Что нужно Москве

Урбанистика
Фото: Komsomolskaya Pravda / Global Look Press

Главный редактор Archdaily.com и сотрудники администраций Нью-Йорка, Мадрида, Тель-Авива и Бильбао объясняют, как нам обустроить Москву.

Асаф Замир, основатель израильской молодёжной партии Rov Ha'Ir, самый молодой заместитель мэра Тель-Авива в истории города. Курирует вопросы образования и молодежной политики

Проводить конкурсы программистов

У нас есть маленький проект, который имеет огромное значение для города — ежегодный конкурс It's up to you (Это зависит от тебя, - ред.) по аналогии с Хакатоном (марафоны программирования, где команды, состоящие из программистов, дизайнеров и менеджеров, соревнуются в создании программ и приложений - ред).

Условия конкурса такие: приложение должно делать жизнь в городе удобнее и лучше, команда победителей получает денежный приз. Во время конкурса мы предоставляем разработчикам свободный доступ ко всей информации, ко всем городским базам данных: о транспорте, коммуникациях, окружающей среде, переработке вторсырья, культуре, спорте, образовании, — о каждом аспекте жизни Тель-Авива. Причём эту же информацию граждане могут запрашивать в течение года и мы её предоставляем по запросу. Мы стараемся делать её доступной, чтобы она работала.

Каждый год сервисы, получившие призы, делают жизнь в Тель-Авиве удобнее. Это касается самых разных сфер городской жизни. И самое главное, It's up to you позволяет таким образом донести инновации до горожан, потребителей.

Fcc4e6fa9a9fa24a6a6d79b876dd222ac67010d4

Активный гражданин - скульптурная композиция возле метро Третьяковская

Фото: Вадим Полищук / Фотобанк Лори

Привлекать молодых в политику

Молодые люди должны вливаться в политическую жизнь, входить в правительства, администрации. Я один не смог бы пробиться в заместители мэра в 28 лет. Это не путь одиночек; молодёжные сообщества, партии должны выдвигать своих представителей. В моём случае все произошло именно так. Молодым обязательно нужно участвовать в принятии политических решений, вливаться в этот процесс, потому что у нас более критический взгляд на происходящее. К тому же, когда власть запускает инновационные программы, мнение и компетенции молодых должны обязательно учитываться.

Повысить внимание к начальному обучению и новым технологиям в школе

Есть два универсальных правила, с которыми я столкнулся, курируя сферу образования. Первое: первостепенное значение имеет правильное построение системы обучения в раннем возрасте, от семи до десяти лет. На этом этапе принципиально важно предоставлять детям равные возможности, тем самым предотвращая социальный разрыв будущем. Так что, по моему мнению, организации обучения в начальной школе надо уделять повышенное внимание.

И второе: надо постоянно думать, как применить новые технологии, чтобы улучшить сам образовательный процесс. Потому что, если задуматься, станет ясно: и то, как устроен кабинет, классная комната, и то, как педагог передаёт знания, преподносит материал детям, за последние сотни лет практически не изменилось. К сожалению, это одна из тех областей, в которую инновации по-прежнему приходят очень медленно.

Пурнима Капур, руководитель департамента городского планирования Нью-Йорка

Позволить художникам заселяться в старые здания промзон

Если говорить о промзонах Нью-Йорка, то вначале их нелегально заселили художники, музыканты, которые привнесли туда то, что мы называем cool factor (модный фактор — ред.). Там начали открываться кафе, магазинчики... И такие районы постепенно стали восприниматься не как дикие и заброшенные, а как привлекательные и модные. И тогда город начал создавать в таких местах инфраструктуру, позволяющую сделать эти территории местами для самой разноплановой активности.

C4aecc2f25e3e78f27a4a8b1b16f5ada9c2d6cd4

Южный порт. Промзона

Фото: Константин Кокошкин / Global Look Press

Менять стандарты соответственно ситуации

Мы ввели практику «ре-зонирования». Обычная практика городского зонирования задает стандарты того, насколько высокими могут быть постройки, как далеко или близко от жилых и деловых пространств могут находиться общественные пространства вроде парков. Но мы в департаменте городского планирования в определённый момент осознали, что нельзя работать по-старому, в одном месте сосредотачивать офисные пространства, в другом — парки, в третьем — жилые здания. Мы сказали себе: Нью-Йорк всегда был городом, где всё перемешано, люди живут рядом с работой, а это значит, в частности, что и парки должны располагаться поблизости.

И мы заново изучили и оценили, какие районы располагаются рядом с промзонами, кто там живёт, какие молодёжные сообщества представлены. И разработали план по созданию системы парков в этих бывших промзонах. Парков, выходящих на набережную.

Мы изменили правила зонирования, позволив владельцам земли и инвесторам строить больше зданий, увеличить их этажность, при этом поставив обязательным условием создание общедоступного парка. Таким образом мы создали схему, а воплощением и финансированием этого проекта занялись представители частного капитала.

Дэвид Басульто, один из создателей и главный редактор Archdaily.com — самого популярного в мире ресурса, посвященного архитектуре

Продолжать и развивать архитектурные конкурсы

Открытые архитектурные конкурсы — это отличная практика. Таким образом вы впускаете в город идеи многих талантливых людей, которые ценят такую возможность и «выкладываются по полной». У себя, в Латинской Америке, мы видели это на примерах городов Медельин и Богота в Колумбии, в которых сильна архитектурная традиция, но в наши дни они выглядят современно только благодаря системе открытых архитектурных конкурсов. Поддерживая и развивая традицию их проведения в Москве, вы в итоге улучшите город.

Мне трудно сказать, что чего-то в Москве не хватает. Но есть тенденции, которые надо развить, и это пойдёт на благо городу. Например, наладить канал взаимодействия между теми, кто проводит академические исследования, представителями городских властей и девелоперов.

4672073e9e6d2422029e0769666b04c111b9805e

Музей современного искусства Гараж

Фото: Новиков Максим / АС Рус Медиа / PhotoXPress.ru

Создавать авангардную архитектуру

Чтобы быть одной из мировых столиц, город должен создавать примеры авангардного мышления, авангардных решений в самых разных областях. И обеспечивать их экспорт во внешний мир.

И я вижу, как Москву начинают узнавать во всём мире благодаря вашим графическим дизайнерам, архитекторам, модельерам. Если сравнивать с прежним, изолированным состоянием столицы советской России, то вы добились уникального результата.

Простой пример: Moscow Fashion Week теперь заметное событие в международной индустрии моды, например. А в советские годы никому и в голову не пришло бы назвать Москву одной из столиц мировой моды.

Ансуаза Ансьер, представитель городского совета Бильбао

Делать ставку на сотрудничество с ведущими мировыми архитекторами

Во-первых, мы изменили подход к использованию свободного пространства. На месте, где раньше были портовые склады, теперь находится музей Гуггенхайма. А там, где когда-то находился контейнерный склад, — здание университета. Соответственно, территории, которые освободились от промышленности, были отданы для культурных и образовательных объектов, для жилой застройки.

Во-вторых, мы делали ставку на сотрудничество с ведущими мировыми архитекторами: Захой Хадид, Фрэнком Гери, Норманом Фостером, Филиппом Старком. Новые здания, построенные по их проектам, помогли нам выйти на международный уровень. Строения возводились во всех районах города и позволили преобразовать Бильбао с соблюдением самых высоких современных стандартов. Кроме того, мы покупали произведения искусства и устанавливали их на возвращённых городу территориях, освободив их тем самым от промышленного использования. Как только город становится привлекательным, он буквально оживает во всех смыслах, например, активнее начинает развиваться экономическая деятельность.

4407dcd460e6c418901d3596f8e7821c62498429

Музей Гуггенхайма в Бильбао.

Фото: Moreno, J. / Global Look Press

Ограничить въезд автомобилей в центр

Очень важно обеспечивать мобильность внутри города, сделать его более дружелюбным для пешеходов. Это в свою очередь требует создания препятствий для эксплуатации частных автомобилей, что всегда вызывает бурю недовольства. Но в Бильбао мы работали в этом направлении и добились очень хороших результатов: сегодня автомобили используются только для 12% перемещений в черте города.

Уличные проблемы по всему миру одинаковые. Автомобили занимают всё свободное пространство, которое предлагает город. Из-за них улицы становятся некрасивыми и менее живыми.

Создавать технопарки в старых промышленных зданиях

Кроме того, нужно очень чётко разделить промышленные здания, которые сегодня находятся на возрождаемых территориях, на те, которые имеют какую-то ценность и будут сохранены, и те, от которых можно избавиться. Здания, представляющие какую-либо историческую ценность, можно реконструировать и использовать для проведения спортивных и культурных мероприятий — это вдохнёт новую жизнь в район. В Бильбао мы часто используем такие строения в качестве площадок для создания стартапов и размещения творческих мастерских. Этот подход активно используется при работе с промышленными зонами, которые ещё остаются в нашем городе.

A487186d6a2179e243c2a01aaa7bfb75bd11f326

«Арма завод»

Фото: Константин Кокошкин / Global Look Press

Активно привлекать местных жителей на этапе проектирования

Чтобы снизить вал возможной критики, нужно вовлекать граждан как в создание основного проекта, так и в разработку отдельных его частей, которые напрямую затрагивают горожан: например, в проектирование мест общественного пользования. Дело в том, что архитектор, допустим, может считать идеальным решением мощёную камнем площадь, а горожане представляют на этом месте зелёный сквер, где можно гулять с детьми. Практика показывает — даже небольшой шаг может полностью изменить отношение горожан к проекту: как вариант, создание небольшого парка с детской площадкой, где бабушки и дедушки из соседних домов смогут отдыхать и наблюдать, как резвятся их внуки. При таком подходе новый проект не станет каким-то чужеродным элементом, насильно внедрённым в район.

Антони Вивес, вице-мэр Барселоны в 2011-2015 годах

Предотвращать пробки при ремонте, предлагая альтернативные маршруты

Когда мы проводим работы, связанные с расширением улиц, оптимизацией автомобильных потоков в городе, то пробок не возникает. Во-первых, потому, что население знает, каких маршрутов лучше избегать. Во-вторых, автомобилистам предлагают несколько альтернативных путей. Удивительно, но (в Барселоне - ред.) автомобильный поток даже выравнивается по городу.

Использовать и анализировать большие объемы данных

В наши дни появилась принципиально новая возможность принимать решения по развитию, управлению городом, основываясь на анализе большого объёма данных.

Не нужно больше работать по-старому, проводя опросы, выясняя индивидуально, в какие часы люди едут на работу, идут на обед, как часто пользуются поездом и какую часть дня проводят дома. В наши дни достаточно проанализировать данные роутеров, раздающих Wi-Fi, и данные компаний-операторов мобильной связи — и вы получите исчерпывающую карту действий горожан, причём с уточнениям по месяцам, дням недели и часам.

Современные компьютеры очень быстро обрабатывают даже огромные объёмы таких данных. Надо научиться использовать их при принятии решений на уровне города, взять за правило реагировать быстро и выбирать эффективные пути реализации проектов. Когда это происходит, резко возрастает скорость реализации городских программ. И как результат, город становится удобнее и уютнее.

Любой проект можно убить, если команда урбанистов, его реализующая, принимает решения на основании только интуиции и некоем видении «того, как правильно». А не на исследовании и изучении реалий. Интуиция важна! Но работает она и даёт результаты только в комбинации с анализом данных.