Раскрыты особенности обслуживания первых клиентов московского ЦУМа
Особенности обслуживания первых клиентов московского ЦУМа раскрыла «Мослента». Центральный универсальный магазин появился в столице в 1885 году, но сначала носил другое название — «Мюр и Мерилиз», по фамилиям своих основателей.
Площадь в полторы тысячи квадратных метров с первых дней существования универмага была заполнена женской одеждой, парфюмерией, обувью, коврами, игрушками, предметами для обустройства дома, мебелью и другими товарами. Все это было отменного качества, с этикетками русских и зарубежных фирм.
Цены были вполне демократичными и фиксированными. Последнее удивило покупателей, ведь до этого они везде имели право на торг. В новом универмаге также разрешалось обменивать и возвращать товары, чего в других магазинах в те годы не было. Нужные вещи можно было заказать из любого города Российской империи.
Известный драматург Антон Чехов писал своей сестре из Ялты: «Милая Маша, поскорее скажи Мерилизу, чтобы он выслал мне наложенным платежом барашковую шапку, которая у него в осеннем каталоге называется бадейкой (№ 216). Выбери мягкую, размер 59 сантиметров. Если фуражки-американки (№ 213) теплы, то пусть Мерилиз пришлет еще и фуражку». Упомянутый им каталог выпускался четыре раза в год.
В универмаге «Мюр и Мерилиз» посетителей обслуживала «целая армия угодливых и проворных приказчиков». Они буквально преследовали покупателей, поэтому мало кто выходил на улицу без покупки.
Ранее москвичи вспомнили о визитных карточках покупателя в начале 90-х. Жители столицы рассказали, что в те годы в Советском Союзе произошел продовольственный коллапс.