«И слава Богу, что все это не украли»
Что посмотреть в обновленном Музее кино
Наконец-то свое здание получил Музей кино, основанный еще в 1989 году, коллекция которого последние 12 лет ютилась на «Мосфильме». В 36 павильоне ВДНХ состоялось его торжественное открытие. Директор музея Лариса Солоницына рассказала МОСЛЕНТЕ о залах, проекторе Сталина и образовательном центре, в котором можно будет научиться работать с кинопленкой.
28 лет без своего помещения
Официальная дата первого открытия Музея кино – 31 марта 1989 года, и до ноября 2005 года он базировался в Киноцентре на Красной Пресне, где соседствовал с большим количеством ресторанов, клубов и студий. Многие помнят тот период: в пяти залах шли кинопрограммы музея, и работал он в тот период, как синематека, выставочных залов не было, как не было и необходимых условий для хранения фондов.
Последний, 12-летний период, музей существовал скорее в формате архива в одном из павильонов концерна «Мосфильм», где у него не было уже не только экспозиционных пространств, но и кинозалов. В те годы деятельность сводилась к тому, что какие-то предметы периодически выдавались другим музеям для их выставок.
/imgs/2017/10/24/15/1399822/e7a0fc061f0d15bc0f2db89ee279ec4ec653544c.jpg)
/imgs/2017/10/24/15/1399820/1484814d8160348998ba9b41807355fb98ec015a.jpg)
Фото: Кирилл Смирнов
Так что предыстория у музея с одной стороны длительная, а с другой – не очень музейная. Все эти годы усилиями Наума Ихильевича Клеймана (директор музея с 1992 по 2014 годы) и научных сотрудников формировалась коллекция: собирались и хранились артефакты, связанные с историей отечественного кино. И слава Богу, что все это не украли, и эти 169 тысяч музейных предметов дошли до нас в целости и сохранности.
В мае 2015 года мы заключили договор долгосрочной аренды 36 павильона ВДНХ, который перешел к Музею кино на 49 лет по льготной ставке 1 рубль за квадратный метр. Таким образом, в распоряжении музея впервые оказалось отдельно стоящее здание. Здесь наконец-то хватило места, чтобы сделать профессионально оборудованные фондохранилища, три кинозала, шесть выставочных зон и научно-образовательный центр.
Основная задача
Хотелось бы, чтобы музей стал очень живым местом, и в его работу включились действующие кинематографисты. Чтобы именно у нас они собирались, обсуждали свои картины. Наши небольшие, по 50-60 мест, залы отлично подходят для черновых просмотров, предпросмотров, пресс-просмотров и вполне могли бы использоваться в сегодняшнем кинопроцессе.
/imgs/2017/10/24/15/1399823/d119122148d015a0723695151e471eb94dd0e9fb.jpg)
/imgs/2017/10/24/15/1399824/db3f27ca20ff5c4825cc1789bd6f3e4547d15597.jpg)
/imgs/2017/10/24/15/1399825/20020923cde3e41e49e2d53284b39eaf0eeef9e5.jpg)
Фото: Кирилл Смирнов
Кроме того, нам очень хотелось бы стать площадкой для объединения студентов ВГИК-а и «Высших курсов сценаристов и режиссеров». Мы предложили каждому из этих институтов пользоваться нашей площадкой, на которой их студенты могли бы показывать друг другу свои фильмы, находить единомышленников, знакомиться, обсуждать планы на будущее и формировать свои первые съемочные киногруппы.
И хотелось бы привлечь внимание посетителей, которые профессионально с индустрией не связаны. Чтобы после визита в музей им хотелось больше узнать о российском кино. Когда мы продумывали не только экспозицию, но и продукцию нашего сувенирного киоска, то думали о том, чтобы, зацепившись за яркую цитату, интересный эскиз, человеку захотелось бы узнать, из какого это фильма, посмотреть его. Ведь наша основная задача – пробудить в посетителях интерес к отечественному кинематографу.
Три кинозала и три выставки
Разумеется, наш музей – не расширенный вариант многозального кинотеатра. Ведь никто не считает Литературный музей большой библиотекой, а Бахрушинский музей – театром. В Музей музыкальной культуры имени Глинки можно, конечно, прийти и на вечерний концерт, но главное в нем – коллекция инструментов и партитур, экспозиция и фонды.
И наш музей не сильно выбивается из этого ряда, может только выглядит более современно. Оформляя его пространство, мы даже пригласили наших друзей – граффитистов, чтобы они изобразили на стенах некоторых известных режиссеров, а в двух специальных зонах нарисовали кадры из фильма «Сталкер» Андрея Тарковского.
/imgs/2017/10/24/15/1399829/0aa39b8411bde1cd10517aa7539a7f41aa317297.jpg)
/imgs/2017/10/24/15/1399830/83ad67574ac5ada5b6fc86e9a73a523a1695339a.jpg)
/imgs/2017/10/24/15/1399831/13c109c8910fbcf76c14aab83f40a0449d56860a.jpg)
Фото: Кирилл Смирнов
У нас действуют три кинозала, названные именами Александра Ханжонкова, Андрея Тарковского и Дзиги Вертова. В них в дневные и вечерние часы идут показы наших кинопрограмм: как с тридцатипяти- и шестнадцатимиллиметровой пленки, так и с «цифры». Но главным в музее мы считаем выставочные проекты: три экспозиции можно увидеть уже сейчас, а остальные мы планируем открыть в следующем году.
Наше основное направление – история отечественного кинематографа, и именно этой теме посвящена главная экспозиция, построенная по принципу лабиринта. Мы разбили ее на условные периоды, которые чуть-чуть не совпадают с десятилетиями. В начале этого «Лабиринта истории» можно увидеть предтечи киноаппаратов - «волшебные фонари», и экспонаты, посвященные одной из самых ярких звезд российского дореволюционного кино Вере Холодной. Небольшой аттракцион связан с «Киноглазом» Дзиги Вертова, в витрине рядом с ним - камера Parvo, которая и была главным героем его фильма «Человек с киноаппаратом».
В части экспозиции, посвященной 1930-м годам, установлен проекционный аппарат, подаренный в свое время Сталину. Там смоделирован небольшой зал и демонстрируются фильмы этого периода. Не стану раскрывать всех деталей: экспозиция, которая заканчивается периодом 1990-х, очень разнообразна, в ней много живописи, графики, плакатов, макетов, мультимедийного контента. Так что приходите, «лучше один раз увидеть».
/imgs/2017/10/25/16/1400878/771a4e524a2a27b4a8e07486604c13a39959b980.jpg)
/imgs/2017/10/25/16/1400879/9c4b7c2e565b39ddfd236adc8ed5f654b3b6ffa4.jpg)
/imgs/2017/10/25/16/1400880/64b47a8720882d7b20c4343f7370979e256a12f6.jpg)
/imgs/2017/10/25/16/1400881/7ddb2b541c329a241e212cf613b23cb919a4a87b.jpg)
Фото: Кирилл Смирнов
Во второй и третьей выставочных зонах мы разместили выставку «Анна. Прибытие поезда». Основой этой экспозиции стали костюмы к фильму Сергея Соловьева «Анна Каренина». Третья действующая сейчас выставка – галерея памяти «Кино – это звезды», посвящена самым известным актерам и актрисам отечественного кино.
Так что три кинозала и три выставки – это то, чем мы можем порадовать наших посетителей уже сегодня. Кроме того, у нас работает замечательный киоск с очень разнообразными кино-сувенирами и большой подборкой книг об отечественном и мировом кинематографе.
Планы на будущее
Зона, в которой будет располагаться мемориальный кабинет Эйзенштейна, откроется в следующем году, когда будет отмечаться юбилей Сергея Михайловича. Хорошо сделать эту экспозицию ко дню открытия мы бы не успели, и работы по ее созданию сейчас продолжаются.
Три аудитории научно-образовательного центра оборудованы современными проекторами и экранами, и в каждой из них стоит сервер с огромным количеством программ и фильмов, которые мы будем использовать при обучении.
/imgs/2017/10/24/15/1399832/2163d9cf68f6615527f85a7f0809ae3e8474b237.jpg)
/imgs/2017/10/24/15/1399833/b343d710e68619b2ac1e9e2eb55794845a98bdf4.jpg)
/imgs/2017/10/24/15/1399835/93bbc7979689b751aefcc5378b951226ff049a32.jpg)
/imgs/2017/10/24/15/1399836/62cdf729621899c9471d152d6337a19b9337a3a5.jpg)
/imgs/2017/10/24/15/1399837/e601fa63ab453c2ab6c2c1d9cee5a9c35f51a080.jpg)
Фото: Кирилл Смирнов
Программы для взрослых мы, скорее всего, запустим с декабря, а для детей от 6 лет – с начала зимних каникул. Самых маленьких посетителей будем обучать рисовать мультфильмы, для подростков готовится более серьезная программа, современным языком рассказывающая об истории кино. Для взрослых уже подготовлены фильмопроверочные и звуко-монтажные столы, за которыми будет проходить обучение работе с кинопленкой.
Кроме того, мы купили прекрасный телесканер, позволяющий в режиме реального времени переводить изображение с 35-миллиметровой пленки в цифровой формат: минута воспроизведения сканируется всего лишь за одну минуту. Более того, аппарат дает возможность реставрации как изображения, так и звука. Это важно для нас, так как в киноархиве музея есть редкие пленки, которые мы не сможем показывать - это грозит им разрушением. Так что эти фильмы мы планируем оцифровать и показывать уже с цифры. И если у кого-то есть собственные редкие 35-миллиметровые пленки, мы готовы принимать заказы и оцифровывать их.