Юбилейный Патрик
Основатель и организатор «Недели ирландского кино» — об истории парада святого Патрика в МосквеПятая «Неделя Ирландии», которая открывается сегодня в Москве, обещает стать самой яркой и разноплановой за все время своего проведения. Во-первых, год юбилейный: московский парад святого Патрика будет проводиться в 25-й раз, фестиваль ирландского кино — в 10-й. А во-вторых, на днях РПЦ официально назначила 30 марта днем крестителя Ирландии, отчего «Неделя…» превратилась в две, растянувшись между католическим (17 марта) и православным Патриками. МОСЛЕНТА узнала у режиссера Джерарда Майкла МакКарти, который уже больше 20 лет живет в России, как в 1992-м проходил первый ирландский парад на Арбате.
Джерард Майкл МакКарти, режиссер, основатель и организатор фестиваля ирландского кино в Москве
Все становятся ирландцами
Парад святого Патрика, в каком бы городе мира он не проходил: в Москве, Нью-Йорке, Мельбурне или Рио-де –Жанейро, всегда был в первую очередь праздником ирландской диаспоры. Так мы вспоминаем свои корни и делимся с людьми, среди которых живем, радостью от пришедшей весны и от жизни вообще. И эти наши парады везде проходят так ярко, музыка и веселье так заряжают и участников и зрителей, что мы говорим — на этот день все люди в мире становятся ирландцами. Со значительной долей иронии, конечно: всего-то нас 3,6 миллиона дома, в Австралии и Англии еще примерно по 2 миллиона, 4 миллиона в Канаде, плюс самая большая диаспора в Америке - 33 миллиона человек.
Праздник этот у нас всегда был семейным, когда мы с родителями собираемся, встречаемся, выходим вместе в город. В Дублине это вообще главное театральное шоу за год, где стараются выступить все главные театральные, танцевальные и музыкальные коллективы страны. Теперь-то парад и празднования охватывают весь город, а раньше они проходили главным образом на центральной улице Дублина, О'Коннелл стрит, которая объединяет две части нашей столицы и где много символических для нас мест. Например, наш «Главпочтамп», который в 1916 году был центром «Пасхального» восстания.
Зеленый город
Парад на Арбате очень похож на наш, с О'Коннелл стрит. И вся эта атмосфера праздника, театральные выступления, концерты и гуляния в Москве сейчас стали напоминать дублинские. Только в Дублине в этот день народу сильно больше — теперь еще сотни тысяч людей приезжают и из Америки, и из Европы, и даже из Японии, просто чтобы этот карнавал увидеть. Общее настроение настолько позитивное, что это именно день веселья, а драк и вообще преступлений очень мало на Патрика происходит. И полиция мало кого задерживает — всем понятно, что люди в этот день веселятся и выпивают. Весь центр перекрыт, становится пешеходным, и часов с 11 — 12 все целый день гуляют и празднуют.
И, как и в Дублине, мы в этот день стараемся подсветить зеленым какой-нибудь известное здание — мы это называем «озеленить город», greening the city. В Москве это обычно — редакция «Известий» и еще несколько зданий на Пушкинской площади, один раз мы так подсвечивали арку главного входа Парка Горького. Все это возможно потому, что правительство Москвы полностью праздник поддерживает, а помогает его финансировать наше министерство туризма.
История московского парада
Первый парад на Арбате, насколько я помню, прошел в 1992 году. Так получилось, потому что в Москве тогда было очень много ирландцев, которые приехали сюда открывать и запускать первые магазины Duty-free в Шереметьево.
Дело в том, что у нас в аэропорту города Шаннон находится самый первый и старый Duty-free в мире, он еще в 1947 году открылся. И летчики «Аэрофлота», когда приземлялись там, чтобы заправить самолет, всегда в нем закупались. Так что наши Duty-free у вас знали, и когда в СССР в 1988 решили открывать первый такой магазин, обратились к ирландцам.
Когда в Шереметьево все хорошо получилось, такой магазин решили открыть и в центре Москвы: система «Березок» уже начала тогда закрываться, а импортные товары пользовались спросом. И наши ребята предложили открыть в центре Москвы валютный магазин с открытым доступом. Здесь к тому моменту была пара тысяч ирландцев, поэтому решили: раз уж делаем магазин, давайте и бар устроим на втором этаже. И летом 1991 открыли «Ирландский торговый дом на Арбате», в доме 20.
Все наши, кто здесь работал на этом проекте, решили отметить день святого Патрика. Я так понимаю, что на одном из совещаний в мэрии кто-то из них предложил провести официальный праздник. Идею одобрили, напротив «Ирландского дома» построили трибуну, на которой тогда собрались все московские ирландцы и те, кто с ними работал. И они провели этот парад в таком стиле, как это уже было принято везде в мире.
И уже потом год за годом стали появляться платформы, команды в одинаковой форме из ирландских компаний, которые здесь работали. И в 1997-1998 годах парад на Арбате стал очень большим, потому что самих ирландцев тут работало гораздо больше. Но после кризиса в августе 1998 многие уехали, компании сократили штат в России, шествие стало поменьше. Со временем главной площадкой, откуда теперь парад стартует, и где проходит много концертов ирландской музыки, выступлений танцевальных коллективов, стал парк «Сокольники». И людей в этот день туда уже приходит, по-моему, не меньше, чем в лучшие годы на Арбат. Сам парад уже длится не час, а два с половиной, это если вместе с концертом, люди гуляют, слушают музыку — атмосфера очень хорошая.
Практические рекомендации
Конечно, с Ирландией связано много алкогольных ассоциаций: пиво, виски. Но надо понимать, что утренняя часть: парад и концерт — это семейный праздник, и пьяным туда приходить не стоит. Тем более, что если начинать пить с утра, на концерт-марафон Day and Night, который мы традиционно проводим вечером, сил уже не хватит. Так что свой ресурс стоит рассчитать и днем выпивать умеренно. А утро я рекомендую начать со стандартного ирландского завтрака: яичница, сосиски, бекон, фасоль. И дух Ирландии ощутите, и согреетесь. Хотя в этом году в день парада обещают +4, так что в принципе будет тепло.
И, разумеется, надо одеть что-то зеленое, иначе что о вас подумают ирландцы? Скажут: «Кто-то чужой пришел». Да и москвичи на параде тоже могут смотреть косо, потому что очень многие стараются не только одеться в зеленое, но еще и с флагом прийти, и лицо в цвета ирландского триколора раскрасить. Парад — официальное название, по сути это карнавал, перевоплощение. А на перевоплощении в кельтской мифологии очень многое завязано.
Без пафоса и позы
Я думаю, парад и гуляния в день святого Патрика так популярны, потому что образ этого праздника очень позитивный, веселый, волшебный и добрый. И самое главное – искренний. И «Неделя…» и парад для нас, организаторов — мероприятия некоммерческие: есть компании и ведомства, которые нас поддерживают, но бюджеты — копеечные, и каждый год мы уходим в минус.
Но это даже и не важно, потому что и парад и фестиваль мы делаем не чтобы заработать. Просто мы привыкли так отмечать праздник весны, и главная награда — это увидеть всех московских ирландцев и молодежь, которая поет и танцует с нами, несмотря на лужи и снег. В том году вообще -13 в день парада было, и ничего, все получилось, праздник состоялся.
Один из самых важных моментов, из-за которых Ирландская культура так доступна и популярна, заключается в том, что мы — люди бесхитростные, без пафоса, без позы. И с нами легко, человеческий контакт возникает сразу.
После английского владычества и всех войн, после «великого картофельного голода», который Ирландия пережила в середине XIX века, мы лучше многих понимаем, что жизнь коротка, и стараемся ловить момент, carpe diem — жить настоящим. Находиться среди близких по духу людей, которые ценят жизнь. И если есть внешнее давление — это повод сильнее выражать свою любовь к свободе.
В культуре России и Ирландии вообще много схожего: любовь к искусству, литературе, к рассказу, к драме оправданной или неоправданной. Само ощущение, что ты живешь в стране огромных пустых, незаселенных пространств. Сравнительно новая, но с 1990-х все более актуальная для вас тема иммиграции, уехавших друзей, жизни в чужой стране нам тоже отлично понятна.
Как и вы, уезжая, мы не теряем самоидентификации. Почти никто не считает, что уехал навсегда: он 20 лет будет жить в Штатах, уже и green card у него, а он все равно будет говорить, что обязательно вернется в Ирландию. Я сам в России — больше 20 лет, но не считаю, что эмигрировал.