Опубликовано 01 октября 2016, 17:40

Старинные троллейбусы проехали по городу...

...в поддержку современных
Старинные троллейбусы едут сегодня по Москве. Такие парады проводят каждую осень с 2013 года, когда отмечалось 80-летие выхода в рейс первого московского троллейбуса. Но только в этот раз повод особый, потому что год для «рогатого» транспорта выдался тяжёлым.
 Старинные троллейбусы проехали по городу...
Щербак Александр / ТАСС

Старинные троллейбусы едут сегодня по Москве. Такие парады проводят каждую осень с 2013 года, когда отмечалось 80-летие выхода в рейс первого московского троллейбуса. Но только в этот раз повод особый, потому что год для «рогатого» транспорта выдался тяжёлым.

Задел на следующий год

Из-за реконструкции центра летом с нескольких улиц, в том числе с Садового кольца и Тверской, убрали контактные линии. Тогда появилась полусекретная информация, что вместо троллейбусов запустят автобусы. Из-за этого в московских СМИ и блогах разразилась настоящая война.

Одни общественники и урбанисты писали тексты, снимали ролики и выступали на радио в защиту московского троллейбуса. Другие общественники и урбанисты объясняли, что троллейбус — транспорт устаревший, неудобный и даже опасный, и хорошо, если от него избавятся.

Но всё развеялось, как дым (вместе с собранными деньгами), когда летом на маршруты, оставшиеся без контактных сетей, вышли автобусы. А городские власти клятвенно пообещали, что это временная мера, и после окончания работ по программе «Моя улица» «рогатых» вернут.

Наконец большая стройка закончилась, и со дня на день электротранспорт должен снова пойти по центру. Правда, пока точно известно только про Тверскую и некоторые другие улицы, куда троллейбус вернётся в течение осени. Главная интрига сохраняется — информации о возврате троллейбусов на Садовое кольцо нет.

Работы по программе «Моя улица» продолжатся летом 2017 года. Поэтому возьмём на себя смелость утверждать: через девять месяцев предстоит очередной крестовый поход в защиту эклологически чистого и бесшумного транспорта. Не важно, будут к тому основания или нет.

Судьба столичных троллейбусов будоражила умы москвичей и раньше. Практически каждый слух о том, что где-то в Москве их хотят убрать, заставлял действительных и самозванных транспортных экспертов возвращаться на медийные баррикады.

«За» и «Против» — памятка блогерам

Аргументы сторонников и противников троллейбусного транспорта повторяются из раза в раз. Для тех, кто хочет подготовиться к грядущим боевым действиям, МОСЛЕНТА приводит краткий перечень аргументов «за» и «против».

Итак троллейбус Москве необходим, потому что он:

— стал частью истории города, так как первую машину запустили в столице в 1933 году;

— несмотря на слухи об устаревшей контактной сети, в центре он ходит по модернизированным линиям, что исключает возможность сброса штанг и увеличивает скорость прохождения поворотов до 60 км/ч. Значит, маневренность у него не меньше, чем у автобуса;

— не выбрасывает вредных веществ, в отличие от дизельных автобусов, каждый из которых ежегодно производит полторы тонны окиси углерода, тонну оксида азота, полтонны оксида серы и 200 кг твёрдых микрочастиц;

— добавляет улицам особый шарм, демонстрируя, что в городе заботятся об экологии и качестве жизни.

Все аргументы фонд «Городские проекты» собрал в видеоролик. А доводы «за» оглашают знакомые с детства советские дикторы.

Противники троллейбусов, как это не покажется удивительным, тоже упирают на экологию. По их мнению, электродвигатель не только не чище — он даже хуже для воздуха, чем двигатель внутреннего сгорания. Просто воздействует на окружающую среду опосредованно.

— Во-первых, электричество где-то надо брать. «Если в Москве всё будет хорошо, где-то обязательно будет плохо, потому что электричество нужно вырабатывать, — говорил этой весной в интервью LiveJournal Media президент Московского транспортного союза Юрий Свешников. — Самая простая гидроэлектростанция — это потеря плодородных земель, потеря рыбоводства, нарушение экологического баланса. Не говоря уже о тепловых и атомных станциях. ГРЭС могут топить углями не лучшего качества, и они дают достаточно большое количество дыма и осадков. То есть если в городе меньше выхлоп, то где-то выхлоп больше».

— Во-вторых, привязанная к контактной сети машина заставляет других участников движения чаще тормозить и разгоняться. И выхлопы всех окружающих троллейбус машин увеличиваются кратно. «Троллейбус, если он работает в общем потоке транспортных средств, является экологически опасным видом транспорта. Понятно, что он электрический, у него никакого выхлопа нет. Но количество разгонов-торможений других участников движения, маневрирующих вокруг медленно едущего троллейбуса, порождает не очень приятные экологические последствия», — пояснял директор Института экономики транспорта и транспортной политики Михаил Блинкин.

Собственно, на этом доводы «против» заканчиваются. А электротранспорт противники «рогатых» предлагают менять на... автобусы. Новые, соответствующие экологическим стандартам.

Тем, какой вред экологии приносят автобусы, несколько лет назад озаботились в НИИ Охраны атмосферного воздуха. Учёные сравнили средние ежегодные выхлопы от автобуса с тем, что производит легковой автомобиль и грузовик. Причём измерения они проводили, когда в России ещё действовал стандарт Евро-4. Он вдвое мягче нынешнего. Кстати, заметим, что бензиновые автобусы вообще не выбрасывают твёрдых частиц — сажи, на которые пеняют защитники троллейбусов.

По данным НИИ Охраны атмосферного воздуха, Санкт-Петербург

По данным НИИ Охраны атмосферного воздуха, Санкт-Петербург

Статистики говорят, что московский автомобиль в среднем перевозит полтора человека. Получается, что автобус на бензине становится экологичным транспортом, если в нём едет не менее пяти пассажиров. При этом он не увеличивает выхлопы от автомобилей, которых на дороге в городе больше на порядок. Так что даже если бы все троллейбусы Москвы (около 1.500 тысяч машин на 77 маршрутах) заменить на автобусы, экологический эффект ощутимым не станет.

Власти сделают по-своему

Нельзя не заметить, что спорщиков о будущем троллейбуса, как правило, меньше всего волнует, что говорят городские власти. А они хоть и обещают вернуть, но делают это по-своему. Так, на Тверской улице, где вскоре снова должны поехать троллейбусы по маршруту Т1, не будут заново вешать контактные линии. Вместо этого город закупил у саратовского предприятия «Тролза» 12 троллейбусов с автономным ходом. Они, используя аккумуляторы, могут ехать там, где нет контактной сети, но не более 15 километров. А затем, подняв штанги и зацепившись за контактную сеть, подзаряжаются. Их поставка и выход на линии, как сообщили МОСЛЕНТЕ в пресс-службе Департамента транспорта столицы, ожидается в ближайшее время.

На Садовое, по которому проходили шесть троллейбусных маршрутов, провода всё-таки вернут. «Троллейбусное движение на Садовом кольце будет восстановлено после окончания ремонтных работ и восстановления контактной сети», — сказали МОСЛЕНТЕ в пресс-службе «Мосгортранса».

Кроме того, некоторые троллейбусные маршруты в центре получат выделенные полосы: на Кремлёвском кольце (от Лубянской до Боровицкой площади), Таганской улице, Воздвиженке и участке Малой Дмитровки. И даже более того: специально для пассажирского транспорта сделают прямые проезды через Садовое — напрямую с Долгоруковской улицы на Малую Дмитровку, и с Большой Никитской на Баррикадную. Для этого там даже поставили специальные светофоры. Кстати, под это сюда вернут обычные пешеходные переходы типа «Зебра» — их уже рисуют. То есть повезёт не только пассажирам, но и пешеходам.

 Старинные троллейбусы проехали по городу...

© Сергей Бобылев / ТАСС

Однако от идеи освободить электротранспорт от проводов дорожники, видимо, не отказываются. Сейчас на московских улицах тестируются белорусский троллейбус с дизель-генераторной установкой. Он, по словам главы «Мосгортранса» Евгения Михайлова, «будет испытываться до конца года». Есть аналогичная машина от КАМАЗа — тесты планируют завершить «до конца октября». «Китайский образец электробуса к нам может прийти в октябре. Мы планируем протестировать его в условиях русской зимы, так как эти машины никогда не эксплуатировали при минусовых температурах», — добавил Михайлов.

Впрочем, закупки классических троллейбусов тоже не прекращаются: в этом году проведут конкурс, победитель которого поставит в Москву 20 новых электромашин.

«На Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе (СВАРЗ) в настоящее время организовано производство новых троллейбусов на базе кузова МАЗ. В 2017 году планируется выпустить 88 новых троллейбусов для работы на городских маршрутах», — отметили в «Мосгортрансе».

Особый шарм

С тем, что троллейбус добавляет городским улицам особый шарм, его противники даже не пытаются спорить. С осени 1933 года, когда по Москве протянули первую троллейбусную линию, этот вид транспорта стал визитной карточкой многих российских городов, не только столицы.

Хотя завоевал сердца москвичей не сразу. Долгое время по первой линии (от Тверской заставы вдоль Ленинградского шоссе до моста Окружной железной дороги в Покровском-Стрешневе) ходил один единственный ЗИС, и встретить его было большой удачей. Вторая машина в первый же день испытаний проломила пол в гараже и сломалась. Но уже к концу 1934 года по двум линиям в столице курсировали 36 электромашин. С тех пор открылись сотни маршрутов, по городу проехали тысячи троллейбусов.

Сейчас «рогатые» не только вошли в «структуру городской мобильности», как говорят урбанисты — они вошли в городской фольклор. Доказательства тому — в музыкальной подборке МОСЛЕНТЫ.

Синий троллейбус Булата Окуджавы

В клипе показывают современный пешеходный и уже «офонаревший» Арбат. Он имеет мало общего с тем Арбатом, про который пел Окуджава. Но «тот самый» троллейбус в нём всё же мелькает. Это МТБ-82Д. Машина выпускалась с 1946 по 1961 годы. МТБ — это Московский ТроллейБус. А «82» — это Завод №82 Народного Комиссариата авиационной промышленности СССР.

Троллейбус имени Юрия Деточкина

Люба, невеста честного вора Юрия Деточкина из кинофильма Эльдара Рязанова «Берегись автомобиля» водила СВАРЗ-МТБЭС. Такой тип троллейбусов выпускался с 1958 по 1967 годы на Сокольническом вагоноремонтно-строительном заводе (СВАРЗ).

Троллейбус Виктора Цоя и Мумий Тролля

ЗиУ-9 начали собирать на заводе им. Урицкого в 1972 году. К 1983 году, когда появился альбом Виктора Цоя и группы Кино «46» с песней Виктора Цоя «Троллейбус», было выпущено уже несколько тысяч машин. А модификации модели продолжает ходить по некоторым городским маршрутам до сих пор.

С некоторой натяжкой цоевский троллейбус (тот же ЗИУ-9, но более поздняя модификация, скорее всего, ЗИУ-682) можно назвать ещё и троллейбусом имени Мумий Тролля. Тем более, что у Цоя троллейбус идёт на Восток, а у Лагутенко — на Владивосток. Клип «Четвёртый троллейбус» вобрал в себя многое из неформальной истории Владивостока 80-ых годов. А сам троллейбус по этому маршруту с Ильёй Лагутенко за рулём пустили специально для съёмок клипа. До этого он не ходил уже несколько лет.