Кофе для заторов

Транспорт
Фото: Алексей Коновалов / МОСЛЕНТА

С наступлением осени московские автомобилисты всё больше времени проводят в пробках. Многие научились даже получать от этого удовольствие — слушают музыку, читают книги, на которые в обычном городском ритме времени не хватает, общаются в соцсетях... Уюта стоянию в пробке добавляет чашечка кофе, бережно доставленная прямо в автомашину. МОСЛЕНТА выяснила, процветает ли кофейный бизнес в московских заторах.

Далеко не у всех автомобилистов при виде придорожных кофеен сама по себе приходит в голову фраза-рефрен из ещё советского мультфильма про Фунтика: «Лучший кофе на дороге. Отхлебнёшь - протянешь ноги». Есть в московских пробках и настоящие ценители этого напитка. Ну а поскольку спрос рождает предложение, количество точек по продаже кофе в заторах увеличивается.

Идея счастья

«Мы захотели делать людей немножко счастливее по утрам, - рассказывает Артём, администратор придорожной кофейни на проспекте Андропова. - Вот и подумали, что утром людям нужен кофе. Взяли и привезли им его в пробку».

Два года назад Артём приехал в Москву из Донецка. Чтобы хоть как-то заработать себе на жизнь, решил с товарищами организовать мобильный пункт по продаже кофе. Пока точка у них всего одна, пробку на Андропова они «прикармливают» уже полгода. Говорит, на аренду квартиры в Москве заработанных средств вполне хватает.

1ac00a556922bdd33908dac490547313343c8efa
Фото: Алексей Коновалов / МОСЛЕНТА

На точке работают бариста и три девушки, которые разносят кофе автомобилистам. Бегающие вдоль пробки официантки за свою работу получают 25 рублей с чашки. Сколько продал - столько заработал. В среднем одна продает 40-50 чашек за смену. Работает же точка всего по два-три часа утром и вечером, — только когда есть пробка. Если машины на скорости пролетают мимо, то торговать здесь бессмысленно.

«Мне нравится эта работа, - рассказывает Ульяна. - Я уже привыкла, ребята все хорошие. Да и вообще условия здесь нормальные: хочу - работаю, хочу - не работаю. И заработок меня вполне устраивает. У нас здесь прикормленная точка, мы с зимы тут торгуем. Я тут любую погоду прошла».

Ульяна приехала в Москву из Волгограда. В свободное от работы время занимается музыкой — играет на виолончели. Пока мы с ней говорим на обочине, она то и дело машет проезжающим мимо водителям — по всей видимости, знакомые. «Водители ездят каждый день, они нас уже знают. Мотоциклисты всегда очень вежливые. Если ты стоишь улыбаешься водителям, тогда и они нормально реагируют. Недовольных меньшинство», - делится Уля.

Не бизнес

Примерно в ста метрах дальше стоит ещё одна кофе-машина на колесах. Напиток здесь почти в два раза дороже, а объём продаж существенно меньше. Администратор точки Эдуард признается, что в день продаётся не более 30-40 чашек. Однако, сравнивая себя с «донецкими» конкурентами, Эдуард утверждает: все ценители покупают кофе у него.

«Между нами разница большая, — говорит он. — Они относятся к этому, как к бизнесу, а мы — нет. Они покупают кофе по 500 рублей за килограмм, а мы — по полторы тысячи. К нам подъезжают люди, которые ценят хороший кофе. Но основной поток покупателей у них: большинству нужно подешевле».

144552e9694d9ecfa490ebea6ce22ac9a0d56354
Фото: Алексей Коновалов / МОСЛЕНТА

В кофейный «бизнес на колёсах» Эдуарда вышвырнула «первая ночь длинных ковшей»: он в одночасье лишился нескольких точек общепита по всему городу. «Скоро придут к вам домой и скажут, что это — самострой. И всё снесут. У нас уже снесли», - жалуется он.

Сейчас бизнесмен ищет новые помещения для своих торговых точек. Ну а пока есть свободное время, продаёт кофе в пробках. Своё новое занятие он бизнесом не считает. «Если это не приносит никакого дохода, то как это можно считать бизнесом? Скорее, это просто времяпровождение. Мы так и развлекаемся — в пробках кофе продаём», - рассказывает Эдуард.

Не страшно

Во время разговора рядом с точкой останавливается легковая машина. Останавливается прямо во втором ряду, включает аварийку и ждет кофе. Естественно, находящиеся сзади автомобилисты начинают в истерике сигналить. Но через 30 секунд любитель кофе получает свою кружку, забирает сдачу — и вновь поток автомобилей движется со скоростью пробки, то есть примерно 5 км/ч. «Есть разные люди. Некоторые могут эту секунду подождать, пока продавец отдаст кофе. Другие начинают психовать, сигналить, кричать, вызывать ДПС», — рассказывает Артём.

Безопасность всё-таки главный принцип в работе продавцов кофе в пробках. Основную часть времени они ходят или просто стоят на обочине. Когда движение интенсивное, нет смысла выходить на проезжую часть и предлагать кому-то кофе. Их время приходит тогда, когда машины встают. Кажется, помешать стоящим в пробке автомобилям невозможно. Но водители всё-равно жалуются. Один их них даже написал обращение мэру Москвы Сергею Собянину прямо в его группу в социальной сети «ВКонтакте»:

59bd6bd1ec9ec2ef6f4214f90998f377de57c284

«Водители часто жалуются, что ребята якобы мешают движению. Просим прощения. Мы же хотели вам лучше сделать. Но, видимо, это вам не нравится», — считает Эдуард.

«Есть один чувак, которого я запомнила. Он мне как-то сказал „Девушка, я же не езжу у вас по квартире, вот и вы не ходите у меня по проезжей части“. Проходит несколько месяцев, я пришла на новую точку — и опять его встретила. А он то же самое всем говорит», — вспоминает Ульяна.

Когда же автомобиль в пробке встал намертво — наступает время продавцов: «Можно спокойно ходить и танцевать перед машинами. Бывает так, что тебе заказали кофе, ты успел сбегать за стаканом, добавить сироп и всё остальное, обратно прибежал — а машина даже на миллиметр с места не сдивнулась. А порой пробка стоит так долго, что даже мы уже задолбаемся и просто домой уезжаем», - признаётся девушка.

По закону

Продавцы кофе — постоянные клиенты полиции и местной управы. Их действия попадают под статьи Кодекса об административных правонарушениях о несанкционированной торговле. Первоначально штраф за это — 2,5 тысячи рублей, каждое повторное нарушение - 5 тысяч. Сами организаторы такого бизнеса считают наказание несправедливым.

«В России нет закона, который регламентирует такой вид бизнеса. Это не просто торговая точка, а точка на колёсах. То есть можно этот автомобиль поставить где угодно и торговать. Теоретически оборудование для продажи кофе можно закрепить на велосипеде и ездить по городу. И в Европе уже давно именно так и делают. А кофе вообще никаким лицензионным товаром не считается», — возмущается Эдуард.

D8d87571cd70e36e5c22d6fa4ec6ae1ffb3163c3
Фото: Алексей Коновалов / МОСЛЕНТА

Девушек, бегущих со стаканчиками с кофе, часто наказывают сотрудники ДПС — за переход проезжей части в неположенном месте. «Да нам полиция уже как семья родная, нас все знают, стараются не наказывать, если уж сильно не накосячишь», — делится Ульяна.

Продавцы кофе на большой трассе говорят, что запросто могут выступать в качестве общественных наблюдателей за соблюдением правил дорожного движения. «Мы тут все нарушения водителей видим. Как выезжают и летят по выделенной полосе, как подрезают друг друга. Мы это всё могли бы фиксировать не хуже тех, кто на наши нарушения жалуется», — признается девушка.

Предприниматели считают постоянные придирки правоохранительных органов попытками установить контроль над бизнесом. «Приезжают те, кто крышевать хочет. Они считают, что это бизнес серьезный, что мы тут миллионы зарабатываем. На самом деле тут всё печально», — признается Эдуард.

В итоге всё равно получается выгоднее заплатить штраф и снова продолжать торговлю в пробке. «Дебит с кредитом сводим по-минимуму. Пока стоим, работаем. Надо же как-то крутиться», — заочно соглашается с ним Артём.

Кофе на проспекте Андропова стоящие в заторах москвичи и гости столицы могут купить при любоё погоде.

А вот точное место мы вам не скажем...