Опубликовано 09 сентября 2016, 12:00

Спасти и сохранить

Для Пушкинского музея начали строить первое в его истории хранилище экспонатов
У Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) им. Пушкина никогда не было специального помещения для хранения экспонатов, где о них бы заботились должным образом. С момента основания в 1912 году до сих пор музей как-то справлялся, что поразительно — в его основном фонде на конец 2015 года находилось 589.777 единиц хранения. Но теперь защитой музейных коллекций решено заняться серьёзно.
Спасти и сохранить
Алексей Коновалов / МОСЛЕНТА

У Государственного музея изобразительных искусств (ГМИИ) им. Пушкина никогда не было специального помещения для хранения экспонатов, где о них бы заботились должным образом. С момента основания в 1912 году до сих пор музей как-то справлялся, что поразительно — в его основном фонде на конец 2015 года находилось 589.777 единиц хранения. Но теперь защитой музейных коллекций решено заняться серьёзно.

Сегодня, 9 сентября, председатель Госдумы Сергей Нарышкин заложил первый камень в основание будущего депозитарно-реставрационного и выставочного центра Пушкинского музея. В 2019 году туда переместят около 700 тысяч артефактов — коллекции живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства и нумизматики. Здесь же разместятся реставрационные мастерские и выставки. Специалисты смогут контролировать уровень температуры, влажности, световой и биологических режимы хранения экспонатов.

Стоимость строительства нового центра составит порядка 3,47 млрд рублей. Проект разработан архитектурным бюро «Проект Метаном» Юрия Григоряна. Депозитарно-реставрационный и выставочный центр будет соединен с главным зданием музея подземным переходом.

Как сокровища Египта поменяли всю концепцию

«Сегодня открывается новая страница в истории великого музея, — сказал Нарышкин перед началом церемонии закладки камня. — Мы ещё раз вспоминаем о преемственности времён и поколений, о непреходящем ценности культуры и необходимости её поддержки. И, конечно, о глубоких традициях Музея изобразительных искусств имени Пушкина и новых возможностях, которые сегодня закладываются вместе с первым камнем будущего центра».

Председатель Госдумы напомнил, что изначально Пушкинский назывался Музеем изящных искусств имени Императора Александра III и задумывался как собрание слепков и копий. Концепция поменялась, когда ему всемирно известную коллекцию египтолога Владимира Голенищева. Она состояла из 8 тысяч уникальных предметов.

Спасти и сохранить

© Алексей Коновалов / МОСЛЕНТА

Кстати, решение о приобретении той коллекции в собственность российского государства было принято дореволюционной Государственной Думой весной 1909 года, и соответствующий законопроект был внесён 9 сентября (по новому стилю) — ровно 108 лет назад.

На церемонии закладки камня будущего депозитарно-реставрационного и выставочного центра Нарышкин сегодня намекнул, что было бы неплохо в будущем придумать ему более короткое и звучное название. «Я думаю, что в будущем посетители и сотрудники центра придумают ему второе имя — более короткое и уютно звучащее», — сказал спикер Госдумы.

Музейный городок

Одним хранилищем преобразования Пушкинского музея не закончатся. Его масштабная реконструкция началась в 2012 году — в год столетия. До 2019 года сам ГМИИ разрастётся до девяти зданий и преобразится в Музейный городок на Волхонке. В каждом здании будут созданы пространства для постоянной экспозиции и временных выставок, фондохранилища, магазины, лекционные залы, общественные зоны, кафе.

Например, под Галерею искусства старых мастеров будет реконструирована усадьба Вяземских-Долгоруковых, усадьба Голицыных — под Галерею искусства импрессионистов и постимпрессионистов, доходный дом Стуловых — под научно информационный центр. Площадь ГМИИ им. Пушкина увеличится более чем в два раза — до 105 тысяч квадратных метров.

«Для города важно, что здесь есть словосочетание „музейный квартал“, — сказал на церемонии главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. — Это действительно целое образование, которое привнесёт новое качество в город Москву. Москва является одним из мировых лидеров, который инвестирует и строит огромное количество объектов культуры. И мы действительно город, который может претендовать на звание лидера в области развития культуры, как базиса качественной городской среды».

Главное здание ГМИИ им. Пушкина тоже не избежит преобразований — его закроют на реконструкцию с 2019 по 2022 год. Предполагается, что в будущем здесь останутся слепки и экспонаты, связанные с древним миром. После реконструкции в музее ожидают, что число его посетителей превысит 3 млн в год.

Экспонаты под ногами

Музейные коллекции, похоже, тоже разрастутся. С 2010 года на месте строительства и реставрации Музейного городка ГМИИ уже проводятся археологические работы. Эта территория начала осваиваться жителями древней Москвы более шестисот лет назад, о чём свидетельствуют находки фрагментов стеклянных перстня и браслета, украшений, популярных у жительниц древнерусских городов, и глиняных осколков посуды, так называемых серой и красной грубой керамики.

Наиболее ранние слои на территории кварталов Волхонки датируются XIV-XV веками. Уже найдено более 1,5 тысяч артефактов, иллюстрирующих быт Москвы в широкий исторический период с XIV по XIX век. В будущем находки, обнаруженные при работе на территории музейного комплекса, будут выставлены в в Пушкинском музее.

«В Историческом обществе сейчас проходит выставка, посвящённая археологии Москвы и проекту „Моя улица“. И часть находок мы отдали в эту экспозицию, — рассказал МОСЛЕНТЕ руководитель столичного археологического бюро Константин Воронин. — Пушкинский музей заинтересовался нашими находками и захотел получить их себе. И на это они моют право. На мой взгляд это логично, что какие-то коллекции, найденные при раскопках в Пушкинском музее, мудрят экспонироваться у них».