Заоблачная Бьорк
Самые громкие выставки 7-го Московского биеннале современного искусстваНа этой неделе в Москве стартовала 7-я Московская биеннале современного искусства. Длиться она будет четыре месяца — до 18 января 2018 года. А, значит, времени на то, чтобы посетить все проходящие в ее рамках выставки, будет предостаточно. МОСЛЕНТА, однако, выбрала те из них, которые пропустить по любому нельзя.
«Заоблачные леса»
Где: Новая Третьяковка (Крымский Вал, 10)
Проект «Заоблачные леса», созданный при участии исландской певицы, актрисы и художницы Бьорк и ее бывшего мужа Мэтью Барни - основной на Московском биеннале. Барни, к слову - один из самых дорогостоящих американских мастеров. В Москву он привез четыре своих новых произведения, которые оцениваются в 1 миллион долларов. Всего же в проекте принимают участие 52 художника из 25 стран. Будут среди них и представители России - знаменитый дуэт Александра Виноградова и Владимира Дубосарского, а так же ряд молодых авторов. Все они попытаются представить наш мир как цельную экосистему.
«Бумажная память»
Где: Центр творческих индустрий «Фабрика» (Переведеновский переулок, 18)
Вообще-то, «Фабрика» представляет сразу четырнадцать проектов. Здесь и «Большие данные» - инсталляция из давно ушедших в прошлое носителей информации, и политические арт-исследования, рефлексирующие на тему катастрофических событий истории нынешнего и прошлого веков, и веселая утопическая фантазия, и многое другое. Но самый громкий проект, безусловно, «Бумажная память» Хаима Сокола - исследование пространства заброшенной фабрики технических бумаг, которое, как считает художник, сохранило память о своем промышленном прошлом.
«Наши березы, ваши березы»
Где: Государственный Биологический музей им. К.А. Тимирязева (Малая Грузинская улица, 15с1)
Четырех художников из России и Швеции объединяет интерес к природе. У них разный взгляд и разный метод работы, что не помешало создать проект, главной идеей которого стала простая мысль о том, что природа не имеет политических границ, как не имеет их и искусство. В этом смысле отсылка к березам неслучайна: это дерево, символическое для России, можно найти на территории обеих стран.
«Александр Лабас. Октябрь»
Где: Институт русского реалистического искусства (Дербеневская набережная, 7с31)
В 1917 году Александру Лабасу было 17 лет. Так что нет ничего удивительного в том, что революционные образы преследовали художника всю жизнь. Впрочем, серия «Октябрь» занимает особое место не только в творчестве Лабаса, но и вообще в истории советского искусства. Нынче, на выставке в Институте русского реалистического искусства, представлены лучшие графические и живописные работы цикла.
«Порядок»
Где: галерея «RuArts» (1-й Зачатьевский переулок, 10)
«Порядок» - двойной проект фотографа Михаила Розанова и художника (по образованию - архитектора) Алексея Гинтовта, посвященный логике, красоте и понятию порядка в целом. На выставке представлены черно-белые трехметровые фотографии дорических ордеров храмов Пестума (VI в. до н.э.) и не менее масштабные портреты Аполлона. Первые Михаил Розанов снимает как продолжение своих знаменитых многометровых отпечатков 2010-х, а Аполлон для Алексея Гинтовта выступает как солнечный бог света, покровитель искусств и воплощение гармонии.
Выставка Константина Бранкузи
Где: Мультимедиа Арт Музей (улица Остоженка, 16)
Мультимедиа Арт Музей в прошлом году отпраздновал десятилетний юбилей, так что нынешняя выставка, можно сказать, тоже проходит в рамках затянувшегося торжества. Что важно знать: Бранкузи - французский скульптор румынского происхождения, поработавший ассистентом у Родена, друживший с Эриком Сати, но, главное, заслуживший репутацию основателя абстрактной скульптуры.
«Дэниел Аршам. Архитектура в движении»
Где: ВДНХ, павильон №67 «Карелия» (проспект Мира, владение 119)
Основатель архитектурного бюро Snarkitecture и компании Films of the Future Дэниел Аршам работает на стыке архитектуры, дизайна, скульптуры, кино, театра и моды. Его главная тема – работа с пространством, которое художник меняет с помощью своих скульптур. Для своей первой выставки в России он привез масштабную инсталляцию «Пробитые стены». А, кроме того, специально для павильона «Карелия» художник создал восемь объектов с использованием яркого белого света.
Выставка Кеичи Танаами
Где: галерея Гари Татинцяна (Серебряническая набережная, 19,)
Знаменитый американский галерист и куратор Гари Татинцян привозит в свое московское пространство западных звезд уже больше десяти лет: здесь уже показывали работы Дэмиена Херста, Фрэнсиса Бэкона, Рона Арада, Чака Клоуза и многих других. Теперь к этому солидному списку добавляются масштабные объекты и картины Кeичи Танаами – лидера японского поп-арта и одного из самых важных художников послевоенного поколения.
На выставке представлена ретроспектива работ - от ранней живописи и рисунков до новых принтов, скульптур и видео-арта.
«Позади Москва. Московский городской пейзаж»
Где: IN ARTIBUS foundation (Пречистенская набережная, 17)
На выставке представлены пятьдесят произведений московских художников прошедшего и нынешнего века: Аристарха Лентулова и Петра Кончаловского, Константина Истомина и Александра Лабаса, Дмитрия Краснопевцева и Натальи Нестеровой и многих других.
В центре сюжета произведений художников-москвичей - их родной город. Выставка демонстрирует образ уходящей Москвы - ее быт, персонажей, архитектуру.
«Джозетта Фиорони. 60-е в Риме»
Где: Московский музей современного искусства (улица Петровка, 25)
Это первая в России ретроспектива важного итальянского художника середины ХХ века, чьи работы оказали влияние не только на Энди Уорхола и Микеланджело Антониони, но и на наших современников. Из последних примеров можно вспомнить осенне-зимнюю коллекцию дома Valentino, вдохновленную женственными образами Фиорони. Выставка в ММОМА представит около 50 работ в стиле поп-арта 60-х и 70-х – того времени, когда Фиорони сформировала свой узнаваемый стиль из ярких образов, ставших символами эпохи, - сердец, губ, слов и цифр на металлическом фоне.