Первый советский пассажирский самолёт отправился в первый рейс
Ту-104 вылетел из Москвы в Омск и Иркутск15 сентября 1956 года совершил первый регулярный рейс первый советский пассажирский реактивный самолёт Ту-104. Он вылетел из Москвы и отправился в Омск, а затем в Иркутск.
За основу первого пассажирского самолёта был взят удачный бомбардировщик Ту-16 (самолёт «104» даже одно время носил индекс Ту-16П – «пассажирский»), чтобы выгадать ресурсы и время на общей отработке конструкции. Облегчалась тем самым и задача подготовки лётно-технических кадров, экономили и на наземном эксплуатационно-ремонтном оборудовании.
я выбрал вместо рекламы.
Это не могло не сказаться на качестве самолёта. Существовала даже злая шутка: «Ту-104 – самый быстрый самолёт: за две минуты до могилы довезёт». Аварийность новой машины по современным меркам была просто за гранью разумного. За всю историю эксплуатации серьёзные аварии потерпели 37 машин – 18% от общего числа выпущенных. Первая крупная авария случилась уже в 1958 году: самолёт упал, исчерпав запас топлива.
Но даже при этом Ту-104 был куда надёжнее, чем его английский конкурент «Комет» компании «Де Хэвилленд» (23% потерянных машин): тот мог развалиться в воздухе из-за усталости деталей, так как был крайне небрежно спроектирован.
В 1960 году первый советский пассажирский авиалайнер был снят с производства и успешно вытеснялся из «Аэрофлота» турбовинтовыми лайнерами Ил-18. Но последние Ту-104 убрали с регулярных авиалиний только в 1979 году.
К тому времени машину облюбовали военные - для тренировок пилотов морских ракетоносцев, в качестве летающей лаборатории, для метеорологических исследований и как штабной самолёт. Окончательно Ту-104 перестали летать только в начале 1981 года после того, как на военном аэродроме под Ленинградом разбилась перегруженная машина, принадлежавшая ВМФ СССР. Тогда на её борту погиб почти весь командный состав Тихоокеанского флота.