Опубликовано 07 октября 2016, 14:40

Историческая киномода

МОСЛЕНТА прогулялась по выставкам костюмов прошлых лет, участвующих в съёмках
Смену столетий принято считать самым ярким и важным этапом в жизни человечества. В этот период совершаются великие открытия в науке и искусстве, сменяются нравы, а история выходит на новый виток своего развития. То же самое происходит и с модой. Рубеж XIX—XX веков до сих пор любим кинематографом за его резкий переход от пышности, кринолина и пафоса к сдержанным образам не только внешним, но и внутренним как у женщин, так и у мужчин. МОСЛЕНТА отправилась на поиски подлинных костюмов прошлых эпох или их репродукций, которые когда-либо использовались в съёмках российскими кинематографистами, чтобы ощутить дух истории и причастность к великому искусству кино.
Историческая киномода
Кристине Папян / МОСЛЕНТА

Большинство зрителей смотрит исторические фильмы и просто радуется красивой картинке и роскошным нарядам. Но смотреть кино будет ещё интереснее, если знать все тонкости моды того времени и значение каждого украшения мундира статных офицеров. МОСЛЕНТА решила подойти к кинопросмотрам более осознанно и отправилась на крупнейшие выставки исторических костюмов в столице. Чего и вам советует.

В чём ходили Печорин и герои «Анна на шее»

Если вы хотите больше узнать о модных тенденциях времён Лермонтова, Тургенева или Чехова, то отправляйтесь в ГМИИ им. А.С. Пушкина. В его экспозиции представлены подлинные наряды XVIII—XIX вв. из собрания киностудии им. Горького: от пышных бальных платьев с «сорти-де-баль» (женская накидка-пелерина — ред.) до военных парадных мундиров и мужских костюмов.

«В какой-то момент на киностудии поняли, что им надо подлинно всё воспроизводить, воссоздавать эпоху и тогда они обратились к людям. Народ приносил старые, ненужные им костюмы. Поэтому здесь новодельного почти ничего нет, кроме маленьких реставрационных частей», — рассказывает музейная сотрудница Анна Волховская.

Конечно, оригинальным нарядам доставалось: погодные условия, пот, влажность, свет, грязь и разные актёрские трюки. Так что потом на их базе приходилось создавать репродукции. Но кому-то из «оригиналов» удалось не только порадовать кинозрителей, но и уцелеть.

Почётные ветераны киносъёмок — четыре военных мундира фрачного типа. Каждый из них принимал участие в разных экранизациях: «Княжна Мэри» и «Бэла» (по произведению М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»), «Анна на шее» (снятый по одноимённому рассказу А.П. Чехова) и «Пушкин» (готовился к постановке, но так и не был снят).

Силуэт мундиров фрачного типа был в моде до 30-х годов XIX века — довольно узкий, мужчины специально утягивали торс в корсет, чтобы грудь была «колесом» и костюмчик пришёлся впору. Ещё одна особенность — фалды, в которых были небольшие прорези, кармашки, в них прятали платок или записи на бумаге. В то время не было нагрудных карманов. А модным мундир делали длинные рукава до костяшек, шиком считалось оставить не застегнутыми последние пуговички на рукаве.

К мундирам обязательно прилагалась ташка (специальная сумка военного — ред.). По словам Анны Волховской, она похожа на сумку-планшетник. С оригинальной гусаркой котомкой имеет мало общего. До наших дней дожила только её передняя, твёрдая часть.

Лицевая сторона ташки вышивалась исключительно зелёными нитками. По легенде, когда-то императрица Екатерина II обшивала ташку, создавая очертания ветвей, но не успела доделать свою работу, а в память об императрице решили оставить такой своеобразный «дизайн»: одна сторона вышита зелёной ниткой, оборотная — золотой.

Историческая киномода

© Кристине Папян / МОСЛЕНТА

К обязательным атрибутам военного обмундирования также относилась шляпа «двууголка». Если присмотреться, то на некоторых экземплярах можно заметить след от ручки. Для удобства была сделана ручка — когда мужчина снимал шляпу, он мог её нести за ручку как саквояж, чтобы она не портилась и не мялась.

Стоит также обратить внимание на два военных мундира, участвовавших в съёмках фильма «Анна на шее». Мундиры этого периода уже отличаются своим более свободным силуэтом, сочетанием чёрного и золотого цветов, и это уже не военная, а светская одежда — для особых выходов и встреч.

Чтобы понять, как выглядели улицы России в XIX веке в дневное время суток, достаточно посмотреть на вещи, задействованные в фильме «Поездка в Висбаден» — экранизации повести С. Тургенева «Вешние воды». Это накидки без рукавов и прорезей, длинные и тёплые, спокойных и натуральных оттенков: светло-терракотовый, оливковый, изумрудный. Вначале можно подумать, что такой наряд предназначен исключительно для вечернего выхода, но нет — его могли надеть даже днём.

К наряду прилагались туфли. Очень узкие, настолько узкие и небольшие по размеру, что женщинам приходилось забинтовывать ногу, и терпеть боль ради изящного вида своей ножки. Обувь, представленная на экспозиции, большая редкость — быстро изнашивалась, и почти ничего не дошло до наших дней. Одной из модных моделей были кожаные туфли с резиновой вставкой, сильно напоминающие современные «челси».

Мужчины же надевали в основном накидки чёрного цвета, под которыми скрывались костюмы фрачного типа в сочетании черного и белого цветов — практически ничем не отличающихся от современных смокингов. С каждым десятилетием мужской костюм уходил от вычурных фактур, переходя все к более сдержанной как военной, так и парадной форме. Однако их красота и нарядность всегда была в моде.

В чём ходили любовники и враги Маты Хари

Тем, кому всё же ближе эпоха XX века, период двух крупных войн и коллизий в России, рекомендуем посетить музейно-выставочный центр «Музей Моды», где представлены репродукции военных костюмов, участвовавших в съёмках известных российских киносериалов.

Историческая киномода

© Кристине Папян / МОСЛЕНТА

Сергей Прищепа, специалист по военному костюму, поделился с МОСЛЕНТОЙ историей многих экспонатов, которые можно было увидеть как в любимых сериалах, так и в картинах, ещё не успевших выйти на экраны. Одна из таких — многосерийный фильм «Мата Хари», снятый совместно с французской кинокомпанией. Его премьера ожидается в России буквально на днях. Фильм об известной танцовщице, шпионке в Первую Мировую Войну, о «заслугах» которой эксперты спорят до сих пор.

Одной из самых сложных работ художников по костюмом оказался мундир генерала Жоффра, главнокомандующего французской армии, занимавшейся разоблачением Мата Хари. Генерал даже на войне он носил мундир, который надевали в мирное время. Воротник в то время крахмалили до такого состояния, что солдат практически не мог опустить голову, а мундир стягивался четко по фигуре.

Ещё одна гордость «Музея моды» — военный и парадный мундиры для актёра Максима Матвеева, игравшего русского офицера кавалерии. Многие детали, которые для нас кажутся сейчас лишь украшениями к военному костюму, на самом деле несли большой смысл. Пример тому – аксельбант, наплечный предмет, зачастую в виде золотого или серебряного цветов.

«В наше время аксельбант парадное украшение, в котором идут на парад. Но в начале XX века он обозначал статус адъютанта военной части, а также являлся принадлежностью определенных военных специальностей – топографы офицеры, генерального штаба и жандармы», — поясняет Сергей Прищепа.

Военнослужащий, причисленный к свите Его Величества, тоже носил аксельбант.

Ещё одна значимая вещь военного костюма того периода — башлык. Колпак с длинными ушами, который повязывается как шарф, происходит от тюркского слова «башка» — голова. Введён в русскую армию в качестве головного убора в зимнее время и засветился на картине Верещагина «На Шипке всё спокойно».

Отдельный зал в музее занимает экспозиция костюмов-репродукций из советского фильма «Подвиг разведчика». Специалисты любят его за удивительную историческую точность. Сушествует предположение, что художник по костюмам по фамили Майер, работавший над картиной, был пленным в русской армии и помог в воссоздании образов фашистов. Ведь больше его фамилия нигде не фигурирует.

Наше внимание обращают на два костюма: синяя форма летчика (играл главный герой киносериала «Сын отца народов» Василия Сталина, сына Иосифа Сталина, актер Гела Месхи) и реглан.

Историческая киномода

© Кристине Папян / МОСЛЕНТА

Реглан — это вообще покрой рукава, когда нет плечевого шва и рукав свободный в своей форме. Но в нашей стране в 30-е годы это означало отдельную вещь. Реглан напоминает кожаное пальто. Его очень любили летчики за его удобство и практичность. Те, кто служил в авиации, фактически летали в реглане и зимой и летом, так как кабины в самолётах в то время были открытыми.

У данной вещи есть разрез и застежки, которые можно расстегнуть для удобства крепления парашюта вокруг ног. Так как реглан имели право носить исключительно лётчики, то они чувствовали своим долгом надеть его не только на службу, но и в ресторан, чтобы продемонстрировать свою принадлежность к лётной касте — подчёркивало его элитное происхождение.

В целом мода на костюмы, конечно, изменилось, а вот отношение к одежде, пожалуй, у современного модника примерно то же — как бы ни старались хипстеры и поклонники всеобщей унификации и упрощения, а наряжаться и подчёркивать свой статус с помощью особенных вещей любят все.


МОСЛЕНТА постаралась подобрать самые яркие костюмы, которые были использованы в известных российских фильмах. Однако если вы захотите более глубоко погрузиться в историю российской моды XVIII – XX веков, то стоит посетить государственный музей А.С. Пушкина и музейно-выставочный центр «Музей Моды», чьи выставки продлятся еще до конца ноября.

Отдельную благодарность выражаем Анне Волховской и Сергею Прищепе.