Звонарь раскрыл подробности о подготовке к Рождеству
Подробности о подготовке к Рождеству и о праздничном звоне раскрыл «Мосленте» звонарь собора Александра Невского в Волгограде Александр Моренов.
Не существует специальной мелодии или ритма для рождественского звона. Есть общая форма — праздничный звон, остальное зависит от колокольни, количества колоколов, системы управления и звонаря, от того, насколько он музыкален, есть ли у него опыт и умеет ли он импровизировать
И все же к Рождеству звонарь готовится особо, отметил Моренов. Во время поста он очищается в ожидании этого праздника. «Приходит волнение — как я смогу выразить все это, поделиться такой великой радостью?» — признался собеседник «Мосленты».
Ночной рождественский звон — сдержанный и самый таинственный, продолжил он.
Ты поднимаешься на колокольню, стоишь в тишине и ждешь, что вот сейчас эти звуки польются, а подавать их надо сдержанно. Рождество, рождение, Христос в яслях — это нежность и простота, тихая радость и свет
По традиции, служба совершается ночью, когда люди вокруг спят. Сам настоятель храма часто предупреждает: «Звоните поменьше», заметил Моренов.
В районе полуночи служба обычно начинается с благовеста — церковного звона одним большим колоколом. Потом идет трезвон — праздничный радостный звон в несколько колоколов в три приема. «Это и есть торжественный момент — начало службы, и звонарь здесь уже полностью раскрывается. Конец службы, завершение — это такой же наполненный, праздничный звон, но опять сдержанный, не такой продолжительный, каким положено быть трезвону. Потому что и здесь время позднее — три часа ночи», — уточнил собеседник «Мосленты».
Для тех, кто не смог пойти на ночную службу, во многих храмах она повторяется с восьми утра. Звонарю удается поспать буквально два-три часа, после чего нужно идти на новую службу.
«Но силы обычно остаются, потому что тебя переполняет состояние праздника, эти эмоции. Так что на утренней рождественской службе не чувствуешь себя усталым, звонишь во все колокола», — заключил звонарь.
Ранее стало известно о зарплате фонарщиков в дореволюционной Москве.