За Barbie бояться рано
О запрете легендарной игрушки речь не идётСегодня СМИ сообщили, что кукла Barbie может исчезнуть с прилавков российских магазинов. Ассоциация предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) подготовила отзыв на проект поправок в техрегламент «О безопасности игрушек», в котором обращает внимание на эту куклу. Однако, как пояснила МОСЛЕНТЕ президент Ассоциации Антонина Цицулина, речи о запрете пока не идёт. И если кому и стоит бояться, то точно не производителям легендарной игрушки.
Суть дела
Замечания, изложенные в письме АИДТ, касаются в первую очередь новшества, предполагающего проведение обязательной психолого-педагогической экспертизы игрушек перед продажей. Введение такой экспертизы предложило министерство национальной экономики Казахстана.
В АИДТ считают, что в проекте недостаточно полно отражены «критерии риска, влияющие на нравственно-эмоциональное благополучие детей». В частности, не учтены религиозные, национальные и прочие особенности детей многонационального и многоконфессионального Евразийского экономического союза. В пример приводится детская кукла Barbie, которая одета по-европейски и не соответствует ценностям мусульманского мира.
В Минздраве РФ согласны с тем, что перед выходом на рынок товары для детей «должны быть подвергнуты анализу со стороны психологов и педагогов», а также отметили, что игрушки должны иметь возрастную маркировку. В Минпромторге, Роспотребнадзоре и Минобрнауки пока не прокомментировали ситуацию.
Рано паниковать
«С чего вы решили, что речь вообще идёт о запрете куклы Barbie? — удивляется президент АИДТ Антонина Цицулина. — Суть в том, что психолого-педагогическую экспертизу собираются вводить для всех игрушек — то есть даже для кубиков, лопаток, лошадок. И эксперты задались вопросом, а пройдут ли те или иные бренды экспертизу, вот и весь разговор. Поэтому речь именно о каком-то запрете куклы не Barbie не шла, не идёт и дай бог не будет идти».
По её словам, психолого-педагогическая экспертиза — это такая же мера регулирования рынка, как и санитарный контроль. И затронет она как российские, так и зарубежные игрушки. Однако пока о её введении говорить рано.
«У психолого-педагогической экспертизы нет критериев, — пояснила Цицулина. — И по этому вопросу мы хотим созвать научно-практическую конференцию с авторами этого предложения и определиться, как вообще можно её проводить, какие нюансы надо учитывать. Нам кажется, что авторы проекта техрегламента поставили знак равенства между игрой и самой игрушкой. Ведь ребёнок может просто взять обычную палочку и начать ей бить всех».
Но даже сейчас президент АИДТ уверена, что кукле Барби ничего не угрожает, благо производители постарались сделать множество её вариантов, и теперь она многонациональна, многогранна и многолика. «Барби-то как раз-таки экспертизу пройдет», — убеждена Цицулина.
Пока ясно одно — проведение дополнительной экспертизы увеличит стоимость игрушек. Ведь тогда время прохождения товарного контроля вырастет, к тому же потребуется нанять экспертов определённой квалификации, которых ещё надо предварительно обучить.
Контроль за рынком необходим. Как отмечает Цицулина, российский рынок детских товаров вообще отличается большой долей контрафакта - примерно 25%, а доля нелегальных товаров крупных брендов доходит до 40%. Примерно такая же ситуация с игрушками, сделанными по мотивам популярных мультфильмов. Однако психолого-педагогическая экспертиза пока не выглядит действительно беспроигрышным методом.
«Производители той продукции, которая может не пройти эту экспертизу, смогут обойти запрет — не маркировать изделие как детское и продавать свои товары для взрослых. Ничто не запретит покупать её. Наши претензии к проекту поправок в техрегламент «О безопасности игрушек» в том, что заявленные цели и механизм их достижения между собой не согласованы! Возникает очень много вопросов: как этот процесс контролировать, что мы должны спрашивать? Свидетельство о рождении ребёнка? Требовать предъявить самого ребёнка?», — поясняет Цицулина.
Долгая история претензий
Барби начали упрекать в дурном влиянии на детей практически сразу после того, как она поступила в продажу в 1959 году. Претензии к ней по сей день остаются прежние: Барби формирует у девочек нереалистичные представления о женской красоте и превращает детей в чрезмерных потребителей.
Насчёт нереалистично красоты — в этом есть доля правды. Существует даже так называемый «синдром Barbie», когда молодые девочки сидят на страшных диетах и делают десятки пластических операций в попытке достичь идеала детства. Первой известной «живой Барби» стала американка Синди Джексон, сейчас ей 45. В России есть достойная её конкурентка, которая, правда, ссылается на «природную красоту» - Валерия Лукьянцева.
Вот и сейчас, когда Barbie снова оказалась под угрозой запрета, вспомнили о её тлетворном влиянии на девушек. «Они противоречат человеческому облику и приучают девочек с самого юного возраста считать, что красивы только люди модельной внешности. Сами пропорции этих кукол, как много раз было подмечено, несовместимы с жизнью, их не бывает в природе», — заявил сегодня протоиерей Всеволод (Чаплин).
Он считает, что облик кукол Barbie нужно приблизить к облику «нормального человека», для них стоит выбирать скромные наряды. В качестве одного из вариантов протоиерей предложил «нормальную юбку, платочек» или народный костюм. То же самое уже пытались сделать в Иране в 2002 году — там Barbie одели в свободные национальные одежды. Правда, былую популярность вернуть ей не удалось.
Упрёки же в покушении на родительский кошелёк действительно правдивы. Barbie перестала быть просто куклой — теперь эта целая жизнь, создание которой обеспечивает индустрия. Кукла, одежда к ней, домик со множеством аксессуаров и мелочей... Приятель Ken — и всё вышеперечисленное для него. Деньги можно тратить бесконечно.
Конкурентка по ненависти
Долгое время Barbie оставалась единственным и неповторимым объектом ненависти феминисток, слишком религиозных людей и разоряющихся родителей. А потом компания MGA Entertainment выпустила куколок Bratz — таких же худых, как Барби, девочек-подростков с ярко накрашенными личиками и пухлыми губами. Куклы тут же полюбились детям и не понравились их родителям, которые увидели во фривольных нарядах Bratz пропаганду распутства и много чего непотребного. Разговоры о том, что их надо запретить, до сих пор идут на уровне общественных организаций и форумов.
Однако и про вызывающих тинейджерш все забыли, когда компания Mattel, производящая Барби, выпустила новую серию кукол Monster High. Внешне они напоминают Bratz, но накрашены ещё ярче и по сути являются всякой нечистью — вампиршами, мумиями, зомби, иногда даже продаются в разобранном виде. За что и получили обвинения в пробуждении суицидальных настроений у детей.
В 2014 году депутат Госдумы, член комитета по вопросам семьи, женщин и детей Константин Субботин обратился в правительство с просьбой провести психолого-педагогическую экспертизу игрушек серии Monster High.
«В наш комитет массово поступают жалобы родителей на игрушки Monster High, которые попадают к их детям самыми разными способами. Они меняются куклами, дарят их друг другу, зачастую покупают в тайне от родителей. В погоне за подростковой модой они ни о чем не думают», — говорил тогда он.
Президент АИДТ Антонина Цицулина тоже включилась в полемику, однако она не выступала за однозначный запрет кукол-монстров. По её мнению, к проблеме стоило бы отнестись куда внимательнее.
«Я понимаю озабоченность коллег-психологов, в нашей стране тема смерти предельно табуирована, - пояснила тогда Цицулина «Известиям». У нас не принято «проживать» смерть, проигрывать её с детьми в сюжетно-ролевой игре и даже говорить на эту щекотливую тему. В нашей стране, имеющей страшные цифры по детским суицидам, необходимо глубоко изучить феномен популярности этих игрушек, и, возможно, результаты заставят нас поблагодарить бренд за постановку вопроса. Ведь если познакомиться с историей Monster High поближе, прочитав книгу или посмотрев мультфильм по её мотивам, мы увидим, что это очень яркий современный рассказ о приключениях, добре, дружбе и других ценностях, о которых должен иметь представление ребёнок. При этом следует отметить, что компания Mattel является признанным мировым лидером в производстве детских игрушек. Она имеет серьёзные наработки в области экспертизы детских товаров».
Но в целом шум вокруг запрета Barbie не имеет сейчас оснований: вопрос с психолого-педагогической экспертизой настолько не проработан, что о его введении можно только говорить. Такое исследование потребует серьёзной перестройки всей индустрии игрушек. А денег на это у государства нет. Как нет их и у производителей.