Опубликовано 18 ноября 2016, 12:27

Как разрушали Москву в кино

Взорванный Кремль, затопленное метро - это далеко не полный список того, что удалось уничтожить режиссёрам в столице
В начале 2017 года на экраны выйдет сразу два блокбастера, в которых в масштабные боевые действия развернутся Москве. В конце января зрителям покажут блокбастер «Притяжение», а спустя месяц в прокате появятся «Защитники». В обеих картинах столица серьёзно пострадает. В преддверии выхода «киноатак» на российскую столицу, МОСЛЕНТА вспоминает 11 главных разрушений Москвы в кинематографе.
Кадр из фильма «Война и мир»
Кадр из фильма «Война и мир»
В. Уваров / РИА Новости

В начале 2017 года на большие экраны выйдет сразу два блокбастера российского производства, в которых масштабные боевые действия развернутся в Москве. В конце января зрителям покажут блокбастер Фёдора Бондарчука «Притяжение», в котором со столицей произойдёт что-то из ряда вон выходящее. Синопсис фильма гласит, что на территории района Чертаново потерпел крушение инопланетный корабль, который разрушил всё вокруг. А спустя месяц в прокате появятся «Защитники» Сарика Андреасяна. Отряд супергероев из разных стран СНГ будет противостоять злодеям, которые хотят полностью уничтожить Москву.

В преддверии выхода новых фантастических фильмов МОСЛЕНТА вспоминает главные разрушения Москвы в кинематографе.

«Война и мир» (1967)

Пожалуй, первым, кто разрушил Москву в художественном фильме, был режиссёр Сергей Бондарчук. Великий пожар 1812 года во время оккупации французами столицы для четвёртой серии киноэпопеи «Война и мир» снимали в Иосифо-Волоцком монастыре под Волоколамском летом и осенью 1966 года.

У стен монастыря соорудили огромный комплекс декораций. Когда снимали сцены пожара, подожгли всю бутафорскую улицу, отчего окрестности заволокло едким чёрным дымом. Для съёмок были задействованы шесть камер и пять пожарных команд, которые в случае непредвиденных обстоятельств должны были качать воду из ближайшего озера. Однако всё прошло без единого инцидента. Во время настоящего пожара 1812 года из 9.158 жилых домов в Москве было уничтожено 6.532, из 8.521 лавки — 7.153, из 329 церквей — 122. Более других пострадали Китай-город и Земляной город (занимавший территорию внутри нынешних Садового и вне Бульварного колец).

«Полицейская академия - миссия в Москве» (1994)

В седьмой части «Полицейской академии» Москва получилась и впрямь натуралистичной. Без всякой бутафории и декораций кинооператорам удалось показать обгоревший Белый дом (Верховный Совет РФ — ред.). Таким здание выглядело после танкового обстрела в октябре 1993 года. Обстрелянный Белый дом никак не вписан в события фильма, но исторический кадр, видимо, настолько впечатлил операторов, что в коротком эпизоде знаменитой погони по центру столицы его показали дважды.

После реконструкции 1994 года у здания изменилось не только название (Дом Правительства РФ — ред.), но и облик. Вместо часов на верхней башне появился герб с двуглавым орлом, а вокруг здания — высокая фигурная решётка, которая сделала невозможным проведение поблизости массовых мероприятий.

«Дневной дозор» (2005)

После Сергея Бондарчука отечественные режиссёры долго не осмеливались разрушать российскую столицу в кино. Первым это сделал Тимур Бекмамбетов. В кульминации фильма «Дневной дозор» сын главного героя выпускает смертоносную ёлочную игрушку, которая разносит Останкинскую телебашню, кинотеатр «Ударник», Павелецкую площадь, гостиницу «Космос» и срывает с петель колесо обозрения на ВДНХ. Колесо катится по улицам и давит всё на своём пути.

Кстати, колесо это сняли с петель на самом деле — его полностью разобрали летом 2016 года по решению Арбитражного суда. Суд постановил, чтобы собственник, у которого отсутствовали разрешительные документы на эксплуатацию аттракционов, освободил территорию парка.

«Миссия невыполнима: Протокол Фантом» (2011)

Эпичную сцену из четвертой части невыполнимой для Тома Круза миссии, когда агент Итан Хант бежит по Васильевскому спуску на фоне взрывающегося Кремля, снимали в ванкуверском павильоне. Ни режиссёр Брэд Бёрд, ни кто-либо из актёров на съёмки в Москву не приезжали. Общие планы Красной площади позже наложили на хромакей (однотонный цветной фон - ред.) и разнесли на компьютере специалисты студии Джорджа Лукаса.

Если судить по выпускам новостей, позже показанным в фильме, от взрыва террористов серьёзно пострадала только Спасская башня с курантами, а не весь Кремль. Съёмки других московских эпизодов с Томом Крузом проводились в Праге: в Москву из Америки было слишком дорого вести всё необходимое оборудование.

«Фантом» (2011)

Тимур Бекмамбетов ещё раз разрушил столицу через шесть лет после выхода «Дневного дозора». На этот раз в качестве продюсера российско-американского фильма «Фантом».

По сюжету, группа американских стартаперов застревает в захваченной инопланетянами-невидимками Москве. Цель пришельцев — энергия, поэтому герои встречают свалившийся на ГУМ обесточенный пассажирский самолёт, переломивший Патриарший мост военный корабль и Гошу Куценко на коне, обвешанном транзисторами. Кроме того, инопланетяне бурят по городу шахты, прямо сквозь жилые дома на набережной Москвы-реки.

Бекмамбетов добился, чтобы большая часть сцен была отснята на реальных московских улицах. Операторы сразу снимали в 3D, и позже на плёнку накладывали спецэффекты с разрушениями. Съёмки велись летом и осенью 2010 года с месячным перерывом в августе, когда Москву накрыл смог от лесных пожаров.

«Метро» (2012)

Все разрушения в отечественном фильме-катастрофе происходят под землёй. По сценарию, из-за неумеренной городской застройки в одном из тоннелей московского метро появляется трещина. В результате тоннель заливает водой из Москвы-реки, и сотни пассажиров поезда оказываются под бешеным потоком воды. Коллапс под землёй грозит и разрушением города.

Снимали фильм большей частью в Самарском метро. Съёмки почти две недели велись на строившейся тогда станции «Алабинская», действующей «Московской» и в депо. Метрополитен Самары даже выделил съёмочной группе специальный поезд. Кроме того, для экшн-сцен соорудили 117-метровый туннель в натуральную величину, где поставили настоящие вагоны метро.

«Обитель зла: Возмездие» (2012)

К пятой части экранизации компьютерной игры Resident Evil действие киносаги переносится в Москву. Главная героиня в исполнении Миллы Йовович борется со скелетами в форме солдат времён Второй мировой войны в самом центре города. ГУМ разносят в щепки. А потом его вместе с Кремлём, Храмом Василия Блаженного и всей Красной площадью заливают тоннами воды из-за страшного наводнения.

Ещё одна интересная сцена происходит на станции метро «Арбатская», куда герои влетают на «Роллс Ройсе». Правда, снаружи станция выглядит, как «Арбатская» Филёвской ветки, а внутри, очевидно, Арбатско-Покровской. Но это не так важно, с учётом того, что после поездки на платформу обрушивается часть потолка. Оба эпизода снимали в Канаде, в специально построенных декорациях. Среди прочего сделали копию фасада ГУМа, витрины которой потом разнесли на мелкие кусочки.

«Крепкий орешек: Хороший день, чтобы умереть» (2013)

Оказываться в Москве в пятой серии блокбастера, вероятно, хорошая голливудская традиция. В российской столице проходит действие пятого «Крепкого орешка», куда Джон МакКлейн прибывает, чтобы вызволить из тюрьмы сына. Большую часть сцен из соображений экономии отсняли в Будапеште, поэтому с набережной Шалкахази в столице Венгрии открывается вид на нарисованные на компьютере здания МИД, МГУ и небоскребы «Москвы-Сити».

Хотя кое-что сняли и в Москве — например, крупные планы сталинской высотки, в которую стреляют с вертолёта. Правда, в картине есть явный киноляп. Так, чтобы выкурить МакКлейнов из гостиницы «Украина», Ми-24 ведёт огонь по географическому факультету МГУ. Через секунду герои выпрыгивают из окна 22 этажа университета, а приземляются в строительном контейнере уже в Будапеште.

Полёт главных героев фильма проходит невидимо для зрителей. Но всё же посмотреть, что будет, если прыгнуть с верхушки Главного здания МГУ, можно благодаря двум студентам-парашютистам. За этот ролик, по слухам, их отчислили.

«Темный мир: Равновесие» (2013)

В молодёжном фэнтези-фильме режиссёра Олега Асадулина студентку-ведьму вербуют хорошие ребята, чтобы бороться с упырями из потустороннего мира. Те лезут к нам, чтобы пожирать жизненную энергию людей. А адский портал оказался удобно расположен в подвале Главного здания МГУ. В конце фильма из него начинает с чудовищной силой лезть нечисть, высотка рушится, и на бегущую толпу падает шпиль.

Снаружи университетские сцены снимали у МГУ им. М.В.Ломоносова, а внутри — в МГТУ им. Н. Э. Баумана и Московском энергетическом институте. Разрушения, естественно, сделаны с помощью компьютерной графики.

«Притяжение» (2017)

Фильм Фёдора Бондарчука, находящийся сейчас на стадии постпродакшна, снимали в строгой секретности. Подробности его создания мы, видимо, узнаем только после выхода картины в кинотеатрах (премьера состоится 26 января 2017 года). Известно только, что некоторые сцены снимали на объектах Министерства обороны России с участием новейшей военной техники, а в сюжете зрителей ждёт не только уничтожение московского Чертаново, но и сильные любовная и гуманистическая линии.

«Защитники» (2017)

Фильм про постсоветских супергероев должен выйти 23 февраля 2017 года. Пока можно ознакомиться с трейлером, по ходу которого какие-то киборги разносят (не без помощи компьютерной графики) половину Москвы. Длинные планы с горящими «Лужниками» и тлеющей высоткой МГУ перемежаются экшеном, во время которого Останкинскую телебашню демонтируют с площадки у телецентра и переносят на вертолётах к небоскрёбам «Москва-Сити». А потом всё здания вместе взрывают.

В нашу подборку не вошли несколько фильмов, съёмки которых на самом деле происходили в Москве. В первую очередь речь идёт о картинах «Красная жара» (1988) и «Превосходство Борна» (2004). Московский эпизод в «Красной жаре» длится меньше двадцати минут, и самым большим разрушениям подвергается протез ноги, в котором капитан милиции Иван Данко (Арнольд Шварцнегер) находит кокаин. А Джейсон Борн хоть и устраивает зрелищную погоню по улицам столицы, крушит по ходу дела только машины своих врагов, но не наносит ущерба архитектуре города.


Игнат ОМА, Геннадий Грязнов