Опубликовано 30 августа 2023, 00:01
5 мин.

«Предпочту работать с теми, кого нет в "черном списке"». Знаменитый актер — о коллегах, детстве и непростых временах

Фильм «Маленькая Вера» вышел в кинопрокат в 1988 году и тут же приобрел статус блокбастера. А одновременно с этим Андрей Соколов, сыгравший в нем главную мужскую роль, стал мало того что звездой, но еще и секс-символом. Сегодня, однако, у Андрея совсем иное амплуа: Соколов играет в театре «Ленком», пишет романы, играет в хоккей, возглавляет детский фестиваль «Алые паруса»… В интервью «Мосленте» актер рассказал о своем детстве, годах учебы в трех вузах Москвы, преодолении неуверенности и нежелании плакаться в жилетку. Ниже — его монолог.
«Предпочту работать с теми, кого нет в "черном списке"». Знаменитый актер — о коллегах, детстве и непростых временах
Фото: Константин Михальчевский / РИА Новости

О детстве на Якиманке

Я родился на Якиманке. Жил в одноэтажном деревянном доме «со всеми удобствами». Особенностью дома был общий двор с детским садиком. Достаточно было открыть окно, чтобы оказаться в детском саду.

На месте нашего дома сейчас стоит другое жилое здание. А Якиманка осталась в моей памяти улицей счастливого детства. Помню, когда в Москве были демонстрации и парады, народ шел по Якиманке, и мы, детвора, вливались в эти потоки, и так добирались до Красной площади. На обратном пути нас вылавливали и доставляли домой.

Кадр из фильма режиссера Василия Пичула «Маленькая Вера» (киностудия имени М. Горького, 1988 год). В главных ролях: Наталья Негода и Андрей Соколов

Кадр из фильма режиссера Василия Пичула «Маленькая Вера» (киностудия имени М. Горького, 1988 год). В главных ролях: Наталья Негода и Андрей Соколов

© Кадр: РИА Новости

О Москве и больших потерях

Я — москвич. Много где довелось побывать, но каждый раз меня тянет домой. Дорогие моему сердцу места: Якиманка, набережная, где раньше был Дом культуры шоколадной фабрики «Красный Октябрь». Мы ходили в кинотеатр «Ударник»…

Москва претерпела множество изменений, и они по-разному протекали. К сожалению, многое потеряно безвозвратно. Среди самых больших потерь я назову здание «Военторга», которое было фантастическим. Универмаг «Детский мир», куда мы приходили не как в магазин за покупками, а как в детское царство. Сейчас, к сожалению, это просто магазин. Один из тысячи.

О мусоре и чистоте

Безусловно, Москва стала комфортнее, чище, цивилизованнее — преобразования налицо. Помню, как в 90-х я ехал по Калининскому проспекту (сейчас — улица Новый Арбат), и обрывки газет, мусора летали… Этакая фантасмагория Феллини.

Да, Москва сейчас не всем по карману. Но я уверен, что мы придем и к демократичным ценам, и к сильному среднему классу.

О страхах и мечте

Когда я учился в старших классах, мне не хватало смелости даже подумать об актерской профессии. Студенты театральных вузов казались мне небожителями, об актерах я уже не говорю.

Я пошел поступать в МАТИ. В первый раз, кстати, не поступил. Год работал. На третьем курсе хотел уйти, чтобы поступать в театральный, но родители и родственники посоветовали окончить институт. Еще одна трудность заключалась в том, что в те годы необходимо было три года отработать по распределению, но, если бы я это сделал, то оказался бы слишком взрослым для поступления на актерский факультет. Целая история, как я обошел это необходимое условие для молодого специалиста.

«Предпочту работать с теми, кого нет в "черном списке"». Знаменитый актер — о коллегах, детстве и непростых временах

© Фото: предоставлено героем материала

Об искрах и последних поездах

На тот момент от меня можно было спички зажигать. Я ходил по Арбату, и от моих каблуков как бы искры вылетали. Как у одного из героев в романе «Пролетая над гнездом кукушки».

Поступал я во все театральные вузы, как это делает большинство абитуриентов. Я очень рад, что меня приняли именно в Щукинское театральное училище, где каждый будущий артист проходит через обучение у всех мастеров, а не у одного или нескольких.

Учились мы самозабвенно, с раннего утра и до ночи. Уходили, чтобы успеть на последний поезд метро. На тот момент я уже жил в Чертаново, и путь от Арбатской до моего дома был с пересадками. Поэтому порой мне приходилось оставаться ночевать в училище

Практически у каждого актера самое счастливое время — студенческое. Когда тебя носят на руках, поддерживают, выращивают крылья…

О непростых временах

В моей жизни были непростые времена. Но я считаю, что прилюдно страдать не стоит. Очень хорошо сказала как-то актриса Анастасия Вертинская: «Актер не должен опускаться до уровня кухни». Зрителю не надо знать, что происходит у актера внутри.

О любимых фильмах и Эльдаре Рязанове

Прямо вот нелюбимых работ, к счастью, у меня нет. Каждая картина — часть моей жизни. Другое дело, что есть более удачные, а есть менее удачные фильмы. Но это не всегда зависит от актера. Бывает, что читаешь один сценарий, начинаешь сниматься с вторым вариантом, в финале — совсем третий.

Кино — это химия или призма видения режиссера, в результате которого все должно было бы совпасть. В этом плане я избалован хорошими работами

Перечислять можно много. Другое дело, что далеко не все картины дошли до зрителя в полной мере. Среди как бы незаметных лент, но при этом очень значимых, — «Бездна, круг седьмой» Владимира Басова, мистический фильм Эльдара Рязанова «Предсказание». Эта картина стоит особняком в творчестве Эльдара Александровича.

«Предпочту работать с теми, кого нет в "черном списке"». Знаменитый актер — о коллегах, детстве и непростых временах

© Фото: предоставлено героем материала

О репутации и черном списке

О репутации я думаю постоянно. Как бы это банально ни звучало, но мысль «береги честь смолоду» никто не отменял. Профессиональный круг узок, а наш — тем более, и у каждого артиста, режиссера существует определенная репутация. Правда, для одних мы — «белые и пушистые», для других — «зеленые и зубастые».

Я предпочту работать с теми, кого нет в моем «черном списке», даже если это будет в ущерб профессиональным интересам.

О кино и деньгах

Убежден, что кинематограф должен поддерживаться государством, особенно это касается фильмов для детей и юношества. Поддержка кинематографа для детей — это вложение в будущее.

Показательно, что три года назад мы проводили конкурс сценариев имени Станислава Говорухина, и сложно было найти победителя. Уровень заявок был не очень профессиональным. Сейчас есть подвижки. Государство стало финансировать детский кинематограф, и это прекрасно. Вот только хочется, чтобы распределение денег было справедливым.

О пальмах и движении

Все зависит от количества свободного времени. Вообще, я предпочитаю куда-то уезжать. Желательно, чтобы рядом были море, пальмы и белый пароход.

Для меня природа — релакс и способ восстановления. Правда, лежать на диване и смотреть на потолок пару дней тоже можно. Но я предпочитаю движение.