Опубликовано 20 сентября 2016, 13:16

Педальная «Победа» за полмиллиона и другие игрушки XX века

На ВДНХ открылась ностальгическая выставка моделей ретро-машин со всего свтеа
В павильоне «Карелия» на ВДНХ открылась удивительная ностальгическая выставка — ярославский коллекционер Андрей Лагузов привёз в Москву свою коллекцию мини-моделей ретро-машин. Сейчас это ценнейшие музейные экспонаты, но в прошлом веке в них играли советские дети и ребята из-за рубежа. Посетители могут посмотреть, какие автобусы и троллейбусы ездили по городам Советского Союза, увидеть предмет мечтаний любого мальчика в США того времени, узнать, почему Россия не стала лидером мирового автомобилестроения и просто вспомнить собственное детство — наверняка и у вас были похожие модельки.
Педальная «Победа» за полмиллиона и другие игрушки XX века
архив пресс-службы ВДНХ

В павильоне «Карелия» на ВДНХ открылась удивительная ностальгическая выставка — ярославский коллекционер Андрей Лагузов привёз в Москву свою коллекцию мини-моделей ретро-машин. Сейчас это ценнейшие музейные экспонаты, но в прошлом веке в них играли советские дети и ребята из-за рубежа. Посетители могут посмотреть, какие автобусы и троллейбусы ездили по городам Советского Союза, увидеть предмет мечтаний любого мальчика в США того времени, узнать, почему Россия не стала лидером мирового автомобилестроения и просто вспомнить собственное детство — наверняка и у вас были похожие модельки.

МОСЛЕНТА встретилась с коллекционером заранее, внимательно рассмотрела экспонаты и поинтересовалась стоимостью машинок. Забегая вперёд, скажем, что цифры впечатляют.

Маленькие машинки

Накануне открытия выставки коллекционер из Ярославля Андрей Лагузов разбирает коробки с игрушечными машинками. Каждым экспонатом в прошлом играли дети, в том числе сам коллекционер, а до него - его отец. Теперь это без преувеличения музейные ценности. Чтобы не заляпать пальцами лакированный бок экспоната, Андрей надевает белые перчатки.

Берёт в руки игрушечный ЗИС-150 (автомобиль выпускался на «Заводе имени Сталина» с 1947 по 1957 годы). Модель для детей была сделана на московском металлургическом заводе «Серп и молот» в конце 1950-х, когда уже настоящий автомобиль сняли с производства. «Это мне подарила соседка по даче, когда у неё внуки выросли и игрушка стала не нужна. Это было примерно в 1979 году, он до сих пор у меня хранится. Правда, раньше я им играл без перчаток, а теперь приходится более бережно относиться», — рассказывает Андрей.

Игрушек посерьёзнее на выставке всего восемь. Например, ЗИМ ГАЗ-М12 — сделан в Германии не позднее 1965 года, продавался в виде конструктора, заводится ключом и едет (до сих пор!). «У него состояние не просто идеальное, он почти новый. Немецкие дети очень аккуратные», — хвастается коллекционер.

Всего Андрей насобирал около 3.000 маленьких машин — советских, европейских гоночных довоенных и просто игрушек. Многие экспонаты «У меня есть отдельная коллекция автомобилей ручной работы, собранных всего в нескольких экземплярах», — рассказывает он. Все модели у него «живут» в отдельной квартире, бережно спрятанные от света и влаги. «У меня специально куплена квартира в центре Ярославля, и вся она завалена этими экспонатами», — признаётся коллекционер.

Дороже настоящей

Последним из коробки появляется, пожалуй, самый дорогой экспонат выставки — детский педальный автомобиль «Победа» производства конца 50-х годов прошлого столетия. На коллекционном рынке такой сейчас стоит около 550.000 рублей — причём это отреставрированный и перекрашенный экземпляр. У Андрея Лагузова машина сохранилась пусть и с небольшой ржавчиной, но в заводской краске, а значит, стоит она в разы дороже.

Но и это ещё не самая дорогая игрушка в коллекции Лагузова. Есть у него, к примеру, собрание американских игрушечных машинок, стоимость каждого из которых достигает 10 тысяч долларов. А про стоимость настоящих ретро-автомобилей (такие он тоже собирает) говорить непосвящённым людям страшно — недоумению не будет предела.

Но Андрей уже давно не обращает внимания на упрёки вроде «Как можно тратить такие деньжищи на машинки!» или «На эти деньги можно настоящую иномарку купить!». Он уверен, что его экспонаты бесценны, и готов на них зарабатывать. «Всё это очень недешево, да. Но я собираю действительно уникальные автомобили, и их реставрация, и сами они стоят денег», — признается он.

Андрей предлагал привезти на ВДНХ и свои настоящие автомобили. Например, прототип того самого игрушечного ЗИМа - автомобиль из коллекции Лагузова выпущен в 1951 году. Или Hudson 1938 года выпуска, который снимался в фильме «Здравствуйте, я ваша тётя» — этих машин в мире осталось всего три. Но экспонаты просто не влезли в павильон «Карелия».

Коллекционер с единомышленниками вынашивают идею создать в Ярославле автомобильный музей. А пока он ишет книгу по истории Ярославского автозавода, она выйдет к концу года. И Андрею есть, что рассказать — увлечение автомобилями в семье Лазгуновых передаётся из поколения в поколение, а к заводу он питает особенно тёплые чувства.

Семейная страсть

«Когда я родился, у меня уже никаких шансов не было чем-то другим заниматься - только автомобилями», — смеётся коллекционер.

Началось всё примерно в 1932 году, когда двоюродный дедушка коллекционера Виктор Алексеевич Самсонов поступил простым рабочим на Ярославский автомобильный завод. Во время войны он руководил цехом сборки тягачей для фронта, а с 1944 года стал первым начальником экспериментального цеха автозавода.

19 июня 1945 года Самсонов был в числе тех, кто представлял Сталину первый отечественный дизельный грузовик под маркой ЯАЗ-200. Тогда глава государства поставил под сомнение будущее отечественной разработки, но оценил алюминиевого медведя — символ Ярославля — прикреплённого на капоте. Позже конструкторам автомобиля «попало» за этого медведя от наркома Акопова: производство фигурки было слишком дорогим удовольствием, так как на неё уходило около килограмма дефицитного в то время алюминия. Но Сталина никто не посмел ослушаться, и до 1959 все машины с Ярославского завода выходили с медведем на капоте.

Опытная 12-тонная грузовая машина, выпущенная Ярославским заводом.

Опытная 12-тонная грузовая машина, выпущенная Ярославским заводом.

© Леон Дубильт / РИА Новости

Тяга к автомобилям от деда перешла к отцу Андрея, потом к дяде. В 1957 году в семье была куплена первая «Победа» — настоящая, большая. Сейчас этот автомобиль чуть ли не главный экспонат в коллекции. «Его продали, а потом я его нашел и снова вернул. Это машина 1947 года выпуска. Позже проводил по ней исследование, оказалось, что это вообще самая ранняя из сохранившихся „Побед», — говорит Андрей. Всего их у него 15.

В своей «полномасштабной» коллекции Лагузов сперва собрал все семейные машины. К примеру, «Жигули» 1978 года выпуска, купленные дедушкой супруги. Сейчас машина участвует в соревнованиях, в 2015 году Андрей выиграл на ней ралли классических автомобилей в Крыму.

Вслед за семейными авто в коллекции начала появляться техника с родного предприятия. «Я вообще собираю всё, что связано с Ярославским автозаводом (сейчас Ярославский моторный завод - ред.). Есть двигатели завода, части автомобилей, которые там производились, поскольку ни одного довоенного автомобиля, сделанного на Ярославском автозаводе до сегодняшних дней не сохранилось», - рассказывает коллекционер.

Есть у него и редкая иномарка — Mercedes-300 D Turbo. Но и этот автомобиль связан с Ярославским заводом: он вместе с несколькими «собратьями» был куплен в Германии специально для исследований, когда советские конструкторы создавали дизельный двигатель для «Волги». Почти все машины распилили для опытов, а одну передали в заводскую спортивную команду: позже на «Мерседесе» ездил восьмикратный чемпион России по ралли Тимофей Воробьев. Он-то и продал уникальный автомобиль коллекционеру.

Экскурс в историю

Первый зал выставки призван разрушить стереотип об одинаковости автомобилей на улицах Москвы, рассказывает Лагузов. Здесь около 30 моделей машин в масштабе 1:18. Есть и серийная чёрная «Волга», и иномарки — их было немного, он они неизменно вызывали ажиотаж, за ними охотились на улицах, чтобы сфотографировать и рассмотреть.

«Этих машин было не очень много, и покупались они либо как наши Мерседесы - для исследований, либо на них ездили иностранные послы, дипломаты или торговые представители. Но явление это было очень популярное. И в СССР все знали об их существовании», — рассказывает Андрей.

Второй зал выставки посвящён истории автомобилестроения: на длинной витрине — около сотни моделей первых автомобилей доревлюционной России, выполненных в масштабе 1:43.

Решение о выделении средств на строительство заводов было принято царским правительством ещё в 1916 году для восполнения недостатка машин на фронтах Первой мировой войны. Программа предусматривала выпуск более 20 тысяч автомобилей в год. Примерно столько же в среднем производили в тот момент европейские страны, больше было только в Германии. Если бы развитию отечественного автомобилестроения не помешала Октябрьская революция, то России сейчас могла быть мировым лидером этой отрасли. «Фактически это было начало промышленного производства автомобилей в России. До этого их выпускали, но не сказать, чтобы очень много», — уверен Лагузов.

Ровно сто лет назад в России заложили АМО ЗИЛ (сейчас компания включает четыре крупных автостроительных предприятия), завод в Мытищах (некоторое время там делали самосвалы, сейчас предприятие переориентировано на космическую отрасль), завод в Филях (выпустил всего несколько автомобилей, в настоящее время Государственный космический научно-производственный центр занимается производством ракетно-космической техники), общество «Аксай» в Ростове-на-Дону (сейчас предприятие занимается производством городских автобусов большого класса), завод «Сатурн» в Рыбинске (сейчас выпускает газотурбинное оборудование и авиационные двигатели) и автомобильный завод в Ярославле.

Эта витрина призвана напомнить людям, что 100 лет назад была основана отечественная автомобильная промышленность в части массового производства. В этом зале выставке показано, что в результате получилось на ЗИЛе, что получилось в Ярославле и на остальных старейших автомобильных заводах», - рассказывает коллекционер.

Путь к «пробкам»

В последнем зале выставки «таймлайн» с основными вехами истории автопрома в 20 веке. «Здесь линия времени, начиная с 20-х годов и до 80-х годов прошлого века. Здесь можно посмотреть, как менялся транспортный поток на улицах Москвы в течением времени. В 20-е годы - одна-две машины, в 30-40-е количество автомобилей увеличивается - их уже пять-семь. Появляются заводы "Москвич", "Запорожец", позже основан завод "Жигули". Количество машин на улицах несоизмеримо растет», - рассказывает Андрей.

Сами машины с течением времени тоже меняются. Эволюция «Победы» и «Волги» показана наглядно всё на тех же моделях. Улицы Москвы шире почти не становятся, зато к 80-м годам автомобильный поток уже движется в пять рядов в обе стороны.

Заканчивается инсталляция Олимпиадой-80: по московской улице едет милицейский Мерседес, за ней «Волга» сопровождения, бегун с олимпийским огнем, обслуживающий Олимпиаду грузовик ЗИЛ, и замыкают процессию милицейские машины отечественных марок.

Автомобильную ситуацию 2000-х годов организаторы выставки в экспозицию решили не включать. Разнообразие марок автомобилей и их модификаций сейчас настолько обширно, что в выставочный зал все модели было бы просто не вместить. Да и иллюстрация современного автомобильного движения была бы скучной — на пробки мы и так можем посмотреть.