«Так, как в России, Новый год не встречают вообще нигде». Почему мы справляем столько зимних праздников, и откуда мы этого набрались
Про первое пришествие Рождества на Русь
Наши сегодняшние новогодние праздники — это целый набор культурных кодов. И в последние лет 30 у нас, надо понимать, происходит второе пришествие, если не сказать вторжение Рождества на Русь.
Первое было во времена Петра Великого, а до того в православной и народной традиции зимних праздников все было довольно интересно.
Рождество, к примеру, конечно же, было крупным церковным праздником. Торжественные богослужения и молитвы, обряды в храмах — все это поводилось ежегодно. Но елки, подарки, застолья и пляски? Нет. А вот вокруг всего этого сохранялся и процветал очень старый и по-настоящему народный обычай совсем иного толка.
Про время, когда русские рядились в нечисть
Святки и святочные ритуалы, которые так или иначе были связаны с Рождеством, пришли из времен глубоких, языческих.
Вот, говорят, Хэллоуин — не русская традиция, не наряжались на Руси нечистью и бесами на День всех святых. И это совершенная правда. Такого действительно не было. На Руси нечистью и бесами наряжались исключительно на Святки. И во время святочных гуляний обязательно был парад нечисти, которую, с одной стороны, положено было одаривать, а с другой — прогонять.
Про осенний Новый год
В допетровское время Новый год справляли 1 сентября. Это было так называемое церковное новолетие, начало нового литургического года — годовой цикл православных молитв завершался и начинался заново.
Поскольку чиновниками в эпоху княжеской Руси служили большей частью те же духовные лица, то и год фискальный начинался в то же время. Он был приурочен ко времени, когда основной урожай уже собран. Это очень удобно. Все, что удалось вырастить, идет в амбары — самое время приехать и забрать у крестьян оброк. Вот вам и Новый год.
Про любимую практику Петра Великого
И вот тут появляется Петр и все унифицирует. Это вообще у него была любимая практика. Он все приводил в порядок.
Когда он перенес сюда европейскую традицию празднования Рождества, а потом абсолютно механически прикрутил Новый год к 1 января, это первое время воспринималось как чистая прихоть Его Императорского Величества.
А в Европе к началу XVIII века уже сформировались известные нам традиции празднования Рождества. Например, елка уже, конечно же, была.
Про германскую елочку в стиле хоррор
На самом деле, история про рождественскую елку очень древняя. У германцев был обычай, тоже связанный с зимней нечистью. Отыскивали ель на опушке леса, приводили к ней жертву, резали, потрошили, расчленяли и развешивали все это по веткам.
Это была пожива для лесной нечисти, чтобы та насытилась и людей не трогала. И хорошо еще, если в жертву приносили свинью или корову…
Про непростую задачу для католической церкви
А вот потом на всю эту языческую жуть приходит мать наша католическая церковь и весь этот мрак она оформляет во что-то милое.
Ель сохраняется, но вот уже на верхушке у нее — ангел или Вифлеемская звезда. Это тоже имеет определенное защитное значение, ведь это — знаки света божия, что разгоняет тьму. Первое время, к тому же, вместо игрушек на елях висели колбасы и фрукты, которые потом съедали празднующие. Да и традиция подарков — отголосок все того же древнего обряда, только дары приносили теперь не нечисти, чтобы ее задобрить, а друг другу.
Про причину праздновать Новый год 1 января
Петр переносит все это на Русь с идеей: хватит скакать в козлиных шкурах и пьянствовать, пора быть цивилизованными людьми.
Получается, что один древний христианизированный обряд подменяет собой другой — к тому времени уже точно так же вписанный в православную жизнь.
А потом Новый год приколачивается к 1 января, чтобы тоже было все, как в Европе. А там традиция отсчитывать новые 12 месяцев именно с этого дня пошла не от римлян, как часто пишут в интернете. У них Новый год был 1 марта. Тут речь о средневековой традиции, которая тоже была связана со сбором урожая. Только на Руси считали с момента начала сбора с населения налогов, а в Европе — с окончания этого периода.
Про сожжение елок в первые советские годы
Первое, что происходит с Рождеством при советской власти, — елки, ангелов, звезды и прочую атрибутику выбрасывают. Долой! Все это буржуазные и религиозные пережитки. Так что на протяжении первых лет военного коммунизма и раннего НЭПа празднование Рождества — тема запретная. За это не сажали, но брали на карандаш.
Были истории о том, как октябрята-пионеры протестовали против елок, кто-то их демонстративно и на глазах у всех выкидывал, а иногда ели торжественно и церемониально жгли.
Про возвращение праздника
Новый год при этом так и отсчитывали от 1 января. Было предложение праздновать его с 7 ноября (по новому стилю), но Владимир Ильич Ленин человеком был практичным. Когда он прикинул, сколько всего после этого предстоит переделать, махнул рукой.
Уже в сталинские времена, то есть с середины 1920-х и в 1930-х ситуация начала меняться. И вот здесь появляется советская версия празднования Нового года, где рождается фантастический, новый, абсолютно синтетический, ни на что больше не похожий обряд. В частности, появляются Дед Мороз и Снегурочка.
Про Деда Мороза, который раньше был другим
Визуально и по функциям наш Дед Мороз был полным аналогом святого Николая или Санта-Клауса. А тот стал тем, кем стал, благодаря истории, как Николай Мирликийский подарил какому-то бедняку кошель серебра, чтобы тому не пришлось продавать дочерей в публичный дом. После этого святой Николай, один из самых жестких аскетов и борцов за веру в истории христианства стал покровителем Рождества.
В России никому Николай Чудотворец подарков не носил. А вот образ Деда Мороза был. Вот только Дед Мороз или Мороз Красный Нос, как у Некрасова, — это Повелитель зимы. Да, это старик с белой бородой, но он не дарит подарков. Он дарит смерть!
Единственный момент, когда в царской России Дед Мороз появлялся в положительном ключе — история о том, как он убил армию Наполеона и стал генералом Морозом.
Про снежную девочку
А вот Снегурочку скорее всего взяли уже из пьесы Островского, а потом и знаменитой оперы Римского-Корсакова, где это трогательная снежная девочка.
Но в древности это была мертвая девушка, которую зимой принесли в жертву лесу. В наших широтах этих несчастных приводили в чащу, связывали, и они замерзали насмерть. Потом девушка становилась нежитью и постоянной спутницей Мороза, Повелителя зимы.
Не думаю, что советские деятели закапывались в мифологию и историю, но получилось очень красиво.
Про праздники, которые так справляем только мы
И вот Советский Союз распадается… А праздники остаются. И теперь все наши зимние гуляния — это потрясающий кентавр, только обе половины у него, кажется, задние.
Итак, в 1990-е у нас получается слабоудачная попытка интеграции с Европой и одновременно возвращение православного Рождества. И, пусть и не официально, но мы постепенно привыкаем праздновать и католическое Рождество 25 декабря, и наше — 7 января. А посередине остается светский Новый год, который нигде в мире не был самостоятельным праздником. В Европе все отмечают Рождество и подарки дарят тоже на Рождество. Новый год — всего лишь дополнение к этому.
Но это не у нас. В России советский Новый год так и остается главным всеобщим праздником, который с двух сторон как бы обрамляют два Рождества.
В центре новогоднего антуража — переколоченная на европейский манер елка, на верхушке которой снова появились ангелы. А вот со звездами вышло интересно. До сих пор, как минимум, на половине уличных елок можно увидеть не Вифлеемскую, а вполне себе кремлевскую, советскую красную звезду.
Дед Мороз остается нашим Духом Рождества и Нового года. Снегурочка тоже никуда не делась.
В итоге у нас появился целый каскад зимних праздников, который представляет собой некий гибридный имперско-советско-европейский обряд. И такого нет больше нигде.
А венчает это все традиция отмечать еще и Старый Новый год с 13 на 14 января.
Новый год оказался неистребим. Когда в детстве я учился в православной гимназии, нам прямо там скармливали идею, что справлять этот праздник неблагочестиво, потому что праздновать нужно Рождество. Дело было в начале 1990-х. Но все православные дети все равно справляли Новый год. Без вариантов.
Про городские украшения
Что касается истории с украшением улиц, домов, магазинов перед новогодними праздниками, эта традиция существовала еще в царской России. Правда, опять-таки, прикручена была больше к Рождеству.
Традиция, несмотря ни на что, сейчас развивается. Но тут четко просматривается уже не столько европейское, сколько американское влияние, культурные коды, заимствованные из голливудских фильмов.
При этом установившийся обычай начинать украшать город к Новому году еще в начале декабря (а некоторые торговые центры, например, уже в ноябре ставят елки и развешивают гирлянды) — это просто бизнес-модель, взятая из европейской практики.
В Советском Союзе-то такого все-таки не было. Тогда украшения начинали появляться ближе к Новому году.
Про рождественские ярмарки
Также была механически заимствована и европейская, а там и американская традиция предновогодних распродаж. Причем в Европе она существовала с очень раннего времени.
В Российской империи, кстати, тоже были рождественские гуляния и ярмарки, но значительно скромнее. Вот, к примеру, сбитень горячий продавали, еще что-то в этом духе. Но ярмарка традиционно проводилась под открытым небом. А стоять на свежем воздухе целый день под Рождество где-нибудь в Нижнем Новгороде — такая себе идея.
Но сейчас, когда у нас магазинчики и торговые центры на каждом шагу, а в ярмарочные павильоны можно принести обогреватели, этот европейский культурный код обосновался и закрепился в России.
Про необходимость карнавала
А вот в вопросе о том, как все это влияет на людей, хочется оставить вопросительный знак. Впрочем, у человека всегда есть потребность в карнавале, в некоем мощном выдохе после всех забот и волнений, которые были за прошедшие 12 месяцев.
Привычный рабочий режим ломается, город выглядит как-то иначе, легитимным становится пьянство, детям можно допоздна не ложиться спать. Все это — элементы карнавала. И это настолько общечеловеческое…
Но где-то подо всем этим все еще живет удивительно общая тема панического страха, мучительного ужаса перед зимой. И сама идея такого зимнего карнавала — сбить эту тревогу.
Про то, почему праздники такие долгие
Мы, говоря честно, празднуем Новый год около двух месяцев. У нас просто широты такие, что зима все не заканчивается. И эти долгие праздники помогают нам от нее отвлекаться.
Зато, например, в Крыму новогодние праздники довольно быстро заканчиваются. У них уже в феврале вовсю весна. Им такие долгие гуляния ни к чему.
Про то, что влияний извне бояться нечего
Мы живем в России. Это огромный перекресток, абсолютный. Если посмотреть на нашу культуру на протяжении всей истории ее существования, видно: что-то мы взяли у германцев, что-то — у тюрок, что-то — у монголов тех же. Мы так расположены. Через нас все ходят.
Наша культура — культура гибридная, и всегда такой была. К примеру, смотрим на историческую русскую одежду — смешение Запада и Востока. Берем русский язык — огромное количество заимствований не только из европейских, но, например, из монгольского языка. Деньги, тюрьма, колчан, богатырь и многие другие — все это изначально имперский монгольский.
Мы умеем это делать — заимствовать, синтезировать, сочетать, накладывать разные культурные модели друг на друга. И мы всегда переваривали это нормально.
История с Новым годом в этом смысле очень показательна. Да, мы заимствовали кучу всего, но по итогу получившееся здесь ни на что в мире не похоже. У нас же не то самое католическое Рождество, а нечто, внешне на него похожее, чем предводительствует древнеславянский дух-убийца Повелитель зимы, который научился любить детей. Что это такое? Нигде такого нет. Это уникально.
Когда говорят про то, что у России особый путь, это вот он и есть.