«Если речь заходит про пряжу, все спрашивают про собак». Как живет и работает современная пряха
Про викингов, Русь и статью в журнале
Я начала прясть, потому что занималась исторической реконструкцией. Это было в середине нулевых. Сначала мы одежду шили, потом захотелось еще сильнее приблизить процесс к историческим реалиям. Я начала ткать, потом — красить, а в какой-то момент дошла до того, что мне захотелось создавать одежду совсем с нуля.
Примерно в те времена мне попал в руки журнал, по которому я и училась этому ремеслу. В моей семье никто не прял, так что это не передача традиции из поколения в поколение, а мой личный интерес.
Про тысячелетнее пряслице и прочие прялки
Когда я начинала, инструменты собирала по знакомым и антикварным магазинам. У меня не было некоего именно исторического набора инструментов. Я находила предметы, которые могли бы помочь мне в моей работе, а уже потом, с течением времени, постепенно заменяла их на инструменты, более соответствующие той эпохе, которой я занималась.
Тогда я была увлечена эпохой викингов и эпохой домонгольской Руси, то есть периодом с IX по XIII век. Вот и инструменты я подбирала из того времени. Что-то можно было сделать сегодня по имеющимся образцам, а что-то попало мне в руки прямо из той эпохи.
У меня есть пряслице. Его нашел мой знакомый, буквально пиная камушки на улице в Суздале. Он шел по тротуару, и из кучи земли буквально выкатилось это пряслице. Оно до сих пор у меня. Его возраст приближается к тысяче лет. Когда-то его тоже кто-то держал в руках и прял так же, как и я сейчас.
Пряслице — инструмент, выточенный из камня. Мое сделано из пирофиллита, или розового шифера. Даже за столько лет в земле ничего с ним не случилось.
Остальные инструменты либо делали мои друзья, либо я сама находила что-то и покупала, другие делались под заказ. Так что сейчас у меня есть и инструменты, созданные современным мастером, и вещи, сделанные в древности. Это наборы нескольких разных эпох.
Есть у меня и прялка, которую мне сделали по древнерусскому образцу, и несколько прялок и гребней рубежа XIX-XX века. Также имеется и несколько самопрялок, тех, что снабжены специальным колесом. Все они разного возраста. Самую старую нашел Филипп Маяков, коллекционер. Она приехала из Вологодской области. Также есть две электропрялки — советская и современная.
Про сегодняшние возможности
Когда я начинала, мне не с кем было советоваться. У меня были только статьи, но даже по ним учиться сложно. Выполнить пошагово все описанные действия может не каждый, потому что не всем будет понятно, что это вообще.
Сейчас я даже немного завидую тем, кто только начинает обучаться этому мастерству и находить себя в нем, потому что за последние 10-15 лет появились и видеокурсы, и книги, и мастер-классы как вживую, так и онлайн. Сегодня запросто можно найти семьи, где прядут из поколения в поколение, и пообщаться с ними. Есть и множество мастеров, которые помогут освоить современные техники. Когда я училась, ничего подобного не было.
Про самых старых овец, собак и других домашних животных
Я пряду, можно сказать, все. Не очень люблю синтетические и другие искусственные материалы. Из последних я сейчас использую разве что вискозу.
Больше всего мне нравится прясть из натурального сырья, как правило, это шерсть и пух разных животных. Из самых необычных были лиса и песец.
Однажды на спор я пряла шерсть лошади. Пряжа, правда, получилась так себе, зато я выиграла спор.
У меня была серия пряжи от овец из разных уголков мира. На сегодняшний день сохранилось около 600 пород шерстных овец. И мне было интересно собрать как можно больше видов их шерсти. Я для своих учеников собираю каталог волокон по породам. Он очень наглядный. И вот вроде бы ты про овец говоришь, а одновременно еще и географию изучаешь, а еще — культуру разных народов. Люди же носили одежду всегда
Самая древняя порода домашних овец — голландская Drenthe. Она существует в неизменном виде более трех тысяч лет.
Последнее время появилась мода на прядение пуха овцебыка. Они появились в России тоже относительно недавно. Их привезли из Канады.
Также я пряду из шерсти и пуха кроликов, коз и собак. Часто, когда говоришь, что делаешь пряжу, спрашивают именно про собак. В представлении людей, с прядением не связанных, пряхи чаще всего прядут именно из собачьей шерсти. Другую пряжу можно и в магазине купить, а вот тут уже работа специфическая. Собачий пух в коммерческих объемах прясть невозможно.
Про российских фермеров и пуховых кроликов
Есть самый простой способ получить сырье для пряжи — собственный домашний питомец. Этот вариант идеально подходит для людей, которые только начинают прясть.
У меня самой был долгий перерыв, когда я ничего не пряла и не занималась реконструкцией. В итоге я вернулась к прядению только в 2018 году, когда у меня появилась собака. Как-то раз после линьки скопилось много пуха, и нужно было что-то с ним делать. С тех пор в нашей семье есть традиция — под Новый год я постоянно что-то делаю для родных из собачьего пуха.
Если люди держат овец, коз или кроликов, им проще использовать это сырье. Они либо обращаются к тому, кто прядет, либо прядут сами.
Также сырье для пряжи можно купить у фермеров, правда, в России фермерство ради шерсти и пуха не очень хорошо развито. В основном сейчас эту нишу заполняют кролиководы, которые разводят пуховых кроликов. Но у них и сырье прилично выглядит, и кролики милые.
Коз и овец, особенно овец, у нас держат на мясо, реже — на молоко. От них шерсть, как правило, грязная и в плохом состоянии. Редкие фермеры держат этих животных так, чтобы шерсть можно было получить.
Кто-то использует фабричное волокно, как правило, это волокно для валяния, кто-то заказывает за рубежом, кто-то покупает у тех, кто приобрел грязное и не обработанное сырье, но вычесал его, помыл и покрасил. Все мастера разные.
Про выбор и время
Сейчас я занимаюсь только пряжей. Я выбрала то, что я люблю, и у меня кончилось время в сутках. Если бы я занималась еще и ткачеством, и пошивом, все остальные дела встали бы на паузу.
Если мне заказали пряжу, я пряду под заказ. Если же вещь делается для меня, тогда я провожу полный цикл, но оставляю ее себе. Но я могу эту работу и разделить с кем-то. Например, я делаю пряжу, а вяжет или ткет для меня уже кто-то другой.
Про дизайнеров и смысл работы
Какое-то время, когда я работала на заказ, основными клиентами были владельцы домашних животных. Они отдавали мне сырье, а я уже потом возвращала им пряжу. Но с недавнего времени я почти перестала брать заказы, потому что появилось ощущение какого-то творческого застоя, отсутствия роста.
Есть несколько направлений, куда уходит моя пряжа. Во-первых, я работаю с дизайнерами. У меня есть два дизайнера, которых я очень люблю. Это Тамара Азарова, с которой мы этим летом выпустили уже вторую коллекцию готовой одежды. А еще это Наталья Рожкова, которая работает с интерьерным текстилем — пледами, подушками.
Мне очень нравится такое сотрудничество. Оно наполняет мою работу смыслом. Когда просто делаешь пряжу, это превращается в рутину, а когда это какой-то совместный проект, это уже творчество. В конце концов, для рутины есть промышленные мощности.
Про тех, кому все это нужно
В основном вещи покупают люди, которые, во-первых, хотят отличаться от остальных семи миллиардов человек, нося вещь, сделанную по их дизайну, из их сырья или с учетом их индивидуальных пожеланий. А во-вторых, такие вещи покупают люди, которые хотят вещи из какого-то необыкновенного сырья. И оно может быть необыкновенным по каким-то, можно сказать, персональным параметрам. Например, есть у человека собака, и он хочет вещь из ее пуха.
Есть те, кто поддерживает покупками, если есть некая благотворительная история. Например, с Тамарой Азаровой мы создавали первую коллекцию в поддержку приюта для собак. Все деньги шли туда.
А бывает, что люди просто покупают красивые вещи, одежду, которая хорошо и оригинально смотрится.
Про цену вопроса
Все, что угодно, может стоить сколько угодно. В конце концов, стоимость бутылки воды в Москве и в пустыне Сахара может сильно отличаться. Но это с одной стороны. С другой, я смотрю, насколько дешево люди в сети готовы продать пряжу, созданную их руками, и поражаюсь.
Сегодня разброс цен колоссальный. Кто-то готов продать 100 граммов пряжи за 200 рублей, кто-то меньше чем за 3 000 рублей свою работу отдавать не готов. Все зависит и от мастера, и от качества работы, и от популярности этого мастера. Очень много параметров.
Сам по себе труд очень непростой, но мастера готовы занижать стоимость, потому что у них нет аудитории, которая была бы готова покупать это за нормальные деньги.
Про подсказки для начинающих
В Москве можно приобретать товары для прядения там же, где валяльщики берут шерсть. Как правило, овечью. Помимо нее там может быть довольно большой выбор волокон. Для начинающего будет достаточно.
Простые веретена также можно купить в магазинах для творчества. Они не особо дорогие — в пределах 500 рублей. Если хочется чего-то более экзотического, то можно ходить на какое-нибудь текстильное мероприятие. Там обязательно будет хотя бы один стенд, где продают веретена
Если хочется именно прялку, можно поискать ее в сети и купить с рук. Но с поиском инструментов есть проблема, потому что мастеров, которые делают хорошие инструменты, можно по пальцам рук пересчитать. Их на всю страну не так много.
Про учеников
Учиться прядению приходят разные люди. Бывает, что меня приглашают в школы или даже в детские сады. Родители считают, что дети должны больше знать о мире. Для них такие занятия — способ узнать что-то новое, понять, откуда берется одежда, которую мы носим, как она создается и утилизируется. Они начинают понимать, что вещи имеют ценность. Одежда не появляется в магазине сама по себе. До ее появления там она проходит огромный путь. И вместе с детьми мы его в краткой версии повторяем собственными руками.
Если говорить о взрослых, то приходят владельцы животных, которые сами хотят делать пряжу. Кто-то хочет, чтобы прядение стало их профессией. Такие идут уже с осознанными вопросами и даже с инструментами. А кто-то идет просто для развлечения. Есть такая группа людей, которая ходит по разным мероприятиям — на вязание, на ткачество, на прядение. Это нормально.
А кому-то в наследство досталась прялка или что-то еще. Это тоже хороший повод попробовать себя в чем-то новом и применить такой инструмент.
Но в масштабах России нельзя назвать это занятие массовым. Даже когда общаешься с близким кругом, иногда можно услышать: «Прядение? Неужели этим кто-то еще занимается?» Но при этом кто-то может добрым словом вспомнить свою бабушку или прабабушку, а то и маму, которая занималась прядением. Но если в наших семьях хоть кто-то да вяжет, то вспомнить тех, кто занимался прядением, почти невозможно.
Сейчас в нашей стране около десяти тысяч мастеров, владеющих этим ремеслом. Это очень мало в масштабах России, где живет 146 миллионов человек. Вряд ли я смогу назвать точное число мастеров в Москве, но на один из фестивалей пришло порядка 30 прях. Но во всей столице около сотни должно быть.
Про прялку в поезде и мир вокруг
Мои близкие никогда не предлагали сменить профессию. Они всегда были за. К тому же подарки никто не отменял, а это для любого человека очень приятно.
Прядение — очень современное ремесло, как и керамика, как вязание, как ткачество и любое другое. Это отличное художественное средство. Оно позволяет увеличить количество красок и инструментов, которые мы используем при создании каких-то арт-объектов и художественных полотен.
Прясть очень удобно в общественном транспорте. Например, я езжу между Москвой и Петербургом, посещаю другие города. У меня есть аккумуляторная электропрялка. Я просто ставлю ее на откидной столик в поезде. Она прекрасно на него влезает.
И вот ты сидишь спокойно и работаешь, а поезд идет туда, куда тебе нужно попасть. Наше ремесло очень органично вплетается в жизнь. К тому же все это позволяет создавать вещи, которые мы потом носим. Это не только красиво, но еще и очень экологично. Это вообще повод поговорить о том, как устроен наш мир и как нам его сберечь, чтобы передать нашим детям хотя бы в состоянии не хуже, чем сейчас.