07 октября 2016 в 14:40

Историческая киномода

МОСЛЕНТА прогулялась по выставкам костюмов прошлых лет, участвующих в съёмках
Кристине Папян / МОСЛЕНТА
Смену столетий принято считать самым ярким и важным этапом в жизни человечества. В этот период совершаются великие открытия в науке и искусстве, сменяются нравы, а история выходит на новый виток своего развития. То же самое происходит и с модой. Рубеж XIX—XX веков до сих пор любим кинематографом за его резкий переход от пышности, кринолина и пафоса к сдержанным образам не только внешним, но и внутренним как у женщин, так и у мужчин. МОСЛЕНТА отправилась на поиски подлинных костюмов прошлых эпох или их репродукций, которые когда-либо использовались в съёмках российскими кинематографистами, чтобы ощутить дух истории и причастность к великому искусству кино.

Большинство зрителей смотрит исторические фильмы и просто радуется красивой картинке и роскошным нарядам. Но смотреть кино будет ещё интереснее, если знать все тонкости моды того времени и значение каждого украшения мундира статных офицеров. МОСЛЕНТА решила подойти к кинопросмотрам более осознанно и отправилась на крупнейшие выставки исторических костюмов в столице. Чего и вам советует.

В чём ходили Печорин и герои «Анна на шее»

Если вы хотите больше узнать о модных тенденциях времён Лермонтова, Тургенева или Чехова, то отправляйтесь в ГМИИ им. А.С. Пушкина. В его экспозиции представлены подлинные наряды XVIII—XIX вв. из собрания киностудии им. Горького: от пышных бальных платьев с «сорти-де-баль» (женская накидка-пелерина — ред.) до военных парадных мундиров и мужских костюмов.

Reload
1 / 5
Фото: Кристине Папян / МОСЛЕНТА

«В какой-то момент на киностудии поняли, что им надо подлинно всё воспроизводить, воссоздавать эпоху и тогда они обратились к людям. Народ приносил старые, ненужные им костюмы. Поэтому здесь новодельного почти ничего нет, кроме маленьких реставрационных частей», — рассказывает музейная сотрудница Анна Волховская.

Загрузка...

Конечно, оригинальным нарядам доставалось: погодные условия, пот, влажность, свет, грязь и разные актёрские трюки. Так что потом на их базе приходилось создавать репродукции. Но кому-то из «оригиналов» удалось не только порадовать кинозрителей, но и уцелеть.

Почётные ветераны киносъёмок — четыре военных мундира фрачного типа. Каждый из них принимал участие в разных экранизациях: «Княжна Мэри» и «Бэла» (по произведению М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»), «Анна на шее» (снятый по одноимённому рассказу А.П. Чехова) и «Пушкин» (готовился к постановке, но так и не был снят).

Reload
1 / 2
Фото: Кристине Папян / МОСЛЕНТА

Силуэт мундиров фрачного типа был в моде до 30-х годов XIX века — довольно узкий, мужчины специально утягивали торс в корсет, чтобы грудь была «колесом» и костюмчик пришёлся впору. Ещё одна особенность — фалды, в которых были небольшие прорези, кармашки, в них прятали платок или записи на бумаге. В то время не было нагрудных карманов. А модным мундир делали длинные рукава до костяшек, шиком считалось оставить не застегнутыми последние пуговички на рукаве.

К мундирам обязательно прилагалась ташка (специальная сумка военного — ред.). По словам Анны Волховской, она похожа на сумку-планшетник. С оригинальной гусаркой котомкой имеет мало общего. До наших дней дожила только её передняя, твёрдая часть.

Лицевая сторона ташки вышивалась исключительно зелёными нитками. По легенде, когда-то императрица Екатерина II обшивала ташку, создавая очертания ветвей, но не успела доделать свою работу, а в память об императрице решили оставить такой своеобразный «дизайн»: одна сторона вышита зелёной ниткой, оборотная — золотой.

Кристине Папян / МОСЛЕНТА

К обязательным атрибутам военного обмундирования также относилась шляпа «двууголка». Если присмотреться, то на некоторых экземплярах можно заметить след от ручки. Для удобства была сделана ручка — когда мужчина снимал шляпу, он мог её нести за ручку как саквояж, чтобы она не портилась и не мялась.

Стоит также обратить внимание на два военных мундира, участвовавших в съёмках фильма «Анна на шее». Мундиры этого периода уже отличаются своим более свободным силуэтом, сочетанием чёрного и золотого цветов, и это уже не военная, а светская одежда — для особых выходов и встреч.

Reload
1 / 4
Фото: Кристине Папян / МОСЛЕНТА

Чтобы понять, как выглядели улицы России в XIX веке в дневное время суток, достаточно посмотреть на вещи, задействованные в фильме «Поездка в Висбаден» — экранизации повести С. Тургенева «Вешние воды». Это накидки без рукавов и прорезей, длинные и тёплые, спокойных и натуральных оттенков: светло-терракотовый, оливковый, изумрудный. Вначале можно подумать, что такой наряд предназначен исключительно для вечернего выхода, но нет — его могли надеть даже днём.

Загрузка...

К наряду прилагались туфли. Очень узкие, настолько узкие и небольшие по размеру, что женщинам приходилось забинтовывать ногу, и терпеть боль ради изящного вида своей ножки. Обувь, представленная на экспозиции, большая редкость — быстро изнашивалась, и почти ничего не дошло до наших дней. Одной из модных моделей были кожаные туфли с резиновой вставкой, сильно напоминающие современные «челси».

Мужчины же надевали в основном накидки чёрного цвета, под которыми скрывались костюмы фрачного типа в сочетании черного и белого цветов — практически ничем не отличающихся от современных смокингов. С каждым десятилетием мужской костюм уходил от вычурных фактур, переходя все к более сдержанной как военной, так и парадной форме. Однако их красота и нарядность всегда была в моде.

В чём ходили любовники и враги Маты Хари

Тем, кому всё же ближе эпоха XX века, период двух крупных войн и коллизий в России, рекомендуем посетить музейно-выставочный центр «Музей Моды», где представлены репродукции военных костюмов, участвовавших в съёмках известных российских киносериалов.

Кристине Папян / МОСЛЕНТА

Сергей Прищепа, специалист по военному костюму, поделился с МОСЛЕНТОЙ историей многих экспонатов, которые можно было увидеть как в любимых сериалах, так и в картинах, ещё не успевших выйти на экраны. Одна из таких — многосерийный фильм «Мата Хари», снятый совместно с французской кинокомпанией. Его премьера ожидается в России буквально на днях. Фильм об известной танцовщице, шпионке в Первую Мировую Войну, о «заслугах» которой эксперты спорят до сих пор.

Reload
1 / 3
Фото: Кристине Папян / МОСЛЕНТА

Одной из самых сложных работ художников по костюмом оказался мундир генерала Жоффра, главнокомандующего французской армии, занимавшейся разоблачением Мата Хари. Генерал даже на войне он носил мундир, который надевали в мирное время. Воротник в то время крахмалили до такого состояния, что солдат практически не мог опустить голову, а мундир стягивался четко по фигуре.

Загрузка...

Ещё одна гордость «Музея моды» — военный и парадный мундиры для актёра Максима Матвеева, игравшего русского офицера кавалерии. Многие детали, которые для нас кажутся сейчас лишь украшениями к военному костюму, на самом деле несли большой смысл. Пример тому – аксельбант, наплечный предмет, зачастую в виде золотого или серебряного цветов.

«В наше время аксельбант парадное украшение, в котором идут на парад. Но в начале XX века он обозначал статус адъютанта военной части, а также являлся принадлежностью определенных военных специальностей – топографы офицеры, генерального штаба и жандармы», — поясняет Сергей Прищепа.

Военнослужащий, причисленный к свите Его Величества, тоже носил аксельбант.

Reload
1 / 2
Фото: Кристине Папян / МОСЛЕНТА

Ещё одна значимая вещь военного костюма того периода — башлык. Колпак с длинными ушами, который повязывается как шарф, происходит от тюркского слова «башка» — голова. Введён в русскую армию в качестве головного убора в зимнее время и засветился на картине Верещагина «На Шипке всё спокойно».

Отдельный зал в музее занимает экспозиция костюмов-репродукций из советского фильма «Подвиг разведчика». Специалисты любят его за удивительную историческую точность. Сушествует предположение, что художник по костюмам по фамили Майер, работавший над картиной, был пленным в русской армии и помог в воссоздании образов фашистов. Ведь больше его фамилия нигде не фигурирует.

Наше внимание обращают на два костюма: синяя форма летчика (играл главный герой киносериала «Сын отца народов» Василия Сталина, сына Иосифа Сталина, актер Гела Месхи) и реглан.

Кристине Папян / МОСЛЕНТА

Реглан — это вообще покрой рукава, когда нет плечевого шва и рукав свободный в своей форме. Но в нашей стране в 30-е годы это означало отдельную вещь. Реглан напоминает кожаное пальто. Его очень любили летчики за его удобство и практичность. Те, кто служил в авиации, фактически летали в реглане и зимой и летом, так как кабины в самолётах в то время были открытыми.

У данной вещи есть разрез и застежки, которые можно расстегнуть для удобства крепления парашюта вокруг ног. Так как реглан имели право носить исключительно лётчики, то они чувствовали своим долгом надеть его не только на службу, но и в ресторан, чтобы продемонстрировать свою принадлежность к лётной касте — подчёркивало его элитное происхождение.

В целом мода на костюмы, конечно, изменилось, а вот отношение к одежде, пожалуй, у современного модника примерно то же — как бы ни старались хипстеры и поклонники всеобщей унификации и упрощения, а наряжаться и подчёркивать свой статус с помощью особенных вещей любят все.


МОСЛЕНТА постаралась подобрать самые яркие костюмы, которые были использованы в известных российских фильмах. Однако если вы захотите более глубоко погрузиться в историю российской моды XVIII – XX веков, то стоит посетить государственный музей А.С. Пушкина и музейно-выставочный центр «Музей Моды», чьи выставки продлятся еще до конца ноября.

Отдельную благодарность выражаем Анне Волховской и Сергею Прищепе.

Загрузка...
Загрузка...