19 сентября 2016 в 08:00

Как улучшить МЦК

Собрали предложения экспертов и пассажиров по совершенствованию кольца
Дмитрий Лебедев / МОСЛЕНТА
Московское центральное кольцо (МЦК) работает пока бесплатно. Отчасти это для того, чтобы собрать комментарии и предложения по улучшению работы. Их обещают учесть. На что-то реагируют сразу, а что-то требует больших трудовых и финансовых затрат. МОСЛЕНТА поговорила с экспертами и пассажирами и обобщила их пожелания. Впрочем, запуск пассажирского движения по железнодорожному кольцу в целом вызвал положительную реакцию практически у всех.

Московское центральное кольцо (МЦК) работает пока бесплатно. Отчасти это для того, чтобы собрать комментарии и предложения по улучшению работы. Их обещают учесть. На что-то реагируют сразу, а что-то требует больших трудовых и финансовых затрат. МОСЛЕНТА поговорила с экспертами и пассажирами и обобщила их пожелания. Впрочем, запуск пассажирского движения по железнодорожному кольцу в целом вызвал положительную реакцию практически у всех.

Спорные названия

Специалисты считают спорными как минимум названия трёх станций кольца. В первую очередь это касается «Зорге». Недалеко от неё действительно есть улица, названная именем советского разведчика и даже памятник ему, однако слова «улица» в названии платформы нет.

«Если проводить аналогию, то это то же самое, что например: „Осторожно, двери закрываются, следующая станция – „Гагарин“ или „Кутузов“. Это не совсем это вписывается в правила и традиции русской речи», - считает координатор общественного движения "Архнадзор" Юрий Егоров.

Reload
1 / 2

Фото: сайт www.archnadzor.ru

Кроме того, по его мнению, само название притянуто за уши, и есть более подходящее. «Станция находится точно на месте существовавшего здесь исторического остановочного пункта „Военное Поле“, построенного вместе с Окружной железной дорогой. Сам топоним существует более ста лет - там были военные лагеря», - пояснил собеседник МОСЛЕНТЫ.

Письма с историческим экскурсом «Архнадзор» отправил в специальную комиссию по топонимике правительства Москвы и в РЖД. В ближайшее время, возможно, будут составлены обращения и по поводу "Локомотива" с "Крымской". Историческое название первой станции - "Черкизово", которое всем москвичам хорошо известно как минимум по скандальному рынку. "Такое чувство, что взяли то, что первое пришло в голову: вместо „Севастопольского проспекта“ - „Крымская“. Ведь Крымский мост и Крымская площадь - это „Парк культуры“. Москвичи, наверно, разберутся, а вот те, кто редко бывают, могут запутаться", - добавил Егоров.

Сложная навигация

Пока МЦК не самым удачным образом вписывается в транспортную карту города, полагает председатель Союза пассажиров Кирилл Янков. Эксперт делит проблемы МЦК на две категории: решаемые легко и сложно. Проблемы первой категории вместе с путями решения будут представлены руководству метрополитена до конца недели. К ним, в частности, относится несовершенная система навигации.

«Единственная подземная станция МЦК — Площадь Гагарина“ — имеет не один вход, как на всех станциях метро, а два отдельных, и пассажир, входя в один из них, не знает, в какую сторону уедет его поезд. Или, например, станция МЦК „Автозаводская“, учитывая её соседство с одноимённой станцией метро, будет очень востребована и нагружена. Но единственный выход с платформы интегрировали в надземный крытый переход, появившийся ранее при строительстве Третьего транспортного кольца. Он настолько узкий, что там могут пройти только два человека: по одному в каждую сторону. Все это надо исправлять, иначе будет давка», — цитирует его Газета.ru.

Старший научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Павел Зюзин считает, что проблем с недостатком указателей нет, однако предлагает сделать наземные переходы более комфортными. «Возможно, стоит накрыть пешеходные маршруты. Например, на „Шоссе Энтузиастов“ и на „Автозаводской“», - уточнил он МОСЛЕНТЕ.

Пользователи соцсетей во мнениях разошлись.

Схемы мелковаты

Наши читатели обратили внимание на то, что новые схема напечатаны очень мелким шрифтом. "Названия станций без очков не различить. Смотрю, даже студенты лезут над головами сидящих как можно ближе к новым схемам, чтобы хоть что-то разглядеть. А люди за 40 лет и более - только в очках, - написал нам Валерий Коротков. - Также в новой схеме не понравилась „зелёная рябь“ с указанными якобы зелёными зонами. Это, конечно, круто подчеркнуть, что Москва утопает в зелени, но рябь отвлекает и сбивает с толку. Как это относится к транспортному движению? Это же не карта, а схема".

Эксперты согласились, что выбранный шрифт удобен далеко не всем. "Не секрет, что более 30% наших граждан, большая часть которых по разным причинам не пользуется очками, страдают близорукостью. Я уже не говорю о пожилых людях с возрастными изменениями зрения и другими заболеваниями, для которых мелкий мелькающий шрифт – ещё и дополнительная нагрузка на орган зрения. Хотелось бы, чтобы те, кто отвечает на наглядную информацию на транспорте, не забывали об этом и менее формально относились к своей работе. А то получается, что схема есть, а пользоваться ей невозможно", - сказал доктор медицинских наук, замдиректора НИИ глазных болезней Валерий Еричев.

Кристине Папян / МОСЛЕНТА

Другой собеседник МОСЛЕНТЫ обратил внимание на то, что невозможность разглядеть что-либо может отражаться и на настроении. "У людей пожилого возраста, как и у детей, имеется большая зависимость психологического комфорта от способности видеть. Во всяком случае, способность чётко ориентироваться в пространстве является важной составляющей качества их жизни. И здесь важно отметить, что размеры шрифтов, которыми пишется информация на указателях, должны соответствовать остроте зрения 0,1-0,2 с комфортного расстояния. Обычно это 10-15 метров для пешеходов. Объекты меньшей величины уже вызывают дискомфорт и нервозность", - разъяснил академик АМТН РФ, доктор медицинских наук, руководитель детских глазных клиник "Ясный Взор" Игорь Азнаурян.

Вопрос безопасности

Платформы МЦК получились довольно узкими по сравнению с метро. При сегодняшнем потоке проблем явно нет, но прогноз по пассажирам - не меньше, чем на одну линию подземки. А это уже много.

"И станции островного типа и с боковыми платформами всё-таки надо было оборудовать дверьми, которые ограждали бы ожидающих поезда пассажиров. Эти барьеры называются „горизонтальный лифт", то есть двери по принципу лифта открываются. Соответсвенно, ни по своей, ни по чужой воле пассажиры не имеют возможности упасть на рельсы", - пояснил Зюзин. Такое решение распространено в Китае, но в России реализовано только в Питере.

Дмитрий Лебедев / МОСЛЕНТА

Небольшие проблемы может создать и отсутствие боковых ограждений, то есть большинство станций имеют только крышу и продуваются. Зимой на платформах, скорее всего, будет образовываться наледь.

Антивандальные меры

15 сентября начальник Московского метрополитена Дмитрий Пегов рассказал о случаях вандализма, которые удивили его. С первого же дня в вагонах появились граффити и царапины на окнах.

Эскперт из Института экономики транспорта и транспортной политики считает, что ничего неожиданного в этом нет. "Да, „Ласточки“ - это высококомфортный транспорт, но в городских условиях при массовых перевозках он будет подвержен вандализму", - сказал он.

В первую очередь нарушителям играет на руку сквозной проход через весь поезд. "В нашем коллективе на эту тему идут дебаты, - поделился Зюзин. - Но я придерживаюсь такой точки зрения, что открытие сквозного прохода в процессе движения, недопустимо. Это сильно интенсифицирует торговлю с рук и расклейку объявлений, а также способствует нанесению граффити, потому что есть возможность быстро покинуть место преступления. Зря они это сделали".

Дмитрий Лебедев / МОСЛЕНТА

Не подходит для городского транспорта и принятое в «Ласточке» расположение сидений — плечом к окну. Традиционное для метро «друг напротив друга» было бы лучше. "Посадка лицом к лицу создаёт психологический эффект ответственности друг перед другом. В метро, например, такая посадка не позволяет наносить граффити. Когда же часть пассажиров сидит спиной к другой части, то это делает противоправные действия более возможными", - уверен собеседник МОСЛЕНТЫ.

А ещё, при отсутствии достаточного контроля, МЦК может стать любимым местом, как говорят в метро, "лиц в пачкающей одежде и занимающихся попрошайничеством". Потому что спать в вагонах очень удобно - особенно на трёх смежных сиденьях, подлокотники которых откидываются.


Руководство метрополитена и РЖД признаёт, что ещё многое требует доработки. Для этого даже создан мониторинговый центр, а совещания в департамента транспорта проводятся еженедельно. На сегодня собрано около 200 обращений от пассажиров. Некоторые меры, которые могут решить перечисленные проблемы, уже приняты.

Например, пассажиров начнут предупреждать на каждой станции, с какой стороны будет выход на платформу. На 15 транспортно-пересадочных узлах установили 800 дополнительных навигационных указателей и схем, сообщает сайт московской мэрии. С октября в каждом поезде появится охранник, что должно снизить уровень вандализма. А ещё в ближайшее время для удобства мам с колясками и маломобильных граждан скорректируют высоту и расстояние между поездами и платформами: специальные машины поднимут, опустят или придвинут пути. Для этого, правда, придёся на некоторое время остановить движение по всему кольцу.