«Времена, когда артисты превращались в путан, прошли». Владимир Конкин — о своих коллегах, ролях и лихих 90-х
О детстве и девчонках
Мое «саратовское детство» — разное. И болел часто, и с мальчишками конфликтовал… Мама советовала: «Володенька, дружи лучше с девочками, они тебя дурному не научат».
Маму я слушал и, в общем, был примерным мальчиком. Читал книги, рассказывал девчонкам истории, которые придумывал на ходу. Еще играл с мальчишками в гильзы, которыми надо было стучать о стену.
О встрече с Москвой и зеленом паровозе
Впервые я оказался в Москве вместе с родителями в 1956 году. Мне было пять лет. Мама с папой приехали к фронтовому другу отца, который жил в угловом доме на Тверской-Ямской. Этого дома давно уже нет.
Мы ходили в музеи, Третьяковскую галерею, но больше всего меня поразил магазин «Пионер», находившийся недалеко от того дома. Там можно было купить конструкторы и много другого интересного для ребенка. Папа часто покупал мне конструкторы — я увлекался моделированием.
Москву я сразу полюбил, как, думаю, любой советский ребенок
Каждый год мы с папой приезжали сюда за покупками и на премьеры. У папы, ревизора на железной дороге, раз в год был бесплатный билет на поезд — причем в купе, и, как правило, мы ездили в Москву. Перед этим мама говорила папе: «Леша, в Малом театре премьера — "Волки и овцы", надо бы посмотреть». И мы втроем садились в купе и на зеленом паровозе с красными колесами приезжали в столицу.
Эти путешествия так полюбились моему сердцу, что я сам, будучи уже взрослым, так часто делал и делаю. Вот приспичило сейчас куда-то поехать, и я еду. Моя мама говорила: «Володенька, я хочу жить или в Киеве, или в Москве». Я прожил в Киеве шесть лет и живу в Москве уже 47-й год, и мама с папой были у меня и там, и здесь.
О квартире прабабушки и трагедии
Мои бабушки и прабабушки были москвичками. На Манежной площади в доме номер девять в огромной квартире на первом этаже жила моя прабабушка Зинаида Сергеевна. В эту квартиру я часто приезжал, и она была моя любимая.
В результате из ее квартиры сделали музей Елизаровых, а ей дали квартиру на Семеновской. Для нее это стало трагедией. Я забрал прабабушку в свой дом.
О своем районе и троллейбусах
Живу я в районе Сокол. Мне кажется, Сокол — один из самых замечательных районов. Из окошка вижу храм, парк… и для меня это важно.
Признаюсь, я люблю исторические районы и дома. Да, я живу не на Арбате, как Окуджава, но к Соколу прирос, обожаю его.
Когда убрали троллейбусы, стало еще чище — пропала так называемая графитовая пыль. Хотя есть и чувство ностальгии по троллейбусам. Я же родом из Саратова, а там были троллейбусы, и я гордился, что троллейбусы из Энгельса ходят по всей стране. Но времена идут, и жизнь вносит свои коррективы.
О Кончаловском и отношениях
Я снимался в легендарном фильме Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных». Андрей Сергеевич — удивительная личность, невероятно многогранная. Во многом — спорная. Впрочем, каждая яркая индивидуальность вызывает различные мнения.
Работалось мне с ним хорошо… Мы с ним не виделись где-то лет 20. Но мне кажется, что наши отношения остались товарищескими.
О Василии Лановом и Павле Корчагине
Василий Лановой сыграл роль Павла Корчагина еще до меня. Не боялся ли я сравнений с ним? Нет. Кстати, Лановой не первый, а второй исполнитель роли Корчагина. Первый — Виктор Перес-Петренко. Он пошел добровольцем на фронт и в первом же бою погиб. Так что и у Ланового можно было бы спросить: «А вы не боялись сниматься после Виктора Перес-Петренко?»
Лично я не создавал никаких конфликтных ситуаций во время съемок, как, впрочем, и вообще в жизни. Никогда не завидовал, не ревновал.
Возвращаясь к Лановому… В прошлом веке, когда мы встречались с Василием Семеновичем, отношения между нами были прохладные. А с 2000 года мы начали вместе выступать на одной сцене, и между нами появилась теплота. Лановой понял, что я лишен зависти или жажды первенства, и это нас сблизило.
О Станиславе Говорухине и Владимире Шарапове
Существует мнение, что Говорухину за свою жизнь удалось снять всего одну хорошую картину — «Место встречи изменить нельзя»... А я скажу так: Станислав Сергеевич снял картину на все времена и для всех народов. И памятники стоят нашим героям — Шарапову и Жеглову, и фильм повторяют каждый месяц. Но я эту картину не пересматриваю. И так знаю наизусть.
Я вижу много недостатков в своей игре и сейчас многое бы исправил. Но тогда нужен был молодой Шарапов, а не умудренный опытом и наделенный сединами, как сейчас
К остальным картинам Говорухина отношусь спокойно. Ну, посмотрел и посмотрел…
О гонорарах и путанах
В 80-е годы я ездил на Volvo, в 90-е годы ездил на Mercedes. Да, меня тоже не обошли проблемы, которые подстрегают актеров, но Господь милостив к тем, кто не впадает в уныние. Мне некогда было рефлексировать и метаться из стороны в сторону. Семья, трое детей, жена-домохозяйка.
Слава Богу, что лихие 90-е, когда хорошие артисты превращались в бандитов, путан и прочее, прошли. Надеюсь, навсегда.
О кино и кошечках
Предложений о съемках я не получаю. Более того, не хочу их получать. У меня совсем другая жизнь. Я пишу книгу. В книгах я и главный режиссер, и герой, и кошечка, и собачка, и тетя, и дядя, и облачко, и листья…
На мой взгляд, сейчас нет настоящего кино. Разве эти «бесконечные блины» на скорую руку — кино? Вероятно, есть добровольцы, которые это делают, но я ценю свое время.
О скуке и Родине
Люблю отдыхать в своем загородном доме. Прилип к этому месту. Но это не значит, что я нигде больше не бывал и не бываю.
Много ездил по Европе и Америке, но, честно признаюсь, у меня нет никакой ностальгии по зарубежным курортам и столицам. Все это ерунда. Лучше России нет ничего, и я всегда был в этом убежден. В США уже на десятый день начинаешь скучать, потому что там все одинаковое, а в нашей стране никогда не скучно.