Опубликовано 01 декабря 2023, 17:40
8 мин.

В главном театре страны сменилась власть. Что стоит за уходом его директора Владимира Урина?

В пятницу, 1 декабря, официально подтвердилось — занимавший последние десять лет пост директора Большого театра Владимир Урин покидает свой пост. На его место уже назначен художественный руководитель и гендиректор петербургского Мариинского театра и один из самых известных российских дирижеров Валерий Гергиев. Чем запомнится десятилетие Владимира Урина в Большом, что стало причиной его увольнения и чем известен новый директор главной сцены страны — в материале «Мосленты».
В главном театре страны сменилась власть. Что стоит за уходом его директора Владимира Урина?
Фото: Сергей Карпухин / ТАСС

Про путь в Большой театр

Владимир Урин родился в городе Кирове 19 марта 1947 года, но учился в Москве. За его плечами два знаменитых вуза — Ленинградский государственный институт культуры имени Крупской, где в 1971 году он окончил режиссерский факультет, и столичный ГИТИС. Но его Урин окончил значительно позже — в 1985 году.

При этом уже в 1973 году он возглавил Театр юного зрителя в родном городе. На тот момент Урину было всего 26 лет.

Его дальнейшая судьба — путь руководителя в сфере культуры. В начале 80-х Урин переехал в Москву. Следующим местом, где Урин сумел показать себя хорошим управленцем, было Всероссийское театральное общество. Здесь он стал главой кабинета детских и кукольных театров в 1981 году. А шестью годами позже Владимир Урин совмещал уже несколько должностей в Союзе театральных деятелей России. Официально он был секретарем правления, но по факту выполнял обязанности первого заместителя председателя Союза.

Владимир Урин в Большом театре

Владимир Урин в Большом театре

© Фото: Павел Бедняков / РИА Новости

Это продолжалось до 1995 года, когда Урина назначили генеральным директором Московского академического Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. Самым значимым событием дальнейших лет стала масштабная реконструкция театра. А в 1997 году Урин стал генеральным директором Международных фестивалей современного танца. Их также проводил Музыкальный театр, но в этом проекте активно участвовали посольства нескольких стран, в числе которых не только европейские государства, но и Канада с США.

В Большой театр Владимир Урин пришел только через 16 лет. Генеральным директором главной сцены страны его назначили 9 июля 2013 года.

Про образование, премию и совет при президенте

Владимир Урин не ограничивал себя исключительно работой генерального директора, пусть даже и Большого театра. Во-первых, он преподает в Школе-студии МХАТ. Здесь он занимает должность заведующего кафедрой экономики и менеджмента исполнительских искусств.

Также Урин стал одним из учредителей самой престижной российской премии в области театрального искусства «Золотая маска».

При этом Владимир Урин постоянно играл важную роль в общественных процессах и взаимодействии деятелей культуры с действующей властью. Так, в 2016 году он был доверенным лицом партии «Единая Россия» на выборах в Государственную Думу VII созыва. А в ноябре 2018 года указом президента России Урин был включен в новый состав Совета при президенте по культуре и искусству.

Причины увольнения

Как сообщил Forbes, еще 17 ноября директор Большого театра написал заявление об увольнении по собственному желанию на имя председателя правительства Михаила Мишустина, и эта просьба была удовлетворена.

В пятницу, 1 декабря, музыкальный критик Сергей Буланов разместил на своем Telegram-канале видео, в котором Урин обращается к коллективу Большого театра с прощальным словом и говорит, что 30 ноября был его последний рабочий день

Возможной причиной увольнения Владимира Урина называют его отношение к СВО. По информации Colta.ru 26 февраля 2022 года, Урин в числе других российских деятелей культуры подписал письмо с призывами к остановке спецоперации на территории Украины и к мирным переговорам.

Скандальный балет «Нуреев»

За десять лет, пока Урин руководил Большим театром, главную сцену страны постигли как большие удачи, так и разочарования. Не обошлось и без скандалов.

Так в 2017 году одной из самых резонансных балетных премьер стала постановка «Нуреев», получившая возрастное ограничение 18+. Режиссером и автором либретто балета, который шел в Большом театре пять лет, стал Кирилл Серебренников. Премьеру, запланированную на 11 июля 2017 года, Урин внезапно отменил за три дня до выпуска, и состоялась она только через пять месяцев, 9 и 10 декабря.

Очередь за билетами на балет «Нуреев» в постановке режиссера Кирилла Серебренникова у касс Большого театра

Очередь за билетами на балет «Нуреев» в постановке режиссера Кирилла Серебренникова у касс Большого театра

© Фото: Станислав Красильников / ТАСС

На следующий день после премьеры Lenta.ru писала, что скандальный балет Серебренникова «Нуреев» собрал в Большом всю российскую элиту: «Вокруг театра в этот вечер стояли уличные решетки, которые обычно ограничивают напор толпы на демонстрациях. Масса полиции. Билеты на "Нуреева" продавали только в кассах (никакого интернета) и только по паспортам, чтобы оставить без работы перекупщиков... Партер в кассах не продавался вообще — его отдали по брони депутатам и спонсорам; балетоманы свисали с ярусов. В день премьеры в Большом можно было встретить и Ксению Собчак, и Дмитрия Пескова, который назвал спектакль "мировым событием"».

Ожидавшегося скандала ни на премьере, ни на последующих показах не состоялось — все ждали обнажений на сцене, но их не было, вошедшие в постановку слайды с Нуреевым выглядели пристойно, а его роман с датским танцовщиком Эриком Бруном был представлен в спектакле дуэтом, где артисты почти не касались друг друга

Тем не менее в апреле 2023 года Владимир Урин сообщил, что «Нуреев» снят с репертуара.

«Русалка» в постановке Кулябина

Другим ярким событием в жизни ГАБТ, случившимся в годы руководства Урина, стала постановка в марте 2019 года оперы Дворжака «Русалка». В Большом ее раньше не ставили, режиссером спектакля выступил молодой Тимофей Кулябин, и его постановка классической оперы тоже вызвала немало обсуждений. «Известия» писали после премьеры: «...в какой-то момент завороженного зрителя посещает дерзкая мечта: а что, если в этой восхитительной стилистике режиссеру удастся продержаться весь спектакль? Увы, режиссерское и зрительское желания расходятся. Далее в ход идут наркоманы, метросексуалы, наглые охранники, дамы с пониженной социальной ответственностью, униженные мигранты, врачи-садисты, больничные палаты и прочие "приятные" персонажи и объекты».

Большой в пандемию

Во время пандемии, когда во многих театрах заболевали артисты и отменялись спектакли, в Большом выпустили десять премьер, в том числе с западными постановщиками.

В интервью «Российской газете» Владимир Урин объяснил, как этого удалось добиться: «...на репетициях старались до самого последнего момента не собирать коллективы на массовые сцены, то есть организовывали работу так, чтобы минимизировать риск заражения. Но цифра заболевших в театре — около 600 человек — говорит сама за себя. Целый ряд спектаклей был под угрозой срыва. Но только один спектакль мы отменили на Исторической сцене: в начале сезона Ильдар Абдразаков заболел на "Дон Карлосе", где пел вместе с Аней Нетребко и Юсифом Эйвазовым. Несколько спектаклей пришлось отменить на Камерной сцене: там у нас тесное пространство, заболели артисты хора. Но в целом все, что было запланировано в сезоне, мы сделали».

Главной сенсацией того сезона стала премьера в ГАБТ четырех балетов, поставленных зарубежными хореографами, — «Четыре персонажа в поисках сюжета».

Фрагмент одного из балетов цикла «Made in Bolshoi»

Фрагмент одного из балетов цикла «Made in Bolshoi»

© Фото: Александр Щербак / ТАСС

Пласидо Доминго, Анна Нетребко, Ильдар Абдразаков выступали в текущем репертуаре театра. На сцену Большого выходили Оксана Дыка, Эрвин Шротт, Хавьер Камарена и многие другие.

Некоторые громкие события сезона тогда пришлось перенести. Запланированные на март 2020 года мировые премьеры одноактных балетов «Танцемания», Made in Bolshoi и «Времена года» несколько раз переносились из-за пандемии и состоялись лишь в июле 2022-го.

Про скандалы в соцсетях

Однако не все зрители были доброжелательны к постановкам пандемийного сезона. В октябре 2020 года скандал разразился вокруг видео, снятых Анной Нетребко в Большом и выложенных в сеть. В ГАБТ тогда давали оперу «Манон Леско», где главную партию исполнял супруг певицы Юсиф Эйвазов. Реакция подписчиков Нетребко на видео со спектакля была жесткой. Многих из них процитировала «Комсомольская правда»:

«Россияне делятся впечатлениями от скандальной постановки и недоумевают, зачем "в главном театре страны показывают извращения и бесстыдства". "И это в Большом?!", "Это точно Большой театр?", "Совсем уже деградировали!", "В Большом показали бесстыдство. Дожили", "Боже и что это было? Кошмар", "Что за извращения?" — пишут фолловеры»

Постановка действительно оказалась крайне непривычной для российской публики. Отдельно зрители отметили появление на сцене культуриста, голой женщины, яркие и вызывающие костюмы и неожиданные режиссерские решения. Впрочем, музыку великого Пуччини не способно испортить ничто.

Давка в очереди на «Щелкунчика»

Последняя вспышка скандалов вокруг Большого пришлась на ноябрь этого года, когда стало известно о давке в очереди в кассу ГАБТ за билетами на балет «Щелкунчик». Традиционно его показывают на сцене Большого перед Новым годом и в первой половине января. В 2023 году премьера «Щелкунчика» состоится 23 декабря. Заявленная стоимость билетов составила от полутора до 20 тысяч рублей. Однако еще с конца октября перекупщики стали предлагать места в очередь за билетами на спектакль по 15 тысяч рублей.

10 ноября к зданию приехали сотрудники ОМОН, машина реанимации и скорая помощь. По информации «Известий», две девушки пострадали, когда было объявлено, что билетов на всех не хватит, и очередь стихийно двинулась вперед. В очереди стояли порядка 400 человек, первые из них занимали свои места еще восьмого ноября.

Про нового директора Большого театра

Как сообщает РБК, новым директором Большого театра стал дирижер, художественный руководитель и генеральный директор Мариинского театра Валерий Гергиев. Распоряжение об этом подписал Михаил Мишустин.

Можно сказать, что для дирижера это своего рода возвращение в родной город, ведь именно в Москве он родился 2 мая 1953 года. Но свое детство Гергиев провел во Владикавказе, а затем прочно связал свою жизнь с Петербургом — окончил Ленинградскую консерваторию, уже в 1977 году пришел в Мариинский (ранее — Кировский) театр.

Новый генеральный директор Большого театра, дирижер Валерий Гергиев (слева) и бывший генеральный директор Большого театра Владимир Урин в зале Большого театра

Новый генеральный директор Большого театра, дирижер Валерий Гергиев (слева) и бывший генеральный директор Большого театра Владимир Урин в зале Большого театра

© Фото: Дамир Юсупов / Пресс-служба Большого театра / РИА Новости

Валерий Гергиев считается самым известным российским дирижером в мире. За его плечами многолетние сотрудничество с нью-йоркскими Метрополитен-опера и Карнеги-холл, а также Роттердамским филармоническим оркестром. Он был главным дирижером Лондонского симфонического и Мюнхенского филармонического оркестров, работал с миланским театром Ла Скала, Венским симфоническим оркестром. С последними пришлось расстаться в 2022 году в силу международной ситуации.

Также Валерий Гергиев известен как создатель многочисленных фестивалей классической музыки. Ему принадлежит идея проведения фестивалей имени Чайковского, Прокофьева, Римского-Корсакова, а также Московского пасхального фестиваля. И это далеко не полный список.

С 2018 года Валерий Гергиев также входит в Совет по культуре и искусству при президенте России.