Опубликовано 09 сентября 2017, 00:00

Восемь баянов вместо органа

Ансамбль без дирижера «ПерСимфАнс» и сводный хор из 150 человек исполнят на Тверской кантату «Путь Октября»
9 сентября в 20:00 на временной сцене перед зданием Центрального телеграфа на Тверской 60 музыкантов московского ансамбля без дирижера «ПерСимфАнс» и четыре московских хора исполнят кантату «Путь Октября», посвященную 10-летию революции и не исполнявшуюся на публике уже 90 лет
Восемь баянов вместо органа
предоставлено пресс-службой «ПерСимфАнс»

9 сентября в 20:00 на временной сцене перед зданием Центрального телеграфа на Тверской музыканты ансамбля без дирижера «ПерСимфАнс» и четыре московских хора исполнят кантату «Путь Октября». МОСЛЕНТА узнала у композитора и музыканта Петра Айду, зачем возрождать «советскую мессу», не исполнявшуюся на публике 90 лет, как выглядят пролетарские шумовые инструменты и ради чего садиться на сцене кругом.

Петр Айду, музыкант, преподаватель московской консерватории, основатель «Приюта роялей», инициатор возрождения «ПерСимфАнса»

Советская месса

Кантата написана в 1927 году группой композиторов «Проколл» и посвящена десятилетию революции, ее премьера состоялась в том же году в Малом зале Московской консерватории. Исполнение длилось примерно час, аудиозаписей не сохранилось и с тех пор целиком кантата ни разу не звучала. При этом хрестоматийной классикой советской хоровой музыки стали несколько ее фрагментов - песни Давиденко «Улица волнуется» и «На десятой версте». Остальное кануло в Лету.

Нам показалось интересным к столетию революции вытащить такой раритет на свет божий и дать широкой публике возможность его услышать. Все-таки это – первая советская кантата, по сути – попытка создать новую литургию, в которой вся история революции описывается так же, как в мессе изображаются страсти Христовы.

В «Пути Октября» сюжет начинается с «Кровавого воскресенья», и дальше идут: восстание 1905 года, русско-японская и Первая мировая войны. Кульминация - взятие Зимнего, а заканчивается сюжет смертью Ленина. После чего звучит финал – колоссальная крупная форма, жизнеутверждающая соната, которая по сути является предшественником знаменитого произведения Георгия Свиридова «Время вперед», звучавшего в заставке программы «Время».

Восхититься и ужаснуться

Мне кажется, интересно услышать кантату сейчас, исходя из того контекста, в котором все мы живем. Если бы это произведение было исполнено 30 лет назад, вряд ли его можно было бы услышать по-новому, а сейчас оно воспринимается уже по-другому: и в музыкальном, и во всех прочих отношениях. Советский Союз остался в прошлом, и теперь на порожденное им искусство можно посмотреть новыми глазами: чем-то восхититься, чему-то ужаснуться, особенно это касается текстов и призывов, которые в кантате можно услышать. Для меня лично все это звучит скорее, как предостережение: мы все знаем, что последовало за первым десятилетием революции, которому посвящен «Путь Октября».

Очевидно, создавая кантату, ее авторы стремились к тому, чтобы сделать качественный музыкальный продукт, доступный широкому кругу людей. С музыкальной точки зрения это даже не соцреализм, а его прообраз. Здесь есть попытка использовать все возможные музыкальные средства, которые были известны на тот момент: как нарочито-простые, квази-народные, так и сложные полифонические темы, элементы довольно современных гармоний. Также там широко использована ритмодекламация, которая была очень модным направлением в 1920-е годы. Сейчас-то мы практически забыли про такую форму, которая является чем-то средним между музыкой и поэзией.

Нематериальное наследие

Я оцениваю первый симфонический ансамбль Моссовета - «ПерСимфАнс», как часть нематериального московского наследия. В 2008-м и я, и коллеги сочли правильным возобновить его деятельность в частности потому, что это наша территория. Ведь ансамбль возник в 1922 году непосредственно в Москве и имеет отношение к нашей alma mater – Московской консерватории, которую окончили почти все музыканты, принимающие участие в проекте.

В течение многих лет «ПерСимфАнс» находился на задворках музыкальной истории. Помню, когда я учился в Центральной музыкальной школе, нам вскользь рассказывали о нем, как о коллективе-однодневке. Потом, когда я стал интересоваться историей ансамбля, выяснилось, что это не так. Уровень программы был очень высоким, а широта репертуара – колоссальной. Какое-то время «ПерСимфАнс» вообще был единственным симфоническим коллективом Москвы.

Ансамбль до 1932 года жил и работал без дирижера, гонорар все музыканты делили поровну и мы поддерживаем эту традицию. Понятно, что мы живем в другом веке, и при этом используем те наработки, которые были у «ПерСимфАнса» в 1920-х. Основа ансамбля – симфонический коллектив, который, кстати, 9 числа представлен не будет, и, раз уж зашла об этом речь, «ПерСимфАнс» никогда не исполнял «Путь октября».

В данном случае мы выходим за рамки симфонического репертуара, так как вообще часто исполняем произведения самых разных форматов и стилей, вплоть до рок-музыки. Ведь мы стараемся привлекать музыкантов универсальных, из произведения в произведение они могут меняться местами по такому принципу, что вторая скрипка может сыграть партию первой и так далее.

Мы воспроизвели и оригинальную круговую схему рассадки «ПерСимфАнса», по сути бывшую их изобретением и визитной карточкой. Идея очень смелая, особенно для своего времени, и она хорошо работает, в чем мы убедились сами: акустически все это функционирует очень здорово. Да и вообще, круг – это очень древняя и демократичная форма организации собрания, которая дает совсем другую форму взаимодействия, в круге и на тонком уровне все происходит по-другому.

Восемь баянов вместо органа

9 сентября на сцену перед центральным телеграфом выйдут четыре московских хора: «Благовест», хор Минина, капелла имени Судакова и хор Рыбина. Именно они и станут главными исполнителями кантаты «Путь Октября». Наш «ПерСимфАнс» будет выступать в составе 60 человек, с очень необычным набором инструментов. Играть будут четыре рояля, большая группа медных инструментов, ударные и перкуссия, а также народные инструменты: баяны, балалайки и домры.

И отдельная ветвь наших исследований – пролетарские шумовые инструменты 1920-х годов, тоже будут широко представлены. Еще к первому концерту «ПерСимфАнса» в конце 2008 года мы решили охватить общую звуковую среду той эпохи, изучили большое количество трактатов о том, как изготавливать самодельные музыкальные инструменты и очень увлеклись темой. В результате у нас возник целый спектакль «Реконструкция утопий», который затем получил премию Курехина. Суть этих инструментов в том, что сделаны они из бытовых предметов. Например, ударный бутылофон - это множество подвешенных бутылок, в которые до разного уровня доливается вода, чтобы обеспечить каждой разный тон звучания. А стулофон – это венский стул, у которого тонкая гитарная струна протянута от спинки к сиденью. Насколько мне известно я – пока единственный в мире исполнитель на стулофоне.

«Путь октября» был издан в виде клавира с небольшим добавлением несимфонических инструментов вроде трубы, ударных и органа, у нас его партию исполнят восемь баянов. Во время выступления не будет использовано никакого звукоусиления и электроники, за исключением терменвокса.

Кантату мы будем исполнять не по «разнарядке сверху», это наша инициатива. Мы в «ПерСимфАнсе» давно хотели попробовать исполнить это произведение. А сейчас год столетия революции – хороший повод вспомнить ту эпоху. Кроме того, нам показался очень интересным формат уличного исполнения этой вещи, потому что «Путь Октября» – не совсем академическое произведение. Это – пролеткультовская идея, выраженная очень ярко, со всеми плюсами и минусами, отражающими дух первого послереволюционного десятилетия.