Опубликовано 18 августа 2016, 13:40

«Москве нужен новый Золотой век!»

Самую красивую Москву я не застала просто потому, что поздно родилась. С моей точки зрения, это Москва сталинская. Сложилось так, что годы его правления стали для нашего города золотым веком. Ведь в свое время, утеряв столичный статус, Москва превратилась в провинциальный город.
«Москве нужен новый Золотой век!»
Александр Сенцов / ТАСС

Оперная певица и депутат Госдумы от партии «Единая Россия» Мария Максакова рассуждает об архитектурных ценностях столицы и новой, пёстрой Москве, потерявшей свою индивидуальность. Что будет дальше, задаёт Мария риторический вопрос, что будут делать наши дети и внуки через 80 лет с тем, что градоначальники-временщики строят сегодня.


Самую красивую Москву я не застала просто потому, что поздно родилась. С моей точки зрения, это Москва сталинская. Сложилось так, что годы его правления стали для нашего города золотым веком. Ведь в свое время, утеряв столичный статус, Москва превратилась в провинциальный город. Перенос столицы из Санкт-Петербурга был связан с пониманием большевиками того факта, что в этом протестно настроенном городе им не удержаться, проще сделать центром тихую старушку Москву. Сделали, и сделали успешно!

Город строился по классическим канонам, и знаменитый сталинский ампир до сих пор служит украшением, по-моему, ничего лучше выстроено в Москве с тех пор не было. Практически все эти здания имеют архитектурную ценность.

Я выросла как раз в таком доме, выстроенном в 30-е годы по проекту знаменитого архитектора Алексея Щусева в Брюсовом переулке. Это монументальный и выделяющийся своим масштабом дом, известный как Дом артистов Большого театра. Он действительно строился как кооперативный, и на момент строительства уже было известно, в какой квартире кто будет жить. К этому времени Щусев завершил свои художественные поиски и освоение классического наследия, так что смог применить все знания и навыки для создания действительно выдающегося здания.

В этом доме он даже внедрил специальную систему шумоизоляции, чтобы певцы и музыканты не мешали друг другу. Щусев спроектировал большие комнаты для возможности репетиций, разработал габариты пространств для размещения рояля и его доставки в квартиры. Все было сделано для удобства жильцов, для того, чтобы они могли не просто прийти переночевать, но и репетировать, и общаться друг с другом. Здесь был важный дворник в ливрее. Вход во внутренний двор закрывался коваными воротами, на которых красовалось выкованное изображение Большого театра. Ну, а во дворе бил большой фонтан, в котором жили рыбки.

Для Сталина всё это было важным. Большой театр, как и Москва в целом, был визитной карточкой, улыбкой страны, за которой прятался звериный оскал тирании. К тому же за собранными вместе неспокойными артистами легче было приглядывать. А жильцы этого дома все были людьми творческими — одни мемориальные доски на фасаде с перечисленными ниже фамилиями говорят сами за себя: скульптор Иван Шадр; дирижеры Николай Голованов и Александр Мелик-Пашаев; артисты балета Александр Годунов, Людмила Власова и Ольга Лепешинская; оперные певцы Иван Козловский, Александр Пирогов, моя бабушка – Мария Максакова, Надежда Обухова, Антонина Нежданова, в честь которой Брюсов переулок был временно переименован и в 1962–1994 годах назывался улицей Неждановой. Этот дом даже называли «поющий корабль».

Я люблю старый московский центр, где гуляла в детстве по бульварам, где бегала в школу в Собиновском переулке, но от того городского центра уже мало что осталось, к сожалению. Точечная застройка еще в конце прошлого века уничтожила всю стройность архитектурных замыслов мастеров 30-50-х годов. Сейчас от пестроты стилей рябит в глазах, но главная беда даже не в этом. Наши новостройки архитектурно, художественно убоги. Если старые дома реконструируются, в них до сих пор хочется жить, но что наши дети и внуки будут через 80 лет делать с тем, что градоначальники-временщики строят сегодня? Это нельзя будет даже реконструировать – только снести.

Город теряет свою индивидуальность. И в нем хронически не хватает парков. Особенно в центре, где каждый квадратный метр превращен в автостоянку. А ведь это лёгкие города, это комфорт и здоровье жителей – одна из самых важных забот городского начальства. Обещали, например, разбить уникальный парк на месте снесенной гостиницы «Россия», надеемся и ждём, что он появится в ближайшие годы.

Сейчас я предпочитаю жить за городом. Для меня лучше встать рано утром и потратить какое-то время на дорогу, но дышать свежим воздухом и видеть за окном зелень, а не парковку. У меня есть квартира в «сталинском» доме на Пресне, но я не часто остаюсь там надолго. Особенно летом, когда в городе беспрерывно идут невнятные ремонтно-строительные работы.

Мне кажется, что главная беда столицы заключается в отсутствии у городских властей внятного и согласованного с гражданами представления о том, какие стройки и перемены нужны Москве, в отсутствии целостного видения архитектурного облика города. Нужен единый художественно-архитектурный проект столицы, выполненный не временщиками, а на века. Москве нужен новый Золотой век!