Опубликовано 14 сентября 2016, 21:01

Первый советский пассажирский самолёт отправился в первый рейс

Ту-104 вылетел из Москвы в Омск и Иркутск
15 сентября 1956 года совершил первый регулярный рейс первый советский пассажирский реактивный самолёт Ту-104. Он вылетел из Москвы и отправился в Омск, а затем в Иркутск.
Пассажиры обедают на борту первого советского реактивного пассажирского самолёта ТУ-104. 15 сентября 1956 год.
Пассажиры обедают на борту первого советского реактивного пассажирского самолёта ТУ-104. 15 сентября 1956 год.
Валерий Шустов / РИА Новости

15 сентября 1956 года совершил первый регулярный рейс первый советский пассажирский реактивный самолёт Ту-104. Он вылетел из Москвы и отправился в Омск, а затем в Иркутск.

За основу первого пассажирского самолёта был взят удачный бомбардировщик Ту-16 (самолёт «104» даже одно время носил индекс Ту-16П – «пассажирский»), чтобы выгадать ресурсы и время на общей отработке конструкции. Облегчалась тем самым и задача подготовки лётно-технических кадров, экономили и на наземном эксплуатационно-ремонтном оборудовании.

Это не могло не сказаться на качестве самолёта. Существовала даже злая шутка: «Ту-104 – самый быстрый самолёт: за две минуты до могилы довезёт». Аварийность новой машины по современным меркам была просто за гранью разумного. За всю историю эксплуатации серьёзные аварии потерпели 37 машин – 18% от общего числа выпущенных. Первая крупная авария случилась уже в 1958 году: самолёт упал, исчерпав запас топлива.

Но даже при этом Ту-104 был куда надёжнее, чем его английский конкурент «Комет» компании «Де Хэвилленд» (23% потерянных машин): тот мог развалиться в воздухе из-за усталости деталей, так как был крайне небрежно спроектирован.

В 1960 году первый советский пассажирский авиалайнер был снят с производства и успешно вытеснялся из «Аэрофлота» турбовинтовыми лайнерами Ил-18. Но последние Ту-104 убрали с регулярных авиалиний только в 1979 году.

К тому времени машину облюбовали военные - для тренировок пилотов морских ракетоносцев, в качестве летающей лаборатории, для метеорологических исследований и как штабной самолёт. Окончательно Ту-104 перестали летать только в начале 1981 года после того, как на военном аэродроме под Ленинградом разбилась перегруженная машина, принадлежавшая ВМФ СССР. Тогда на её борту погиб почти весь командный состав Тихоокеанского флота.

На сайте используются cookies. Продолжая использовать сайт, вы принимаете условия