Опубликовано 06 ноября 2016, 12:00

Секретные подписи в московском метро

МОСЛЕНТА решила показать своим читателям автографы архитекторов и декораторов столичной подземки
Архитекторы и декораторы метрополитена известны в узких профессиональных кругах. Но подавляющее большинство людей, ежедневно пользующихся подземкой, о них ничего не знает. Некоторые авторы совсем не готовы мириться с такой несправедливостью, поэтому расписываются прямо в вестибюлях. Некоторые автографы, которые удалось обнаружить блогерам и журналистам, МОСЛЕНТА решила показать своим читателям.
Секретные подписи в московском метро
Максим Змеев / Reuters

Архитекторы и декораторы метрополитена известны в узких профессиональных кругах. Но подавляющее большинство людей, ежедневно пользующихся подземкой, о них ничего не знает. Некоторые авторы совсем не готовы мириться с такой несправедливостью, поэтому расписываются прямо в вестибюлях. Те автографы, которые удалось обнаружить блогерам и журналистам, МОСЛЕНТА решила показать своим читателям.

Практически все станции метрополитена в Москве и других городах России спроектированы институтом «Метрогипротранс» — правопреемником основанного в 1933 году «Метропроекта». В конкурсы на создание новых станций иногда привлекают сторонних архитекторов, но пока им не удавалось выиграть у государственного института. В том числе и потому, что для работников «Метрогипротранса» создание станций является почти рутинным делом — многим специалистам принадлежит авторство сразу нескольких вестибюлей.

Возможно, пытаясь разнообразить рутину, архитекторы оставляют в своих произведения «пасхалки» — автографы, которые не так-то легко заметить невооружённым глазом. Но зоркие блогеры некоторые из них всё же смогли разыскать. Например, на станциях «Строгино» и «Волоколамская» подписи архитекторов увидел блогер Алексей Гончаров.

«Строгино»

Это одна из современных станций. Хотя её строительство началось в первой половине 90-х годов в составе проектировавшейся Митино-Бутовской хорды, однако достроили станцию только к 2008 году. Строительство велось силами СМУ-155 ОАО «Трансинжстрой».

«Волоколамская»

Станция «Волоколамская» стала одной из самых красивых в столичной подземке постсоветского периода. Проект, автором которого стал коллектив архитекторов ОАО «Метрогипротрас», победил на конкурсе Союза московских архитекторов «Золотое сечение 2011».

Своды станции с аркадами достигают восьми метров и образуют развитую по вертикали неоготическую композицию. Вестибюли выполнены в форме парковых павильонов с дугообразными входами, обращёнными к жилому району. Фасады и стены интерьеров облицованы полированным светло-коричневым гранитом.

Помимо «Волоколамской», тёзки Александр Орлов и Александр Некрасов вместе создали шесть станций метро. Большинство проектов выполнили в соавторстве с Викторией Сычёвой. Поэтому вполне вероятно, что «пасхалки» можно найти в вестибюлях ии других станций, например, «Аннино», «Печатники», «Парк Победы» и «Международная». Кроме того, Орлов, Сычёва и ещё несколько архитекторов создали три станции МЦК.

Последние работы Некрасова, который с 2011 года руководит архитектурной мастерской «Метрогипротранс», были над станциями северного участка Люблинской линии. Созданные им «Бутырская» и «Фонвизинская» открылись в сентябре. Возможно, там тоже спрятаны «пасхалочки».

«Новослободская»

Станцию метро «Новослободская» задумали ещё до Великой Отечественной войны. Изначально планировалось сделать для неё витражи из уранового стекла — тогда бы они были зелёными и сияли в темноте флуоресценцентным светом, создавая иллюзию естественного освещения (эта идея очень волновала архитекторов, работавших в подземке в то время). Но в 1950-е годы уранового стекла строителям не выдали, и было решено делать из цветного.

Для создания рисунка привлекли художника Павла Дмитриевича Корина. По его эскизам 32 витражных панно отлили латвийские художники. При этом использовали стёкла, хранившиеся в кафедральном соборе Риги и предназначавшиеся для костелов. На одном из панно Корин оставил автограф.

Лауреат Сталинской премии Павел Дмитриевич Корин был из семьи потомственных иконописцев. Всю жизнь он реставрировал церкви и собирал иконы. Довелось ему помогать Михаилу Васильевичу Нестерову расписывать Марфо-Мариинскую обитель.

Павлу Дмитриевичу мы обязаны восстановлением фресок во Владимирском соборе Киева и мастерской Пушкинского музея, реставрацией полотен Дрезденской галереи и самой известной в России коллекцией икон. Их Корин незадолго до смерти завещал Третьяковской галерее. Вместе со своим домом и всем, что в нём находилось.

Также Павлу Корину принадлежат мозаичные плафоны на станции «Комсомольская» кольцевая и мозаики на «Смоленской» и «Павелецкой». Возможно, там тоже есть подпись потомственного иконописца.

«Румянцево»

На 199-й станции московского метро «Румянцево» тоже есть автограф, правда, не архитектора, а строительной компании. И непонятно, специально его оставили или забыли стереть. «Пасхалку» обнаружил перед открытием станции этой зимой блогер bluesmaker.

«Нашел своеобразное “пасхальное яйцо” от наших коллег. На стекле логотип фирмы. Прикольно. Я знаю, что иногда такие вот штуки можно увидеть на станциях, разработанных Метрогипротрансом. Там можно увидеть фамилии и инициалы архитекторов», — пишет блогер.

«Парк победы»

Подписываются под выполненной работой в метро не только архитекторы-художники, но и сварщики. Именно такую профессию, по всей вероятности, имеет таинственный Юрий, который уже несколько лет оставляет в московской подземке автографы. Два из них обнаружил, не указав локацию, блогер Константин Коновалов.

Позже ещё один щит с надписью нашёл Алексей Гончаров на станции метро «Парк Победы». Слово там другое, но фирменный стиль выдаёт мастера.

При входе на один из эскалаторов на станции метро «Парк Победы» сварочным аппаратом нанесены надпись «УРА» и силуэт пятиконечной звезды. Автор подписался именем Юра. Искать их следует в аванзале, перед верхними (короткими) эскалаторами.

В руководстве метро Юрия назвали вандалом, признавшись, что не знают, кто он и как умудряется работать сварочным аппаратом в вестибюлях станций. Подписчики Коновалова предположили, что Юра делает надписи на металлических щитах ещё на заводе — до того, как их устанавливают на станциях. Меняют эти настилы крайне редко, так что кем бы ни был Юра, похоже, он нашёл свой путь в вечность.