Опубликовано 12 января 2017, 13:30

Впереди «паровоза»

Обществу «Локомотив» исполнился 81 год, и МОСЛЕНТА вспоминает интересные факты о нем
12 января обществу «Локомотив» исполнился 81 год. Не путать с футбольным клубом — футбольный и другие клубы, которые у многих на слуху, входят в единый спортивный конгломерат, и вот дату его основания сегодня и отмечают болельщики.
Впереди «паровоза»
Александр Вильф / РИА Новости

12 января обществу «Локомотив» исполнился 81 год. Не путать с футбольным клубом — футбольный и другие клубы, которые у многих на слуху, входят в единый спортивный конгломерат, и вот дату его основания сегодня и отмечают болельщики. Считается, что официально общество «Локомотив» было учреждено в 1936 году, однако первое упоминание о нем на страницах газеты «Красный спорт» датировано 3 ноября 1935 года. В заметке издания говорится, что на железнодорожном транспорте создается единое добровольное спортивное общество железнодорожников «Локомотив». МОСЛЕНТА собрала самые интересные факты о спортивном конгломерате и его знаменитых спортсменах.

Краткое содержание большого пути

В 30-е годы в обществе культивировались гимнастика, футбол, плавание, конькобежный спорт и стрельба. Новый спортивный конгломерат стал своеобразным ответом конкурентам: «Динамо», ЦДКА (ныне ЦСКА), «Спартаку» и «Торпедо». В первый же год общество заявило о себе рядом громких побед, среди них — среди них триумфы и рекорды СССР конькобежцев Константина Кудрявцева и Анатолия Капчинского, а также золотые медали чемпионата страны борцов Леонида Дзеконского, Николая Ракова, Алексея Столярова и Василия Чередниченко.

В том же году звания заслуженного мастера спорта получили начальник гимнастической школы Владимир Иванов и инструктор школы борьбы Алексей Катулин. Они стали первыми из железнодорожников, удостоенных такого высокого звания.

Железнодорожники выходят на первый матч чемпионата СССР. 1936 год.

Железнодорожники выходят на первый матч чемпионата СССР. 1936 год.

Главным же событием 1936 года стала во многом неожиданная победа футбольного «Локомотива» в финале Кубка Советского союза над тбилисским «Динамо» со счетом 2:0. Тогда на столичном стадионе «Динамо» звучала известная кричалка советских железнодорожников:

Мы слышим сталинский призыв —

Вперед!

Открыты семафоры.

И наш родной «Локомотив»

Идет,

Снося преграды, в гору!

Со временем она не умерла, а была интерпретирована под простые:

«Локомотив», «Локомотив»!

Вперед идет «Локомотив»!

Ты уступи скорей ему дорогу

Вперед идет Локомотив!

Во время войны многие спортсмены ушли добровольцами на фронт, а инструкторы общества готовили лыжников-бойцов и мастеров рукопашного боя.

В последние два десятилетия общество претерпело целый ряд структурных изменений в связи с объединением профсоюзных Добровольных спортивных обществ (ДСО) в 1987 году, распадом СССР, новым законодательством и условиями работы всей отрасли.

В нынешнем виде общественная организация РФСО «Локомотив» осуществляет свою деятельность с 23 апреля 1992 года. По данным на 2015 год, общество насчитывает 1581 представителя.

«Паровозы»

Каждое общество почти сразу после образования получало от болельщиков прозвища, и, пожалуй, больше всего «досталось» именно «железнодорожникам». Во времена Союза футбольную команду — а именно с ней общество больше всего ассоциируется и по сей день — зачастую называли «пятым колесом» из-за невозможности на равных соревноваться с остальными. Позднее к команде прицепилось новое прозвище — «паровозы».

Со временем сотрудники «Локо» и сами стали называть себя «паровозами», а на входе в новый стадион установлен большой прототип локомотива, который после каждого гола команды во время матчей издает гудок.

Впереди «паровоза»

© Владимир Песня / РИА Новости

В последнее время болельщиков и сотрудников «Локомотива» стали оскорбительно называть «девочками». Интересно, что именно армия поклонников «железнодорожников» насчитывает наибольшее количество представительниц слабого пола. Многие это связывают с появлением в составе футбольного клуба в середине 2000-х игрока Дмитрия Сычева — секс-символа российского футбола середины двухтысячных. Другие вспоминают, что на фанатских трибунах «Локомотива» девушкам можно было спокойно находиться без риска быть разорванными на части, в отличие от трибун других клубов. Сейчас, правда, эта идиллия уже ушла в прошлое.

«Золотой песок»

В настоящее время под брендом «железнодорожников» выступают шесть клубов: футбольный клуб «Локомотив» Москва, хоккейный клуб «Локомотив» Ярославль, баскетбольный клуб «Локомотив-Кубань» Краснодар, волейбольный клуб «Локомотив» Новосибирск, пляжный футбольный клуб «Локомотив» Москва и Центральный спортивный клуб «Локомотив», за который соревнуются профессиональные спортсмены в индивидуальных видах спорта.

Пляжные футболисты, или «пляжники» — самые титулованные представители общества за последнее время. Этот клуб был создан в 2010 году и чуть более чем за шесть успел трижды выиграть чемпионат и трижды кубок страны, один раз завоевать золото Суперкубка России, а также по разу взять золотые медали на клубных чемпионатах мира и Европы. После ряда побед голкипера команды Андрея Бухлицкого стали называть «Песочный человек».

Но главная победа «пляжников» была завоевана в 2011 году — тогда они, составляя костяк команды России, обыграли непобедимых бразильцев в финале ЧМ. А два года спустя этот успех еще и повторили.

Прерванный полет

Самая горькая страница в истории общества связана с трагедией в Ярославле 7 сентября 2011 года. Самолет ЯК-42 со спортсменами и персоналом рухнул недалеко от аэропорта сразу после влезта, так и не сумев набрать высоту. Катастрофа унесла жизни 36 пассажиров (игроки и сотрудники ХК «Локомотив) и восьми членов экипажа. Позже в Ярославской области был объявлен трехдневный траур.

По официальным данным, во время разбега самолет выкатился за пределы взлетно-посадочной полосы, взлет он произвел с грунта в 400 метрах за ее торцом. Полет длился всего несколько секунд: лайнер набрал высоту не более 5—6 метров, затем столкнулся с радиомаяком, врезался в землю на берегу реки Туношонки (недалеко от ее впадения в Волгу) и взорвался.

Жители Ярославля у стадиона «Арена-2000» возлагают цветы и зажигают свечи в память о погибших хоккеистах «Локомотива».

Жители Ярославля у стадиона «Арена-2000» возлагают цветы и зажигают свечи в память о погибших хоккеистах «Локомотива».

© Константин Чалабов / РИА Новости

Старт чемпионата Континентальной хоккейной лиги 2011/2012 годов был перенесён на 12 сентября, а команда, основной состав которой погиб, снялась с турнира.

Виновником происшествия тогда признали заместителя генерального директора авиакомпании «Як-Сервис» Вадима Тимофеева, однако сразу после оглашения приговора его амнистировали. Родственники погибших считают, что истинная причина трагедии не установлена до сих пор.

Дом на Черкизовской

Сегодня невозможно представить Черкизовский район без большого футбольного стадиона «Локомотив». В 1935 году на его месте для профсоюза рабочих электропромышленности был открыт предшественник — «Сталинец». Именно на нем большая часть столичных команд и проводила свои футбольные матчи.

«Локомотиву» же стадион перешел во времена Хрущева, сразу же началась его перестройка. В итоге новая арена, названная в честь клуба, с насыпными трибунами и монументальными колоннами открылась на месте «Сталинца» 17 августа 1966 года. Там «железнодорожники» занимались атлетикой и футболом. Современный же стадион был открыт 5 июля 2002 года. После реконструкции были убраны беговые дорожки, и «Локомотив» стал первым клубом страны, открывшим в стране специализированный футбольный стадион. От Союза Европейских Футбольных Ассоциаций (УЕФА) он получил наивысшую четвертую категорию, что позволяет проводить на нем матчи с участием сборных команд.

Первый матч на новой арене «Локомотив» сыграл против команды «Уралан», а первый официальный мяч забил в том матче в свои ворота украинский защитник элистинцев Дмитрий Семочко.

Отметим, что в Черкизово подумали и о других «железнодорожниках»: там открыли бассейн и легкоатлетический манеж, где представители общества готовятся к Олимпийским играм и чемпионатам мира по разным видам спорта.

Станция МЦК

Одной из самых больных тем всех болельщиков «Локомотива» последних лет было отсутствие у «железнодорожников» своей станции метрое, тогда как другие общества сумели договориться со столичной подземкой. «Спартак» недавно сделал брендированную платформу на Таганско-Краснопресненской линии, «Динамо» обзавелось таковой еще в 1938 году, а ЦСКА откроет свою в первые месяцы этого года.

В итоге «Локомотив» пошел другим путем: 10 сентября 2016 года вместе с открытием пассажирского движения электропоездов МЦК была открыта платформа Малого кольца Московской железной дороги под названием «Локомотив», с которой прямую пересадку можно сделать на «Черкизовскую» столичного метро.

Настоящее и будущее

Сегодня «Локомотив» — это, в первую очередь, Российские железные дороги. В 2012 году общество получило статус спортивного оператора холдинга РЖД. Сейчас с помощью компании организовано большое количество успешных проектов. Уже восемь лет успешно проходят соревнования в Железнодорожной футбольной лиге, где игроками команд могут быть только штатные работники, не являющиеся профессиональными футболистами. При этом календарь матчей и расписание тренировок составлены так, чтобы спортсмены могли удовлетворять свою страсть к игре в свободное от работы время.

Фестиваль детских футбольных команд «Локобол-РЖД».

Фестиваль детских футбольных команд «Локобол-РЖД».

Одним из самых раскрученных проектов является фестиваль детских футбольных команд «Локобол-РЖД», в котором принимают участие тысяч российских мальчишек и девчонок, а финальные встречи турнира неоднократно показывались по центральному ТВ. Также общество «Локомотив» проводит для сотрудников РЖД Всероссийские Игры «Спорт поколений», где все работники — спортивные и не очень — соревнуются в двух возрастных категориях.