Опубликовано 06 апреля 2017, 12:00
5 мин.

Вокзалы Москвы: Белорусский

МОСЛЕНТА продолжает изучать столичные перроны и залы ожидания
МОСЛЕНТА продолжает изучать московские вокзалы, изучая их на удобство с точки зрения обыкновенного пассажира. На очереди у нас Белорусский вокзал, один из тех, с которого поезда идут в том числе в Европу. Это довольно странное место, в котором есть современные примочки, но некоторые из них не работают, а во всем царит дух то ли девяностых, то ли ранних двухтысячных, и где очень легко заблудиться.
Здание Белорусского вокзала
Здание Белорусского вокзала
Владимир Песня / РИА Новости

МОСЛЕНТА продолжает изучать московские вокзалы, изучая их на удобство с точки зрения обыкновенного пассажира. На очереди у нас Белорусский вокзал, один из тех, с которого поезда идут в том числе в Европу. Это довольно странное место, в котором есть современные примочки, но некоторые из них не работают, а во всем царит дух то ли девяностых, то ли ранних двухтысячных, и где очень легко заблудиться.

Первый взгляд

По традиции, наш обзор мы начнем с самых подступов к транспортному узлу. Белорусский вокзал, прежде называвшийся Белорусско-Балтийским, перед этим — Александровским, а еще раньше — Брестским и Смоленским, обслуживает едва ли не сто тысяч пассажиров в день. Отсюда ходят и междугородние, и пригородные поезда, и рейсы в Европу и аэроэкспрессы в аэропорт Шереметьево. Таким образом, жизнь вокруг вокзала по-настоящему бурлит, а привокзальная площадь забита таксистами, продавцами, охранниками и прочими обитателями.

Вскоре эта территория преобразится: в рамках программы «Моя улица» на Площадь Тверской Заставы вернутся трамваи и памятник Максиму Горькому, а транспортная схема будет значительно переработана. А пока это — большая душная парковка.

С навигацией и доступностью все сложно

Навигация на вокзале кажется очень запутанной. Карты-схемы для человека, слабо представляющего, где он находится, не особенно полезны. Обозначение «вы находитесь здесь» не точно, а в самом вокзале стрелки с обозначением направлений только еще больше запутают.

Рейтинг в собственном паспорте доступности для инвалидов — только 75 процентов. К слабым местам относятся отсутствие специальной парковки и отсутствие лифтов. Эскалатор есть только в новом здании вокзала, он ведет к международным кассам.

Однако внутри везде есть тактильная плитка, почти все входы либо находятся на одном уровне с землей, либо оснащены пандусами, кассы, в том числе пригородных направлений, с низким прилавком, специально для пассажиров на инвалидных колясках.

Вокзалы Москвы: Белорусский

© Максим Блинов / РИА Новости

Что с безопасностью?

В глаза бросается большое количество охранников. Они есть на площади перед вокзалом, их полно внутри, они бродят по перрону и залам ожидания. Тем не менее, к поездам можно пройти без какого-либо досмотра. (Корреспондент МОСЛЕНТЫ побывал на Белорусском вокзале до трагических событий в метро Петербурга, сейчас, вероятно, ситуация изменилась, - прим. ред). Люди скопом проходят через рамки вместе с багажом, а дежурящие сотрудники с ручными металлодетекторами никого не досматривают.

Возможно, стражи порядка «берут числом», видят все и без специальных средств. Через динамики пассажиров предупреждают, что в здании вокзала работают наряды кинологов с собаками и просят с пониманием отнестись к возможным неудобствам.

Багаж принимают в автоматических и обычных камерах хранения. Автоматические дешевле, если надо сбросить балласт на час-два. Это стоит от 100 до 150 рублей за первый час, и 50-60 рублей за последующие часы в зависимости от того, маленькую или среднюю ячейку вы арендуете. Максимальная цена ограничена 220/300 рублями за сутки. Обычная камера хранения с кладовщиком обойдется в 190 рублей за сутки, которые, как обычно, истекают в 00:00.

Утолить все виды голода

В здании вокзала есть уйма кафе и ресторанчиков. В часть из них — «Иль Патио» или Costa Coffe — можно зайти с улицы. Едален хватает и внутри. В главном здании с его достаточно узкими пространствами отовсюду идет соблазнительный запах то ли беляшей, то ли шашлыков. В этом есть что-то отчасти ностальгическое, а отчасти провинциальное.

Здесь много стоек с антибактериальным гелем. Реклама зазывает ими воспользоваться, однако и первая и вторая попавшаяся оказалась нерабочей. Стойки были настолько пыльными, что после контакта с ними срочно захотелось помыть руки. А туалет платный — извольте пополнить кассу на 40 рублей.

Информационный голод можно утолить с помощью весьма шустрого Wi-Fi. Смартфон подключился к нему автоматически, без авторизации и паролей. Сработала авторизация, которая была пройдена еще на Киевском вокзале.

Интеллектуальный голод предлагается утолить, скачав чтиво на смартфон. Сделать это можно у стойки с QR-кодами, рекламирующими «Книгу в дорогу». Скачивается без проблем, даже непонятно, зачем ухищрения со стойкой и QR-кодами, тем более, как эти коды считать, непонятно. Но по запросу в поисковике «книга в дорогу РЖД» книги скачиваются, в принципе, из любой точки. В ассортименте есть Хаксли, Пелевин, Пратчетт, Кафка, Ларссон, в общем, куча всего. Даже Саша Грей.

Многочисленные лавки и магазинчики утолят потребительский голод, а в военторге можно купить кучу милитари-штук, самые странные из которых — камуфлированные матрешки и, неожиданно, иконы (нет, не камуфлированные). Если военторговских образов святых недостаточно, в зоне ожидания на втором этаже есть Храм Георгия Победоносца, где можно помолиться.

Здание Белорусского вокзала

Здание Белорусского вокзала

© Николай Галкин / ТАСС

Отдохнуть, подзарядиться, подлечиться

Упомянутая зона отдыха очень просторная и светлая, огромные окна выходят на платформы. Как говорят путешественники из числа сотрудников МОСЛЕНТЫ, летом тут — жара как в парнике. На первых рядах сидячие места отмечены как места для инвалидов. Есть пара платных массажных кресел, они пользуются популярностью. В зале ожидания работает фудкорт, халявщиков отсеивают предупреждающие таблички «Без заказа столы не занимать!».

Если эти условия не подходят, на Белорусском вокзале можно отправиться в хостел. Там же, кстати, и находится помещение для пеленания ребенка. На вокзале также есть некий «пункт срочной помощи детям». А вообще за медицинские услуги здесь отвечает Дорожная клиническая больница им. Семашко на станции Люблино.

Зарядить мобильный телефон можно у стоечки на первом этаже. Приветливая девушка сказала, что это стоит 100 рублей. Но можно и бесплатно. На втором этаже, в зале ожидания, есть подоконник, на котором постоянно лежат куча гаджетов, а провода их зарядных устройств тянутся к заботливо подключенному в розетку удлинителю.

Отправиться… или остаться

Как мы уже писали выше — направлений движения поездов от Белорусского вокзала масса. В пригород можно отправиться в Звенигород, Голицыно, Усово, по России — в Рыбинск, Смоленск, Калининград. Можно сесть в аэроэкспресс и отправиться почти в любую точку мира. А если вы предпочитаете путешествовать по загранице на поездах, то отсюда они ходят в Брест, Гомель, Минск, Варшаву, Ниццу и даже Париж.

Кстати, на перроне Белорусского вокзала, кто не знает, находится очень красивый и трогательный бронзовый памятник «Прощание славянки». Он посвящен сцене отправки добровольцев на фронт в знаменитой ленте «Летят журавли». У скульптуры — живые цветы, а рядом находятся скамейки, на которых можно весьма комфортно отдохнуть прямо под лучами весеннего солнца. Крайне приятное место.

Так и весь вокзал, с его бесконечной суетой и уютными мелочами, с его новыми примочками и провинциальным флером, все-таки оставляет хорошее впечатление. Надеемся, что после реконструкции площади, тут станет еще лучше.