48 часов без маршруток
Микроавтобусов стало меньше, но зато в них появились валидатор и Wi-FiСтоличная реформа наземного транспорта добралась, наконец, и до маршруток. Разваливающиеся микроавтобусы и «передайте за проезд» поменяли на комфортабельные машины с валидаторами, принимающими все виды проездных. При этом число перевозчиков сократилось примерно в десять раз, а маршрутов стало меньше вдвое. МОСЛЕНТА изучила, как за 48 часов изменилась ситуация на дорогах города и в соцсетях.
Лучше меньше, да лучше?
У метро — пустые остановки маршруток, хотя информационные табло по-прежнему висят, и переполненные до невозможности остановки пассажирского транспорта. На островке безопасности - мужчина в жёлтом жилете с трафаретом «Организатор перевозок» объясняет удивлённым пассажирам: «Маршруток больше нет, и не будет. И по всей Москве так, не только у вас в районе. Теперь только синие автобусы. Вот на них и поезжайте!»
На остановках недовольство бьёт через край: хоть бы предупредили! Автобусы отъезжают переполненными - и это в 10:30, когда обычно они ходят полупустые. Судя по ним, «маршрутками» с пресловутым шансоном и проваливающимся полом пользовалось больше половины тех москвичей и гостей столицы, кто не ездит на личном транспорте.
При этом «Яндекс. Транспорт» сообщает мне, что нужный автобус подойдёт ровно через 39 минут. Я надеялась на маршрутку. Она до медицинского центра, куда я езжу регулярно, везёт меня 20 минут. А так как живу я возле конечной, то ожидать микроавтобус практически не приходилось. Тот же путь на автобусе занимает 45 минут минимум - очень много зависит от того, сколько народа входит через валидатор, и у всех ли срабатывают карты.
Сегодня путь до медиков занял у меня 1 час 20 минут (с учётом ожидания и пересадок), а путь от них — 20 минут, но обошёлся в 380 рублей: я, опаздывая уже повсеместно, вызвала такси.
Простой подсчёт: на моей станции ещё в пятницу был 21 маршрут «маршруток». В понедельник не осталось ни одного. Маршрутов «синих» автобусов, с валидаторами и Wi-Fi сегодня только семь, и все они почему-то идут в одном направлении — в микрорайоны, расположенные за МКАДом. А до станции метро, расположенной на соседней ветке, ходит единственный автобус. Тот самый, ждать которого - 39 минут.
Прощайте, родные!
Московским маршруткам уже почти 100 лет: первые, ещё легковые автомобили, начали курсировать по городу в 30-х годах прошлого века, а в 60-х их сменили микроавтобусы. До перестройки это был муниципальный транспорт, а после очень быстро он стал частным. И доходы бюджета от городских перевозок заметно сократились: во-первых, стало больше «зайцев», почувствовавших безнаказанность, а, во-вторых, пассажира переманил тот самый «частник».
Такие частные маршрутки сразу обрели популярность — ходят часто и быстро, могут останавливаться по требованию, хоть и проезд немного дороже. Однако в жёсткой борьбе за клиента цены скоро начали падать вместе с репутацией. Современный образ маршрутки осмеян многочисленными мемами: дымящиеся микроавтобусы, плохо понимающие по-русски водители-лихачи и колоритные пассажиры.
«Такие компании часто нарушают нормы безопасности: превышают скорость, опасно маневрируют на дороге, чтобы сэкономить, отказываются от страховки здоровья пассажиров, не выдают билет. Водители нелегальных перевозчиков часто не соблюдают режим труда и отдыха, а перед выходом на линию не проходят медицинский осмотр. Техосмотр транспорта также проводится нерегулярно, что увеличивает риск попасть в аварию», - отмечает руководитель ГКУ «Организатор перевозок» Сергей Дьяков.
Два года назад маршрутки были признаны самым травматичным транспортом Москвы. Ежегодно 20 их пассажиров погибают в результате ДТП, ещё более 200 получают травмы. Такая статистика и стала причиной разработки новой модели управления коммерческими перевозчиками. Она заработала на этой неделе, и теперь всё иначе.
Что нового
Цель департамента транспорта Москвы - добиться комфортных условий для всех без исключения пассажиров. В 2015 году все городские маршруты были разыграны на открытых электронных аукционах, в которых победили восемь транспортных компаний. Именно с ними заключены государственные контракты на пять лет. Эти перевозчики будут обслуживать 211 маршрутов из более 400 существовавших ранее. Остальные ликвидированы, потому что признаны дублирующими автобусы, троллейбусы или трамваи.
Работать на городских маршрутах теперь будут только те компании, принадлежащий которым транспорт соответствует техническому заданию, то есть требованиям властей. Если раньше перевозчик сам собирал деньги и устанавливал цену (исходя из рыночной), то теперь оплата проезда осуществляется по единому тарифу. Для этого в салоне установлен валидатор, как и в другом наземном транспорте. Таким образом, проехать можно по «Тройке», единому, ТАТ или социальной карте. Новая система должна порадовать льготников - для них проезд и на частном транспорте теперь бесплатный.
«Пассажиры могут сэкономить до 30% от годовой стоимости проезда. Студенты, пенсионеры и другие льготные категории граждан могут проехать по социальной карте. Пассажиропоток льготников в новых городских автобусах уже составил 9 млн человек. Возможность оплатить проезд наличными также сохраняется: водитель продаёт билет на одну поездку», - отмечают в Дептрансе.
Узнаваемые до неузнаваемости
Найти новые маршрутки просто: они ярко-синего цвета с эмблемой «Московский транспорт» «Т» на борту. Обязательные условия для коммерческих микроавтобусов - кондиционер, датчик задымления, видеонаблюдение, а также голосовое оповещение об остановках и табло с бегущей строкой.
Помимо того, что в микроавтобусах теперь не послушать последние сборники шансона, ещё и остановки по требованию запрещены. Нельзя, ради безопасности пассажиров, даже продавать билеты на ходу. Всё это водители должны были усвоить в ходе обучения. Плохая новость и для любителей быстрой езды: за скоростным режимом теперь следит тахограф.
Для работы по новым стандартам коммерческие перевозчики инвестировали в транспортный комплекс Москвы 10 млрд рублей: закуплено почти 2.000 комфортабельных автобусов трёх видов. На самых популярных маршрутах работают машины большой и средней вместимости (85 и 40 посадочных со стоячими местами), с аппарелями для маломобильных граждан и пассажиров с колясками. Кстати, в маленьких маршрутках теперь нельзя будет ездить стоя - только 19 пассажиров, по числу посадочных мест. В противном случае водителю может даже грозить увольнение.
В целом количество мест для пассажиров наземного транспорта столицы выросло на 30%.
Что с расписанием
Как пояснили МОСЛЕНТЕ в департаменте транспорта, количество маршрутов в ходе реформы сократилось за счёт устранения дублирующих, все уникальные маршруты, у которых нет альтернативы, сохранены. «До реформы была распространена ситуация, когда один маршрут обслуживало несколько перевозчиков, при этом часть из них работала совершенно нелегально. Такие перевозчики зачастую самовольно выбирали направление, на котором будут работать, поэтому их маршруты возникали стихийно и действовали до тех пор, пока это было выгодно нелегальной транспортной компании», - уточнили в ведомстве.
Теперь качество обслуживания маршрутов контролируют специальные рабочие группы, в которые входят городские ведомства и представители перевозчиков. На совещаниях обсуждают возможные корректировки маршрутов – изменения трассы следования, остановочных пунктов и расписания. В настоящий момент решается вопрос о строительстве девяти остановок на новых маршрутах. В основном же будут использоваться привычные остановочные пункты, которыми пользуется «Мосгортранс».
Согласно технической документации, большая часть автобусов в утренние и вечерние часы пик будет ходить каждые 9 минут. С 9:30 до 15:30 их уже придётся подождать - интервал может достигать 22 минут.
Пока реформа не затронула только Зеленоград и «новую Москву». До конца 2016 года в столице появится более 2.500 тысяч новых автобусов, а маршрутная сеть ещё будет корректироваться с учётом мнения пассажиров. Со всеми предложениями просят обращаться в контакт-центр «Московский транспорт» по телефону 3210 (с мобильных) и 8 (495) 539-54-54 (с городского).
Перевозчики, которые не заключили государственных контрактов, работают на маршрутах нелегально. И им грозят санкции. «Если при наличии выявленного нарушения эксплуатация транспортного средства представляет угрозу безопасности пассажиров, то оно может быть перемещено на спецстоянку», - добавили в департаменте.
Оценка общественности
Каковы первые результаты реформы, мы попросили оценить Петра Шкуматова - координатора движения «Общество Синих Ведёрок», которое занимается «дорожными» темами. Он назвал произошедшие изменения ужасными.
«Большинство пассажиров оказались не проинформированы о том, что привычные коммерческие маршруты будут отменены. Как я сам вчера видел, на остановках было столпотворение недоумевающих людей. В некоторых случаях это привело к повышению расходов у людей, которые начали пользоваться такси. То, что я видел: если обычно таксисты стоят долго в ожидании, то вчера они были просто нарасхват. По оживлению бомбил, мы видим, что спрос отчасти перешёл к ним. Этого добивались? Не думаю», - пояснил он.
Шкуматов подтвердил, что уникальные маршруты остались, но отменены те, что лишь частично дублировались «Мосгортрансом». «В итоге люди вынуждены делать несколько пересадок, и потеря времени - в три-четыре раза. Очень многие говорят, что там, где они добирались 10-15 минут с учётом ожидания, теперь это же расстояние требует 30-40 минут», - добавил блогер.
В целом, по его мнению, приведение частных маршруток и автобусов к единому стандарту имеет смысл, но не во всём. «Себестоимость перевозки на автобусах малой вместимости выше в расчёте на пассажира, нежели в автобусе, который вмещает 100 человек. Поэтому предъявление однаковых требований вызывает у коммерсантов много вопросов. Они просто не вписываются по экономике. Они хотят продолжать работать, но завышенными требованиями их просто выкинули с этого рынка. Многие перевозчики говорят о том, что их выручка при переходе на новую схему упала в два раза», - объяснил Шкуматов, не исключив, что принявшие новые правила игры перевозчики скоро столкнуться с экономическими проблемами.
В соцсетях
Поговорить с самими перевозчиками, к сожалению, не удалось. Всего у трёх из восьми есть сайт, но указанные на них телефоны не отвечают. Отзывы же обычных москвичей в соцсетях подтверждают, что не все были готовы с исчезновению привычных маршруток.
Многие оценили дополнительный комфорт, но время дороже. Очевидно, что транспорт и целом начал ходить реже, так как раньше можно было уехать либо на автобусе, либо на маршрутке, а сейчас осталось что-то одно.
Нашлись и те, кто хочет, чтобы аналогичная реформа была проведена и в их городе.
В Москве слышала маршрутки убрали. У нас бы еще убрали..
— Tatiana (@KolmakovaV) 13 августа 2016 г.
Негативные комментарии чиновники заметили и ещё раз подтвердили: власти учтут жалобы москвичей.
На моей конечной те же самые мысли озвучили по-другому.
«Вы мне своё недовольство не высказывайте! — говорит мне мужчина в жёлтом жилете. — Власть порядок наводит, теперь легальные только синие автобусы. А с этими подпольщиками (он кивает на сиротливо стоящую маршрутку белого цвета) полиция разбираться будет. Мы в это не лезем. Они деньги в карман кладут, а бюджету от них никакой прибыли. Да и опасно на них ездить - того гляди, перевернёшься».
В недоумении отхожу, а к мужчине немедленно подбегает другая страждущая уехать быстро. «Вы мне своё недовольство не высказывайте! — говорит теперь уже ей жёлтый жилет. — Власть порядок наводит...»
Я специально не назвала станцию — в понедельник и во вторник аналогичная ситуация была везде. Одним днём оказались отменены, по разным данным, от 189 до 370 маршрутов, Число транспортных средств сократилось в десять раз.
Городу это, наверное, выгодно. Пассажирам — нет.
Но мы привыкнем...