Опубликовано 29 июля 2019, 00:08
9 мин.

«Люди часами стояли в очереди, чтобы войти»

Он создал самый фантастический парк в мире. Как ему это удалось?
Один из самых «зеленых» спикеров Московского Урбанистического Форума 2019, генеральный директор сингапурского парка Gardens by the bay Феликс Ло рассказал МОСЛЕНТЕ, как должен быть организован современный парк в большом городе.
«Люди часами стояли в очереди, чтобы войти»
Фото: Gardens by the Bay

Где та тонкая грань на пересечении дизайна, новых технологий и, собственно, искусства садовников, ландшафтных дизайнеров, на которой выстраивается современный парк? Такой, как Gardens by the bay.

Чтобы ответить, расскажу немного об истории Gardens by the bay, иначе сложно будет объяснить. В наши дни все знают Gardens by the bay — если не бывали лично, то хотя бы по картинкам из интернета. Но еще шесть лет назад все было не так, это место воспринимали скорее как традиционный ботанический сад: парк, люди, в основном пожилого возраста, прогуливаются, отдыхают, — такая картинка перед глазами вставала.

Думаю, создатели Gardens by the bay понимали, что их проект будет одним из многих в ряду традиционных ботанических садов. Еще одна коллекция деревьев и растений, которой люди могут любоваться и передавать ее из поколения в поколение, — такой традиционный формат. И приходят в такие парки, как правило, люди, которые любят природу, растения.

Но с момента основания парка прошло уже 50 лет: и город вокруг, и ситуация изменились. Много молодых людей, которые хотят действия, контакта с новейшими технологиями. Поэтому коллектив основателей нашего парка пришел к выводу, что надо привлекать теперь и эту молодую аудиторию, которая изначально в ботанике вообще не заинтересована. Спросите у современных детей, откуда яблоки берутся? Они скажут — из магазина.

Решено было для этих целей использовать искусство и технологии в дополнение к образам природы, уже сформированной ботанической коллекции. Именно на сбалансированном сочетании этих трех элементов мы и построили современный имидж Gardens by the bay. Благодаря этому решению, у нас появились такие интересные структуры, как супердеревья. Теперь это центр притяжения — все хотят их сфотографировать и сделать на их фоне селфи. И часть этой новой аудитории даже не интересуется растениями — эпифитами, которые мы на них выращиваем. Тем не менее мы надеемся, что сами структуры супердеревьев их привлекут, и уже во вторую очередь такие посетители обратят внимание на то, что на них растет. И тогда им откроется новый уровень экспозиции парка.

И как же все-таки соблюсти баланс?

Мы начали с ответа на вопрос, как привлечь новых посетителей? И решили, что надо добавить элемент парка развлечений — некую точку притяжения. Как в парке «Зарядье» есть «машина времени» и возможность совершить 3D полет над городом. Цель все та же — сделать так, чтобы эти люди пришли к нам, а уже затем продолжили путешествие по ботанической коллекции.

Разумеется, у каждого парка свой контекст, который зависит от города, в котором он расположен, от окружения — соседних кварталов, например. Вот у нас в стране и так есть Сингапурский ботанический сад, получается, что Gardens by the bay — второй после него. И если там основная категория по-прежнему состоит в первую очередь из любителей растений, то к нам люди теперь идут в первую очередь за видами, за красивыми фотографиями. И это не случайно произошло —– это во многом результат наших усилий.

Давайте поговорим о московских парках, которым чаще всего 50-80 лет, а иногда и больше. Нужны ли им современные скульптуры, арт-объекты?

Я привожу пример, который возник в контексте современного Сингапура. В Москве я первый день и не возьмусь давать конкретные рекомендации по вашим паркам.

Первые впечатления у меня очень приятные: у вас столько зелени, столько скверов, парков, просто газонов в городе. У нас, в Сингапуре, тоже много зеленых пространств. Но далеко не все они так популярны, как Gardens by the bay, где есть и разные виды активностей, и парковые скульптуры и многое другое. Уже на уровне городского планирования должна закладываться иерархия общественных пространств, — уверен, у вас в России это также планируется. Другими словами, это было бы безумием — сделать по всему Сингапуру много таких же парков, как наш. Должен быть баланс между активно и не очень активно заполняемыми зелеными зонами в центре города. Ведь в большинстве они предназначены просто для отдыха, — это рекреационные зоны, где люди могут расслабиться. И было бы неправильно перегружать их современными объектами, скульптурами.

«Люди часами стояли в очереди, чтобы войти»

© Gardens by the Bay

Каждой из мировых столиц, а я уверен, что и Москва относится к их числу, необходимо иметь один-два-три парка федерального уровня, которые работают не только на городское население, но и на всю страну, и даже на международный уровень, — чтобы, как в «Зарядье», туда активно приходили туристы. Думаю, логика создания и развития Gardens by the bay была именно такой, — это государственная институция национального уровня.

При этом, делая реновацию любого исторического парка, я думаю, внимание стоит обращать в первую очередь на среду, окружение, контекст, заданный расположением. Опять же приведу пример «Зарядья»: рядом Красная площадь, Кремль, — всемирно известные достопримечательности, которые все фотографируют. Не имело смысла пытаться с этим конкурировать, смысл был только в том, чтобы использовать такое соседство, как дополнительное преимущество, обеспечивающее постоянный приток посетителей. И я считаю, создатели «Зарядья» все правильно сделали — они и не пытались создать еще и свой, может быть, даже более крупного размера объект или статую, пытаясь перетянуть внимание от Красной площади. Наоборот, планировщики очень грамотно создали пространство, откуда Кремль и Красную площадь можно фотографировать на расстоянии, из-за зелени.

«Люди часами стояли в очереди, чтобы войти»

© Глеб Леонов

Я считаю, историческое наследие, архитектура — это благословение для Москвы. У нас в Сингапуре всего этого нет. И те же супердеревья у нас были созданы, потому что существует понимание —– городу нужна «визитка», а у нас их мало.

Но далеко не везде в этом есть необходимость. Я вчера общался с директором парка «Сокольники», и он, например, уверен, что им подобное не нужно, так как у них другой контекст, у места уже есть своя история, сложившаяся архитектура, и я полностью с ним согласен. Вместо того чтобы навязывать современные крупные формы в тех местах, где уже есть сложившиеся природные и архитектурные ансамбли, их стоит развивать и усиливать.

Второй момент, на который я хочу обратить ваше внимание, заключается в том, что новые технологии, об использовании которых мы говорим, сами по себе практически не обладают содержанием. Это инструмент, при помощи которого можно добиться улучшений, например, того опыта, который получает посетитель. Тысячи лет у нас этого инструмента не было, а теперь и виртуальную реальность можно добавить, чтобы дополнить ту картину, которую получает и уносит с собой человек. И чем моложе аудитория, тем больше интерактива она хочет получать, в работе с этим технологии тоже сильно помогают.

«Люди часами стояли в очереди, чтобы войти»

© Gardens by the Bay

В наши дни в больших городах люди оторваны от природы и чаще всего мало интересуются деревьями, растениями. У вас есть рекомендации, как это можно изменить? Я вспоминаю пример целой компании, которую в 2013 году начали в Мельбурне: там каждому дереву присвоили электронный адрес, после чего горожане стали присылать деревьям признания в любви или письма сочувствия. И в конечном счете все это переросло в программу по уходу за деревьями. В результате у местных жителей возникла эмоциональная связь, привязанность к деревьям из соседних парков и скверов. Вы можете посоветовать, как осуществить нечто подобное в Москве?

Вы затронули сейчас очень важный вопрос: эмоциональная связь между горожанином и садом, деревьями. Давайте посмотрим, как сейчас работают глобальные бренды спортивной обуви? Они больше не продают кроссовки, они продают эмоциональную связь, привязанность к опыту, к образу. И магазины, торговые центры по всему миру пустеют: люди все больше покупают онлайн. И технологии дошли до того, что физический опыт посещения магазинов уже не так уж обязателен: можно сфотографировать стопу и без примерки подобрать себе нужный размер кроссовок.

Менеджерам парков в этих условиях надо работать активнее: находить и придумывать эти эмоциональные связи между тем, что парк может предложить, и тем, чего хотят посетители. Много лет назад я работал в департаменте парков Сингапура, и тогда менеджер парка просто делал брошюрки с перечислением деревьев и растений, и их выкладывали у входа. Придут посетители или нет, мотивирует ли это кого-то, — его не интересовало. А сегодня целый отдел специалистов по привлечению посетителей работает у нас в этом департаменте. Их специалисты как раз и разрабатывают такие идеи, вроде электронных адресов для деревьев. И отталкиваются при этом в первую очередь от того, что именно хотят посетители. Чтобы это понимать, у нас ежегодно проводятся встречи, фокус-группы с посетителями, с «друзьями парка», с теми, у кого есть эта эмоциональная связь с местом.

«Люди часами стояли в очереди, чтобы войти»

© Gardens by the Bay

Приведу пример из опыта своей работы: мы в Gardens by the bay делали проект, в ходе которого добились того, что у нас зацвела японская вишня. Это очень модная у нас тема: каждую весну многие туристы едут в Японию только для того, чтобы посмотреть на это цветение. И вот, три года назад на первых страницах всех сингапурских газет это было написано: под нашим огромным стеклянным куполом в Gardens by the bay в сезон зацвела японская вишня, все там было сплошь в цветах. Я до сих пор помню этот момент: люди по 2-3 часа стояли в очереди, чтобы войти под купол, полюбоваться.

Так что в первый год успех был оглушительным: все, кто только мог, к нам пришли. Если говорить о мотивации, то эмоций от простого созерцания цветущего дерева людям было вполне достаточно. Я видел слезы на глазах у пожилых людей, которые прожили жизнь и впервые наблюдали цветение вишни — это были сильные ощущения. Люди подходили вплотную, прижимались к цветам. Тут надо пояснить, что у нас в Сингапуре весной днем +30 и ночью +30. А вишням, чтобы завязать почки и зацвести, нужна разница температур: днем +24, ночью +10. И все это организовать и срежиссировать было очень непросто. Но мы своего добились.

«Люди часами стояли в очереди, чтобы войти»

© Глеб Леонов

На второй год, чтобы посмотреть на цветение вишни, двухчасовые очереди уже не выстраивались, но к нам опять пришло много народу. А на третий год эта эмоциональная связь уже стала пропадать — посетителей в период цветения вишни стало в разы меньше. И в фокус-группах нам сказали: вход платный, третий раз платить только за то, чтобы увидеть просто цветение, — нет, этого мало. Надо было придумать, как привлечь людей на следующий год, чего бы им хотелось.

И опять же на фокус-группах люди нам сказали: а почему бы не устроить фестиваль — японскую ярмарку со всей этой едой — рамен-суши. И мы привлекли посольство и ассоциацию японско-сингапурской дружбы, они помогли нам организовать активности на территории: танцы с зонтами, чайную церемонию, разбивание бочки саке. И так простой показ цветения флоры перерос у нас в фестиваль Японии. И все от этого только выиграли: и сингапурцы, и малый бизнес, и посольство Японии, и сам парк.

Уверен, в любом парке есть растения, деревья, которые там хорошо содержат, они привлекательно выглядят и у посетителей есть с ними такая эмоциональная связь. Так что, хоть у меня и нет конкретного ответа на ваш вопрос, я указал направление, которое нужно прорабатывать. Привлекать людей, находя эти натуральные эмоции, связи и ожидания.

Генеральный директор сингапурского парка Gardens by the bay приезжал в Москву в рамках программы ПаркЛаб по приглашению парка «Зарядье» и бюро Citymakers.