галерее «На Шаболовке» и «Булгаков. Две биографии» в Новом Манеже.
Все они были придуманы честно, исходя из истории: мы не срезали углы и ничего не упрощали, чтобы облегчить посетителям восприятие. В каждом случае было большое число экспонатов, сюжетов внутри выставки и историй о самом Булгакове.Каждый раз мы стараемся сделать выставку популярной, понятной всем, и для этого каждый раз ищем тему, ключ.
Потому что Булгакова в нашей сегодняшней жизни очень много, но мы не всегда это замечаем, хотя и говорим его словами, играем его ролями, периодически вспоминаем его персонажей.
И Ивана Васильевича, конечно, это тоже касается.
Этот проект стал завершающим в юбилейном году случайно. Наверное, потому, что он для нас оказался необычайно сложным, и мы не раз его переносили. Это связано с тем, что невероятно яркий миф, связанный в народном сознании с Иваном Васильевичем, создан, конечно же, Гайдаем. И он настолько силен, что добавить к нему что-то или изменить картину довольно трудно.
И вот, учитывая, что все равно все пойдут на выставку про фильм «Иван Васильевич меняет профессию», мы старались придумать побольше ходов и линий внутри экспозиции, чтобы посетитель с одной стороны не был разочарован, а с другой — чтобы он пропитался булгаковскими образами. Так что этой выставкой мы постарались рассказать не самую простую историю. Посмотрим, насколько это у нас получилось.
Почему в Коломенском
Коломенское стало местом проведения этой выставки потому, что мы искали площадку, связанную с Иваном Грозным. На площадках, связанных с Булгаковым, мы уже работали много: это и музей на Большой Садовой 10, и его новая часть, которая будет открыта на Большой Пироговской, и другие точки в Москве.
В Коломенском Иван Васильевич жил, церковь Вознесения построена Василием III в его честь, а храм усекновения головы Иоанна Предтечи заложил сам Грозный.
Кроме того, планируя выставку на весну и лето, мы, разумеется, задумались и о том, чтобы в ее окрестностях было еще приятно прогуляться. А те, кто приходят в Коломенское просто, чтобы пройтись по парку, надеюсь, будут заходить к нам на выставку.
На выставке мы рассказываем не только о создании Булгаковым пьес «Блаженство» и «Иван Васильевич», но еще и о восприятии образа царя в 1930-е годы, когда пьеса создавалась.
И приятных совпадений тут было много: например, когда мы изучали экспонат, давно уже отобранный для этой выставки — фрагмент фильма «Крылья холопа», выяснилось, что он снят в Коломенском, и в тот момент, когда в 1926 году здесь заканчивали съемки по сценарию Шкловского, в них принимали участие 1000 жителей окрестных деревень.
Так что Коломенское со всеми его легендами, мифами и байками — отличное место, чтобы делать выставку про машину времени, главной метафорой которой у нас в экспозиции служит стол писателя.
Иван Назаров, научный сотрудник музея Булгакова, куратор выставки «„Иван Васильевич“ возвращается».
Кажется, знакомые вещи
Всегда очень любопытно рассказывать человеку о тех вещах, которые, как ему кажется, он хорошо знает. Если провести соцопрос среди россиян, мы увидим, что с кинокомедией Гайдая знакомы практически все, при этом далеко не все знают, что фильм был снят по пьесе Булгакова, а читали ее единицы. Это и есть лакуна, которую мы решили заполнить.
Когда мы обращаемся непосредственно к тексту, то видим, что большинство сатирических шуток, которые использовал Булгаков в этом произведении, знакомы нам по фильму.
Так создается иллюзия, благодаря которой кажется, что мы знаем пьесу, но и это не так.
Кроме того, мало кто знает, что у «Ивана Васильевича» есть литературная предыстория — пьеса «Блаженство». Ее действие происходит в будущем, а не в прошлом. Известно, что в 1929 году у Булгакова родился замысел этой комедии, но ее черновики он бросил в огонь вместе с частью романа «Мастер и Маргарита», о чем сообщал в письме к Сталину.
Вернулся к ней Михаил Афанасьевич только в 1933 году, дописал и прочитал артистам театра Сатиры. В своих письмах близким он писал, что, видимо, сочинил что-то не так: сцены будущего, XXIII века, никому не понравились, а об эпизодическом персонаже Ивана Грозного вспоминали все.
Исходя из этого Булгаков и сел сочинять «Ивана Васильевича». А в первой пьесе действие переносится в мир будущего, в район под названием «Блаженство». И читатель узнает, как угощать даму спиртом, вспоминая, что читал об этом в «Мастере и Маргарите». Собственно, в этой пьесе и появляется образ Мастера как человека, вступающего в серьезный конфликт с современностью, который пытается создать некий инструмент или предмет, позволяющий пронзить время.
Закольцованная экспозиция
Создавая экспозицию, мы отталкивались от 1929 года. Этот год для Булгакова непростой, когда запрещают его пьесу и он начинает работать над рядом произведений, объединенных несколькими сквозными мыслями. В частности, над сквозным образом Мастера-Изобретателя-Поэта, у которого возникает конфликт с властью и происходит диалог с современниками.
Акцента два: фантастика и диалог художника с властью. Мы в экспозиции приводим пример еще одной фантастической пьесы Булгакова — «Адам и Ева», посвященной будущей химической войне. В отличие от «Роковых яиц» и «Собачьего сердца» это вещь менее известная.
В отдельных залах мы исследуем изменение представления об Иване Грозном в первые десятилетия XX века.
Он не всегда тиран и деспот, а может быть шахматистом, завоевателем и объединителем земель русских.
Дальше мы рассказываем об истории пьесы «Иван Васильевич», которая так и не была поставлена в театре Сатиры. Попутно показываем, как Булгаков для открытого конкурса 1936 года делал наброски учебника истории СССР — мы выставляем машинопись оглавления.
Потом мы представляем путь пьесы: от издания и переводов до сцены и экрана. Причем выставляем, например, фотографии кинопроб к «Ивану Васильевичу» с «Мосфильма», со снимками Миронова, Невинного и Евстигнеева. Закольцовывая композицию, мы заканчиваем «Блаженством»: показываем, как и когда в России эта пьеса была поставлена. И попутно рассказываем, как ее экранизировали и поставил впервые за рубежом.
Из того, что выставлено в Коломенском, часть экспонатов — из коллекции музея, часть мы запрашивали из хранилищ РГБ, РГАЛИ и других архивов, с «Мосфильма». И мы показываем массу действительно уникальных предметов, предлагаю прийти и увидеть все самим.