В столице 80 подпольных транспортных компаний
Нелегалы-междугородники оказались живучимиДва года назад власти Москвы взялись за нелегальные международные и междугородные автобусы. Планировалось избавиться от них «в ближайшие сроки», но реформа немного затянулась. О промежуточных итогах журналистам сегодня рассказали представители транспортных компаний столицы на международном автовокзале «Южные ворота», открытом в апреле 2015 года.
Увидеть и не умереть
Добраться до пока единственного в Москве международного автовокзала оказалось непросто. Он находится на 19-м километре МКАД. Автобусы ходят от станций метро «Марьино» и «Алма-Атинская». Мы ехали по «зелёной» ветке, и в итоге пришлось идти пешком три километра — как оказалось, маршрут обслуживается общественным транспортом раз в час. И, пожалуй, его всё-таки стоило подождать, потому что «Яндекс» повёл сначала тропой через лесок, потом между строительными вагончиками с недружелюбными обитателями и сворой собак, а потом и вовсе по проезжей части.
«Мы ориентируемся на востребованность общественного транспорта. Раньше от "Алма-Атинской" автобус ходил раз в 15 минут, но с этого года интервал увеличен до часа, потому что теперь от "Марьино" общественный транспорт отходит каждые 15 минут», — пояснил опоздавшим журналистам директор службы эксплуатации и развития автовокзалов Мосгортранса Евгений Жигунов.
На самом деле мало кто добирается до вокзала от ближайших станций. Жители и гости города привыкли, что междугородние автобусы сконцентрированы на железнодорожных вокзалах и у нескольких других станций метро: «Черкизовская», «Партизанская» и «Кантемировская». Поэтому от них организованы шаттлы — большие комфортабельные автобусы везут до «Южных ворот» и ещё семи существующих автостанций.
«Часть перевозчиков выступила с инициативой и за собственные средства организовала шаттлы. За час-два они забирают своих пассажиров и бесплатно довозят их до вокзала», — пояснил Жигунов.
Сейчас в Москве на этих бесплатных маршрутах работает около 100 автобусов. Почти все выкрашены в синий цвет и напоминают городской транспорт.
Комфортный простор
Международный вокзал «Южные ворота» в рабочий полдень безлюден, в зале ожидания — не больше десяти человек, шаттлы привозят по пять пассажиров. Все проходят через рамки-металлоискатели и досматриваются полицией. Внутри чисто, просто, но приятно. Напоминает новый провинциальный аэропорт.
В зале ожидания есть бесплатный доступ в интернет, камеры хранения, комната матери и ребёнка, кафе с ценами ниже среднего. Обещают, что так будут оборудованы все существующие автостанции и те, что будут построены до 2020 года. Сейчас почти все они находятся на стадии проектирования.
«Вокзалы запланированы на станциях метро "Ховрино", "Селигерская", "Тушинская", "Спартак" и ещё на "Ботаническом саду". Всего запланировано порядка 13 автовокзалов, но они будут встроены в транспортно-пересадочные узлы», — уточнил представитель Мосгортранса.
Ещё одно новшество из будущего — безналичная оплата. «На автостанции можно оплатить билет карточкой. Если есть возможность зайти в интернет, то можно через сайт Мосгортранса без комиссии купить. Либо есть сайты партнёров, которые добавляют небольшую комиссию. Третий вариант — терминалы самообслуживания, которые есть на станциях, и "Элекснет". Это порядка 500 точек», — добавил Жиганов. А ещё недавно было разработано мобильное приложение покупки билетов на автобус, оно доступно для пользователей iOS и Android.
Не цена решает
Специалисты из Транспортного комплекса Москвы уверяют, что цены у легальных и нелегальных перевозчиков одинаковые.
«У нас даже ниже цены получаются, чем у нелегальных перевозчиков, процентов на 30. У нас нет необходимости поднимать тарифы. Не знаю, почему они поднимают периодически», — подтвердил генеральный директор автобусной компании «Столичная», которая с 2014 года обслуживает рейсы в Ростов-на-Дону, Ялту и Геленджик.
«Они (нелегалы — ред.) выигрывают месторасположением. Нелегальный перевозчик стоит в местах скопления людей — у железнодорожных вокзалов, около метро. Автовокзалы же, к сожалению, по строительным нормам не могут располагаться в центре города», — пояснил представитель Мосгортранса.
При этом перевозчикам работать теперь удобнее. Есть гарантированное место стоянки, возможность пройти медицинское освидетельствование, технический предрейсовый осмотр. «Нам удобнее то, что удобнее пассажирам. Ведь у нас за счёт этого увеличивается пассажиропоток — процентов на 50-60, — отметил директор транспортной компании. — В итоге число нелегалов заметно сократилось. Два года назад было где-то 40 на 60. А сейчас нелегальных осталось порядка 20 процентов об общего количества».
Кроме того, «Южные ворота» — это прямой выход на вылетную магистраль с выездами на основные трассы. В том числе на «Дон», который ведёт на южные курорты — самые популярные направления у пассажиров автобуса.
Только не в Ереван
По словам Жиганова, реформа автовокзалов окупается. Ежедневно они обслуживают 45 тысяч пассажиров, из них 15 тысяч отправляются на юг.
Самая дальняя точка, куда ходят легальные автобусы, — Дербент. Вообще перевозчики не берутся возить дальше, чем на 2,5 тысячи километров. По окончании курортного сезона самыми популярными внутренними направлениями становятся маршруты в города Московской области и Тулу.
Зарубежных маршрутов немного: Таллин, Вильнюс и города стран СНГ (в основном Белоруссии и Украины). Многие находятся в стадии оформления — это Казахстан, Киргизия и другие. Отвечая на вопрос о нелегальных маршрутах, представитель госкомпании «Организатор перевозок» предупредил о небезопасности рейсов в Ереван.
«В международном направлении Москва — Ереван считается несанкционированным направлением. По сведениям ГКУ "Организатор перевозок", на территории Москвы нет ни одного официального перевозчика, осуществляющего законные пассажирские перевозки в сторону Армении», — сказал замначальника организационно-планового отдела управления контроля за организацией пассажирских перевозок компании Виталий Амирьянов.
Подпольный рынок
По статистике «Организатора перевозок», в Москве действует примерно 30 нелегальных международных автобусных маршрутов и порядка 55 — межрегиональных. На них работают около 80 транспортных компаний. Бороться с ними можно только с помощью Кодекса административных правонарушений.
«По международным маршрутам штраф на водителя — от 100 до 500 тысяч, а компании выносится предписание об устранении нарушений. В случае невыполнения предписания транспортные средства задерживаются и перемещаются на специализированные остановки. В настоящий момент 364 автобуса международных компаний находится на спецстоянках до оплаты штрафов и с последующим прекращением своей деятельности», — уточнил Амирьянов.
Нелегальные перевозчики маскируются под разовые заказные рейсы, однако фактически они работают регулярно, по расписанию. Билеты продают через интернет или организуют незаконные кассы около железнодорожных вокзалов. Нередко деньги за проезд собирает сам водитель, не выдавая билет. В этом случае у пассажира нет гарантии, что при аварии он получит компенсацию.
Самое опасное в работе нелегалов — пренебрежение правилами безопасности. Водители могут отправляться в рейс без сменщиков или даже отрабатывать несколько маршрутов без сна и отдыха. Технический осмотр транспорта часто игнорируется.
Всё это, конечно, не подходит для основных пользователей междугородних автобусов — «челноков» с огромными сумками. «По нормам транспорной безопасности багаж не должен превышать двух сумок. Нелегалы же часто возят передачки. У нас на вокзалах сейчас строгая регистрация багажа. На сумку клеится бирка, как в самолёте. Тюки — это другая история, которая с вокзалами невозможна», — пояснил представитель Мосгортранса.
Возить товар Жиганов посоветовал челнокам грузовым транспортом, а не пассажирскими автобусами, которые для этого не подходят по техническим причинам.
Только стоимость найма фуры не сопоставима с местом в автобусе. А, как известно, есть спрос, будет и предложение.