Опубликовано 11 июня 2023, 00:01
7 мин.

«Рисую рассказ, как я сходил на тот свет и вернулся». Как и зачем художник Алексей Иорш выпустил китов на улицы Москвы

Несколько дней назад одному из самых первых в России художников-комиксистов Алексею Иоршу исполнилось 60 лет. Строитель по образованию, он начал рисовать комиксы еще при Союзе. А уже в конце 2000-х к нему приплыли киты. И остались. Теперь на картинах Алексея часто можно увидеть, как по столичным улицам и рекам плавают эти огромные красавцы. Как они появились, зачем художник отправил их в Москву, чего не хватает российским комиксам и какая фишка делает хитом все что угодно, — об этом и многом другом Алексей Иорш рассказал в беседе с «Мослентой». Ниже — его монолог.
Двойная арка. Гагаринский переулок. Акрил, акриловые маркеры 45х35
Двойная арка. Гагаринский переулок. Акрил, акриловые маркеры 45х35
Изображение: страница «Алексей Иорш» во «ВКонтакте»

Про китов, которые приплыли случайно

Киты приплыли ко мне случайно. Где-то в 2009 году, когда у нас был очередной кризис, я работал в сфере рекламы. В то время наше рекламное агентство потихоньку загибалось, потому что клиенты разорялись один за другим. Делать нам было особенно нечего.

В то время мы сотрудничали с такой организацией — «КИТ финанс». Это не реклама. У нас там сгорели какие-то смешные средства — тысяч десять, наверное. Я вел блог в ЖЖ, картинки электронные постил. И вот у меня появилась эпическая картина про кита, охотящегося на офисный планктон. Это была душераздирающая картина.

Кит нападал, его жертвы пытались спасаться бегством. Было очень трагично.

И это совершенно не тот кит, который сейчас плавает по моим работам.

Вот так все началось. И каким-то образом кит со мной остался. Потом начала складываться серия работ, обращенных к наследию советской живописи. Это были картины с хорошей примесью ностальгии. Там снова появился кит, но уже как метафора некоей тоски по моему советскому детству. Появилась, например, работа «Киты спасают Осоавиахим». Был такой знаменитый дирижабль made in СССР. В 1938 году он полетел забирать участников одной из многочисленных наших экспедиций с дрейфующей льдины. Но случилась трагедия — конструкции дирижабля обледенели во время полета, и он упал. Из 19 членов экипажа тогда погибли 13 человек.

А тут мои киты… и долгая игра со стилями советской живописи и моей памятью. Так что изначально это был постмодернизм. Я их ассоциировал со стилистикой Дейнеки и Самохвалова.

С некоторого времени я увлекся и пейзажами. Больше, правда, рисовал на планшете, но при этом ходил на пленэр, хотя в электронном виде больше рисую дома. И вот постепенно во все это тоже стали проникать киты.

А сейчас у меня появилась идея — делаю выставку этих китов, но не цифровую, а реальную в инклюзивном кафе «Разные зерна», где работают ребята с расстройствами аутического спектра. Она открылась вчера и до 30 июня провисит. Этот проект создала одна моя старая знакомая. И там, кстати, работает один парень, который когда-то у меня занимался комиксами. Я же в первую очередь все-таки комиксист.

Про игру в пейзаж

Пейзаж для меня — не просто пейзаж. Это игра. Я тешу себя надеждой, что это все же такое современное искусство. Я не прихожу на точку с этюдником. Просто хожу по городу и сначала фотографирую какие-то интересные мне места и ракурсы.

Все работы друг от друга отличаются. Они не объединены какой-то единой стилистикой. И авторская работа тут именно в том, что в каждую работу попадают не только киты, что уже делает ее не совсем пейзажем, но и небольшую игру с другими художниками, художественными стилями. Мне неинтересно просто нарисовать какой-то дом, а вот посмотреть на него как-то по-особенному, можно сказать, в контексте разных живописных традиций — это хорошая идея.

Про любовь к Москве и память об отце

Я очень люблю Москву, особенно старую. Так вышло, что я почти всю жизнь прожил в районе Садового кольца. Меня привезли из роддома прямо на Самотечную улицу, на Самотеку. Потом я долгое время жил на Павелецкой в доме, который стоит перпендикулярно Садовому. А сейчас я живу в районе Гоголевского бульвара. Правда, был период, когда я жил в Раменках.

Для меня старая Москва — естественный ареал обитания, хотя я, надо сказать, люблю и столицу новую, обновленную.

Конечно, мне жаль, что последнее время какие-то части этой старой Москвы исчезают, но в то же время я радуюсь, что многое удалось сохранить. И я ищу какие-то уголки, в которых сохраняется этот изначальный московский дух, атмосфера моего детства, и с ними работаю.

«Рисую рассказ, как я сходил на тот свет и вернулся». Как и зачем художник Алексей Иорш выпустил китов на улицы Москвы

© Фото: страница Алексея Иорша во «ВКонтакте»

Все крутится вокруг ностальгии по тому, что было раньше. Все постепенно либо уходит, либо преображается до неузнаваемости. Многие старые дома, например XIX или XVIII века, кто-то берет, вычищает изнутри и обновляет. И они становятся совсем другими. Понятно, что дома не могут жить вечно. Они стареют, и я, как строитель по первому высшему образованию, прекрасно это понимаю.

У меня есть еще серия фото. Я снимаю на цифровую камеру, но делаю снимки черно-белыми. Это такой оммаж еще моему отцу, который делал в молодости серию фотографий для музея архитектуры. Они тоже были черно-белыми. Собственно, и моя живопись — то же самое, мое обращение к тому, что делал отец. Он сам писал картины, и в них было очень много Москвы. В его работах появлялись и Павелецкая, и Краснохолмский мост, и вся округа.

Про смысл делать все немного странным

Я всегда использую прием, который называется «остранение», то есть делаю все немного странным. Черно-белая фотография, как и киты, и любой другой элемент сюрреализма, например игра со стилями, — хорошие способы сделать картину интересной. Это дает зрителю возможность как-то по-своему интерпретировать изображение. Я потому нарочно особо и не объясняю, почему там киты, по какой причине фотография сделана так, а не иначе.

Это должно быть приглашением зрителя к диалогу. Мы будто бы вместе что-то создаем, вместе ищем какой-то новый смысл. Все это — элементы современного искусства.

Про стиль, который мы еще не нащупали

Что касается комиксов, то еще лет десять назад они в нашей стране были не особенно распространены. Мы, художники и энтузиасты, старались сделать все, чтобы у нас эта культура зажила своей полноценной жизнью. И вот, в последние несколько лет сложилась и здесь настоящая комикс-культура.

Например, сейчас в Зарядье проходит большая выставка «Комикс-миссия. Эволюция рисованных историй в России». Там можно увидеть всю историю отечественного комикса — от лубка до современных вариантов. И это некий маркер, что подобные вещи выходят на такой официальный уровень. А вокруг уже много лет постоянно проводятся фестивали комиксов и косплея, работают издательства.

Пока, конечно, мы не нащупали какого-то своего стиля. Но я иногда думаю: может, и не стоит? Сейчас как раз время такого многоголосья в комиксах.

И очень интересно как наблюдать за этим процессом, так и быть его участником. Я же преподаю комиксы детям и молодежи.

Про серьезные комиксы и проблемы со сценариями

У нас до сих пор очень много художников комиксов, которые очень неплохо рисуют, но очень мало сценариев и сценаристов, которые действительно в этом понимают. Есть, конечно, попытки, и довольно успешные, допустим, издательство BUBBLE. Но, мне кажется, еще им не хватает какой-то глубины.

Вот в Японии в 60-е годы появилось направление в манге, которое назвали гэкига. Оно было очень реалистично, в сравнении с детской мангой. Этим направлением занимались уже взрослые художники, выросшие мангаки, которые обратились к серьезным темам и начали рисовать не приключения или фэнтези, а брать в работу серьезные драматические, исторические, психологические сюжеты. Для них открылись и темы секса, насилия, ужасов. Из этого вышли очень многие направления современной манги.

И у меня тоже есть идея обратиться к более серьезным темам с позиции андеграундного художника. В общем-то, я всегда этим занимался, всегда рисовал комиксы на социальные темы. Было бы круто, если бы все эти опыты дали толчок к более серьезной проработке сценариев.

Многие художники комиксов, которые начинали в нулевые, уже повзрослели. Они могут поднимать более серьезные темы. И они появились. Например, есть Оля Лаврентьева, которая рисует очень интересные взрослые комиксы через переживания собственного детства в 90-е. Это питерская художница, очень интересная. У нее, насколько я помню, два образования — художник и филолог. И она хороша в обеих своих ролях. Но она пока такая одна.

В то же время подрастают уже сценаристы. Появляются комиксы, например на тему Гражданской и Первой мировой войны. Одним из изданий на эту тему занимался мой товарищ Аскольд Акишин. Появляются уже коллаборации серьезных художников и серьезных сценаристов. Но, на мой взгляд, художники у нас пока лучше.

Про песни и комиксы

Однажды у меня спросили, не рисуют ли у нас комиксы про Москву. Честно говоря, я не знаю, есть ли такие сейчас. Сам я их не видел. Но тема благодатная.

Сейчас я рисую комикс о том, как я лежал в знаменитом столичном НИИ имени Склифосовского. Это, конечно, не совсем про Москву. Скорее тут рассказ о том, как я сходил на тот свет, а потом вернулся. Этот опыт был у меня совсем недавно.

Знаете, говорят, у нас есть хорошие песни про страну. Все так. Они есть. Но они больше не про страну, а про людей. И вся тема родины нашей открывается именно через них. И про Москву есть такие же песни. Очень хорошие. Про москвичей.

Когда песню пишешь про что-то ценное лично для тебя, она хорошей получается. С комиксами все то же самое. Если просто поставить цель нарисовать комикс про Москву, ничего хорошего не выйдет. Скучно будет. Хитом не станет. А вот если все от души идет, тогда все возможно. Там же все через твои переживания, через твои чувства проходит, и люди это улавливают.