Транспорт Москвы стал на 50% ближе к идеалу
Столица приближается к цели в несколько раз быстрее европейских городовТранспортная система Москвы за последние шесть лет приблизилась к условному идеалу на 50%. Это раз в десять быстрее по сравнению с тем, как развивались в сфере дорожного хозяйства европейские города. Многие изменения пришлись на текущий год: реформа маршруток, запуск МЦК, модернизация сети общественного транспорта и так далее. Промежуточные итоги подвёл заместитель мэра, руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов на встрече с журналистами.
«Европейцы уже прошли тот длинный путь, который мы только проходим. Они обустроили пешеходную инфраструктуру, наладили работу городского транспорта. Некоторые с 60-х годов ввели платную парковку, где-то сделали платный въезд и так далее. Они это делали 50 лет в среднем. Скоро у нашего мэра будет шестилетие — мы за этот период сделали где-то 50% для того, чтобы был идеальный комфортный город», — сказал он.
По словам Ликсутова, сейчас идёт тонкий процесс настройки, поиск разумного баланса между личным и общественным транспортом. При этом сравнивать Москву с одним конкретным иностранным городом в плане развития транспортной системы нельзя. «Москва отличается от всех. У нас в центре больше 30% рабочих мест и 8% жилья — в остальных городах по-другому… Автомобильный поток утром и вечером — реальная проблема, которую достаточно тяжело решить», — заметил заммэра.
Шире круг
В понедельник на Московском центральном кольце (МЦК) закончился тестовый месячный период, в течение которого поездки были бесплатными, а власти собирали отзывы и предложения о работе железнодорожной магистрали. Как рассказал Ликсутов, введение платы не повлияло на число пассажиров.
Специалисты транспортного департамента сравнили пассажиропотоки в прошлый вторник с начала работы до 14:00 и в этот. Выяснилось, что сегодня за первую половину дня по кольцу проехало 114 тысяч человек, а за вторник неделей ранее - 112. При этом около 75% пассажиров пересели из метрополитена. Плату за пересадку не взымают, поэтому для большинства вообще ничего не изменилось. В общей сложности за месяц по МЦК проехало 6 млн пассажиров.
Кстати, с сегодняшнего дня на МЦК стало на две станции больше — открылись «Соколиная гора», благодаря которой у 85 тысяч жителей одноимённого района появилась станция рельсового транспорта рядом с домом, а также «Дубровка» с пересадкой на одноимённую станцию Люблинско-Дмитровской линии.
Как сообщалось ранее, МЦК разгрузило десяток станций метро примерно на 10%. И это хорошо. А вот для монорельса — плохо. Там пассажиропоток упал с 13 тысяч человек в сутки до 8 тысяч. Тем не менее, речи о закрытии монорельса не идёт. Возможно, он будет использоваться в туристических целях.
Новейший парк
Москвичи и гости столицы пользуются услугами самого молодого и самого экологичного автобусного парка на территории Европы, рассказал Ликсутов. Во многом этому поспособствовали реформы маршруток и плановых закупок. Ближайшая намечена на конец года.
До конца года в парк городского перевозчика должно поступить 460 автобусов разной вместимости и 20 троллейбусов. «Начальная цена контракта 4,25 миллиарда рублей», — уточнил заммэра. По условиям конкурса, все машины должны быть экологического класса, приспособлены для перевозки всех категорий граждан, оснащены информационными табло, отвечать всем требованиям безопасности и комфорта пассажиров, аналогичных тем, что применяются крупнейшими транспортными предприятиями мировых мегаполисов.
Ликсутов также подвёл итоги трёх дней работы маршрутной сети «Магистраль», которая вернула автобусы туда, где их не было 20 лет. «За три дня после запуска сети ей воспользовались 878 тысяч пассажиров. Как ожидалось, больше всего пассажиропоток вырос именно на магистральных маршрутах, когда москвичи приезжали на работу из отдалённых районов», — уточнил он и добавил, что создание маршрутной сети не стоило ни одного парковочного места.
Куда поставить
На днях в Москве закончилась инвентаризация парковочного пространства. Об её итогах Ликсутов тоже рассказал журналистам. Всего число парковочных мест разных типов на территории «старой» Москвы составляет более 3,281 млн единиц. Они бывают четырёх видов: парковки на улично-дорожной сети, плоскостные (городские и негородские), во дворах и капитальные.
«Наибольшее число мест в дворах — 1,506 млн мест, плоскостные городские и негородские, которые имеют шлагбаум и забор, — 777 тысяч мест, капитальные парковки в жилых домах или в ТЦ — 682 тысячи, парковка на улично-дорожной сети — 316 тысяч», — уточнил Ликсутов.
В частности, внутри Бульварного кольца — 18 тысяч мест, из которых 4 тысячи находятся на дорожной сети. Это число немного изменилось в ходе реализации программы благоустройства «Моя улица» — мест стало на 3-4% меньше.
В дворах из 1,5 млн мест 10% защищены шлагбаумами, остальные — нет. И власти призывают горожан подумать о том, чтобы установить их по программе правительства Москвы, которое возвращает 70% суммы.
Из 777 тысяч мест плоскостных парковок 91% так или иначе оплачивается автовладельцами. 682 тысячи мест на капитальных парковках также являются платными — даже во дворах, отметил он.
При этом ежедневно в Москве передвигается от 3,4 до 3,65 млн транспортных средств, и только половина — с московскими номерами.
Торговля в метро
Московский метрополитен подвёл итоги открытого конкурса на размещение в переходах вендинговых автоматов. Всего было разыграно 290 мест на 27 станциях.
«В электронных торгах участвовали семь компаний, в результате стоимость одного метра сегодня составляет 33,5 тысячи рублей при начальной цене в 7,5 тысячи рублей», — рассказал Ликсутов, уточнив, что победителем стала компания «Межотраслевое инвестиционное агентство». С ней заключён контракт на пять лет.
По словам Ликсутова, в конкурсную документацию были внесены несколько видов товаров, самыми востребованными из которых оказались безалкогольные напитки, бутилированная вода, кофе и цветы — готовые букеты. Последние попросили сами пассажиры, принявшие участие в опросе. А вот сэндвичей пока не будет.
На этом контракте метро сможет зарабатывать 116 млн рублей в год. Приличная сумма положена и по контракту на рекламу в подземке, который уже заключён.
«Коллеги должны ещё инвестировать деньги в создание современных медианосителей. И уже размещать необходимое оборудование, — отметил Ликсутов. — Мы очень довольны, большие деньги нам должны заплатить: почти 7 млрд рублей у нас есть гарантия банка “Открытие”» .
Правда, не очень удобно получилось с выигравшей этот конкурс «Трейдкомпани». «Это один из совладельцев «Автосэла», который нам проиграл все суды и должен почти 2 млрд рублей. Вот такой закон у нас о конкурсных процедурах — не имеем права не допускать кого-либо», — уточнил заммэра.
Дисциплина растёт
Количество нарушителей правил дорожного движения среди автомобилистов сокращается — водители стали дисциплинированнее и предусмотрительнее на дорогах.
«Количество нарушений правил стоянки и остановки снизилось на 6% в 2016 году. С января по август этого года инспекторами МАДИ, а также комплексами фото- и видеофиксации выявлено более 500 тысяч нарушений — это меньше, чем за аналогичный период прошлого года примерно на 6%», — сказал глава департамента.
Практически исчезли в Москве стихийные парковки. Кроме того, за последние три месяца на 13% снизилось количество задержаний рядом со знаком «Работает эвакуатор». «Водители стали более дисциплинированными в отношении соблюдения правил дорожного движения», — уверен Ликсутов.
Активно сейчас идёт борьба с нелегальными маршрутками. Проблема состоит в том, что полномочий по задержанию транспорта у департамента нет, а многие жалобы оказываются ложными, потому как значительная часть маршрутов связана с областью — на неё реформа не распространяется. А вообще, отметил Ликсутов, нелегалы были всегда — просто сейчас они заметнее на фоне однотипных синих микроавтобусов. В целом обращений по маршруткам сейчас совсем мало — 50-60 за сутки.
Беспилотник в городе
Зашла на встрече с Ликустовым и речь о технологиях будущего. В частности, он не исключил появления на улицах города беспилотного транспорта.
«Да, наверное (это возможно). Провозглашаю: возможно, будет», — со смехом ответил заместитель мэра на соответсвующий вопрос.
Но затем уже более серьёзно добавил — пока это вопрос довольно отдалённого будущего. «Ещё технологии такой нет. Если будет, Москва, уверен, будет в авангарде тех городов, которые приспособят свою инфраструктуру для использования таких машин... Я бы с удовольствием занялся этим. Но пока даже не понимаю требования к инфраструктуре», — сказал он.