«Русский человек так глупо создан…» Что говорил Юрий Соломин о первой учительнице, Москве, армии и любимых собаках
О грабеже средь бела дня.
Поступать в Москву я поехал с папой. Шесть суток в поезде. Дорогой я повторял тексты для поступления в училище. Папины друзья приютили нас в Монино.
Я прошел успешно два отборочных тура в Щепкинское училище, а больше никуда не поступал. И вдруг — ЧП: на Ярославском вокзале папу обворовали. Средь бела дня. Украли деньги, документы. Жить нам было не на что. Папа занял деньги у друзей на обратные билеты.
Мне оставалось пройти всего один тур. Я пошел к руководителю курса Вере Николаевне Пашенной и все рассказал. Вера Николаевна внимательно посмотрела на меня и строго сказала: «Ну, оставайся!». Таким образом, я стал студентом Щепкинского театрального училища.
На первом курсе встретил свою единственную любовь — Олю, Ольгу Николаевну. Мы поженились.
О первой учительнице, Островском и Замоскворечье
Москва — моя судьба. Здесь я нашел все, о чем мечтал. Малый театр, любовь, друзей.
Но с первой учительницей из Читы переписывался до конца ее жизни. Она мне ставила оценки за роли, и отправляла их в конвертах с той деревянной почты, которую я помню. Храню все ее письма. Пятерок там не так много, как хотелось бы. Но за роль Николая Миклухо-Маклая учительница поставила «5».
Москву я изучаю с помощью Островского. Он родился и жил в столице. Островский — летописец Замоскворечья, где, по счастливому стечению обстоятельств находится филиал Малого театра. Замоскворечье — мой любимый район Москвы.
О характере, сердце и горячей руке
По своей природе я — невеселый человек, и не очень добрый. Но доверчивый и наивный. Детского во мне много, как у каждого опытного актера.
Могу быть злым, даже очень — прямо искры из глаз, если вступаю с кем-то в борьбу, а через несколько минут или дней злость проходит, и я забываю о ней, даже не помню, по какому поводу я злился. Но кто попадет мою «горячую руку», тому мало не покажется.
Впрочем, я не из тех, кто постоянно анализирует себя, изучает. Руководствуюсь сердцем, интуицией.
О военном детстве и Чите
В 1943 году, в разгар войны, я пошел в первый класс в одну из школ Читы. Рядом граница с Японией — нашим врагом.
Я хорошо знал историю, географию, литературу, а с химией, физикой, математикой были проблемы. Списывал. Учителя прощали.
Во времена моего детства среди людей не было жестокости и злобы. В год 260-летия Малого театра я был в Чите на гастролях. Увидел наш дом, побывал на могиле отца. В Чите у каждой могилы растет багульник, что меня удивило и порадовало.
Сохранилось здание деревянной почты, в которой я отправлял письмо со своим школьным аттестатом в Щепкинское училище. Я тогда посмотрел фильм «Малый театр и его мастера» и решил ехать в Москву и поступать в Щепкинское училище. С детства хотел быть только артистом — без вариантов.
Об освобождении от армии и маршале Малиновском
Я сыграл плеяду военных людей, а в армии не служил. Актриса Елена Николаевна Гоголева, как говорится, «отмазала меня». Она, дважды лауреат Сталинской премии, лично знала маршала Малиновского, и попросила у него за меня.
Я только попал в труппу Малого театра, уже репетировал, и пришла повестка. Елена Николаевна сказала, что в театре от меня будет больше толка, чем в армии. Малиновский с ней согласился. Маршал лично дал мне освобождение. Всю жизнь — в долгу перед людьми в погонах. Старался показать их в своих работах с любовью.
Об игре, деньгах и Родине
Почему мы проигрываем в спорте, в кинематографе? Этот вопрос я сам себе задавал неоднократно. И пришел к выводу: когда играли за Родину, то выигрывали, а теперь за деньги и, увы, без побед.
Для русского человека это большая разница: когда за Родину — отдаешь все, что у тебя внутри — всего себя… А когда за деньги — себя не тратишь. Надо играть за Родину, а не за деньги. Русский человек так глупо создан. Может быть, в этом и есть наша загадка?
О дилетантах и случайных людях
К сожалению, в нашей стране люди часто находятся не на своих местах. Случайные люди. В медицине, культуре, образовании — особенно в образовании — должны быть те, кто знает весь процесс от начала до конца. А у нас много дилетантов.
Столько реформ затевали, а ни одну до ума не довели. Никто из чиновников не сказал: «Мы там реформу сделали, и ошиблись, извините, просим прощения». И наш народ простит и сделает все, чтобы исправить положение. Но ведь пока гром не грянет – в ошибках не признаются.
О сейфе с клятвами и родных людях
В углу моего кабинета стоит сейф, и в нем лежат документы людей, которые дали слово, что больше не будут нарушать правила и подводить театр. Их письменные клятвы и доказательства их нарушений хранятся тут, у меня. Такая традиция была и до того, как я стал руководителем театра.
Кстати, я — первый избранный коллективом худрук Малого театра. Я не деспот. Знаю, что такое оказаться в мегаполисе одному — без связей, денег, квартиры, а среди актеров таких — большинство. Театр не бросает в горе. Если происходят трагедии, основную часть забот берет на себя коллектив театра, потому что мы — семья, родные люди.
О любви к животным
Я обожаю собак. Они не предают. Самые благородные создания на свете. У меня много собак, кошек. Одна жена, одна дочь, одна внучка и отряд четвероногих друзей.
Нередко, гуляя в скверике с внучкой, вижу родителей, которые не разрешают своим детям подходит к бродячим кошкам, собакам. «Ну, что вы боитесь? Здоровый щенок. Да, грязненький, голодненький — покормите», — советую им. Если так говорить, у ребенка вырабатывается сострадание к животным.
Внутри каждого человека есть некое подобие компьютера из воспоминаний. Когда какая-то кнопка, условно говоря, нажимается, у человека текут слезы. Если ребенка отогнали от собачки, это нехорошо отразится на формировании его воспоминаний. Моя дочка и внучка хорошо относятся к животным. Мы с женой привили им это отношение. А нам привили любовь к братьям меньшим родители, учителя, школа.
О главной болезни актера и лучшем лекарстве
Всех артистов отпускаю на съемки без вопросов. Все-таки их работа в кино — реклама для театра. Сам нахожу артистов в фильмах и приглашаю в Малый.
Сегодня раздолье для молодежи — и кино, и театр, и телевидение, и реклама. К сожалению, актеры в возрасте очень мало востребованы, и это неправильно. Как говорится, «старый конь борозды не портит», и, как показывает мировой опыт, настоящие актеры не теряют с возрастом свой профессионализм и лучшие качества.
К сожалению, в российском кино старые актеры очень мало снимаются. Недавно я посмотрел фильм с Бельмондо «Человек и собака», и получил удовольствие! А какой чудесный Трентиньян в фильме Ханеке «Любовь»! Не побоялся же Ханеке снять о стариках фильм! В современном отечественном кинематографе актеров очень часто списывают со счетов, что приводит к преждевременной смерти моих коллег. Каждая новая роль для актера — лучше любых лекарств. Главная болезнь артиста — сердце. Наша профессия — сердечная.
В понедельник, 15 января Юрий Соломин будет похоронен на Троекуровском кладбище в Москве. Приносим свои соболезнования родным, близким и поклонникам актера.