25 августа 2018 в 17:03

«Нет ничего святого, того, что нельзя трогать»

Почему с городом можно делать все, что угодно
Выступая в институте «Стрелка», основатели агентства Project for Public Spaces (известного проектами реконструкции Таймс-сквер, Рокфеллер-центра и Брайант-парка), Фред Кент и Кэти Мадден рассказали, что такое плейсмейкинг, почему именно от местных жителей должны исходить идеи по преобразованию общественных пространств и зачем, создавая их, руководствоваться принципом «проще, быстрее, дешевле». МОСЛЕНТА публикует их выступление и сессию ответов на вопросы из зала.
«Нет ничего святого, того, что нельзя трогать»
Chris Hondros / Getty Images

Мы верим в то, что информацией про конкретный район располагает не церковь, не государство, не местное правительство, а местные жители. Когда мы формируем программу развития конкретного общественного пространства, то отталкиваемся от его истории и локального контекста. Мы вместе с локальным сообществом формулируем центральные идеи, над которыми потом работают проектировщики.

Кэти Мадден

сооснователь агентства Project for Public Spaces

Плейсмейкинг

Плейсмейкинг — это неологизм, означающий процесс создания хорошего пространства. Плейсмейкинг — это динамическая человеческая деятельность. Это действие, которое принадлежит местным жителям, местному сообществу. Для меня это означает, что у вас есть свобода делать то, что вы хотите. Например, в хорошем парке у вас есть свобода посидеть на лавочке, поесть, отдохнуть, поиграть.

Также плейсмейкинг – это благоустройство, связанное с экономическим развитием, которое масштабируется под конкретное местное сообщество. То есть это процесс, который происходит не во всем городе или регионе, а в конкретном районе с конкретным местным сообществом.

Мы верим в то, что сами горожане являются экспертами и знают больше всех в мире про место, в котором живут. Что информацией про этот конкретный район располагает не церковь, не государство, не местное правительство, а именно жители. Когда мы формируем программу развития конкретного общественного пространства, то отталкиваемся от его истории и локального контекста. Мы вместе с локальным сообществом формулируем центральные идеи, над которыми потом работают проектировщики. Потом создается проект развития этого пространства.

Иногда бывает так, что мы начинаем благоустраивать какой-то район и встречаем очень много отказов. Например, власти говорят, что в парке нельзя есть, что это правило. Иногда бывает, что мы хотим разбить рынок со столами для игры в шахматы, а власти говорят, что в игры в общественных пространствах играть нельзя, даже в настольные. Но мы находим способ их обойти или придумать какие-то новые идеи (...).

Мы не верим в то, что главная проблема в деньгах. Проблема может быть в том, что у вас неправильная идея, которая не работает. Чаще всего проблема у нас в голове. Иногда бывает, что мы тащим какую-то мертвую идею и никак не можем закончить проект. 90 процентов идей просто не работают, потому что они не связаны с местным контекстом.

Идея формулы «10 на 10 на 10» состоит в том, что любому отличному городу, такому как Москва, нужно 10 популярных мест. В каждом из этих мест должно быть больше десяти интересных локаций. И каждая из них должна предлагать более десяти сценариев того, чем вы там можете заняться.

Фред Кент

основатель агентства Project for Public Spaces

Предложите людям еду

Плейсмейкинг – это про создание ценностей для местного населения и мест, в которых хочется находиться. Если архитектура – это застывшая музыка, а градостроительное проектирование – это работа композитора, то плейсмейкинг – это импровизационное уличное выступление. Мы часто говорим, что не знаем, какой именно проект родится в этом конкретном сообществе и районе.

«Нет ничего святого, того, что нельзя трогать»

Стрелка

Мы формируем будущее района вместе с местными жителями. Это могут быть очень разные проекты: школа, библиотека, парк или просто какая-то улица. Мы уже даже не используем слово парк, потому что считается, что это просто какое-то зеленое пространство, где ничего нет. Нам больше нравится слово площадь. Подразумевается, что это публичное пространство, на котором есть много разных типов пользования.

Вам кажется, что библиотека – простое здание с книгами, но это не так. В будущем библиотеки станут комплексными пространствами, там можно будет слушать музыку, играть с детьми, перекусить.

Наш ментор и основатель Вильям Уайт говорил: «если вы хотите, чтобы пространство оживилось, предложите людям еду». Простые лотки с едой полностью меняют то, как выглядит пространство. Еще одна цитата Уайта: «лучшая характеристика воды – это то, что на нее приятно смотреть и трогать, поэтому нельзя наполнять водоемы водой и заставлять людей держаться от них подальше». В хорошем общественном пространства люди могут разуться. И еще: в комфортном месте они смотрят друг на друга, а не в свои сотовые телефоны.

Метод «10 на 10 на 10»

Создание места – это феномен, у которого есть очень много последствий. Существует очень много районов и регионов, где люди не знакомы, не общаются друг с другом, потому что общественные пространства там созданы для машин, а не для людей. Именно поэтому мы должны поменять парадигму восприятия пространства. Вопрос в том, в каких городах мы хотим жить в будущем?

«Нет ничего святого, того, что нельзя трогать»

Стрелка

Если люди участвуют в формировании городов будущего, то чувствуют, что они – авторы этого проекта. Иногда жители района и финансово вовлечены в него: например, с помощью фандрайзинга мы собираем деньги на какие-то инициативы. С помощью этих проектов мы поддерживаем предпринимательский дух.

Когда вы концентрируетесь на каком-то месте и начинаете его менять, там приходится менять все. Мы работаем по методу «10 на 10 на 10»: даем 10 местным жителям разноцветные точки и просим расставить их на карте района. Желтые точки – места с большими возможностями; оранжевые – это возможности, которые требуют капитальных инвестиций и перспективны в будущем; красные — это места, которые пока не работают; вокруг зеленых точек собирается очень много людей.

Исходя из того, как жители расставили точки, можно пойти дальше и начать перепланировать район. Идея формулы «10 на 10 на 10» состоит в том, что любому отличному городу, такому как Москва, нужно 10 популярных мест. В каждом из этих мест должно быть больше десяти интересных локаций. И каждая из них должна предлагать более десяти сценариев того, чем вы там можете заняться.

Каждый раз мы задаем себе вопрос, как можно собрать информацию о том, чего хотят жители района. Иногда мы сотрудничаем с организациями, которые проводят опросы общественного мнения, иногда можно просто собрать 10 местных жителей и провести эксперимент, и постепенно к вам подтянутся остальные.

Примеры Рокфеллер-центра и Брайант-парка

Мы отталкиваемся именно от локального контекста. Например, когда мы работали с Рокфеллер-центром (офисный центр в манхэттенском Мидтауне Нью-Йорка), то в частности, предложили реорганизовать площадь перед ним, выставив там скамейки. А на месте неактуальной для них парковки расположить аукционный зал, который центру был очень нужен.

«Нет ничего святого, того, что нельзя трогать»

Стрелка

Еще один пример – Брайант-парк (Нью-Йоркскийпарк в Мидтауне на Манхэттене), который раньше был довольно опасным местом, где торговали наркотиками. Мы поставили здесь киоски с мороженным и уличной едой, то есть изменили то, как работает пространство, создав дополнительные рабочие места.

«Нет ничего святого, того, что нельзя трогать»

Carlo Allegri / Reuters

В рамках наших проектов мы всегда проводим какие-то специальные события, сезонные программы, еженедельную программу. Например, зимой в Брайант-парке теперь заливают каток.

Пляж в центре Детройта

Детройт – самая большая история нашего успеха, на которую ушло 4 года. Это один из самых индустриальных городов США, о котором знают по всему миру. И мы создали пляж прямо в центре Детройта. Это произошло в тот же месяц, когда город объявил о своем банкротстве. Рядом с пляжем мы разбили небольшой пивной сад - место, где можно было купить слабоалкогольные напитки. На траве проводились занятия по йоге и тай-чи. Мы также поработали с офисными зданиями вокруг этой площади и дали им новую жизнь.

«Нет ничего святого, того, что нельзя трогать»

Downtown Detroit Parks

Когда мы занимаемся плейсмейкингом нет ничего сакрального, нет ничего святого, что нельзя трогать, можно менять абсолютно все вокруг. «Проще, быстрее, дешевле» — наша главная стратегия. Она состоит в том, что нужно сделать быстро и дешево какой-то прототип, заставить людей работать вместе, заставить местное сообщество поделиться с вами идеями. Потом вы можете идти на следующую ступеньку, масштабировать ваш проект. Ни в коем случае не ждите слишком долго. Мы изначально мыслим краткосрочно: 1 – 4 месяца, а потом постепенно наращиваем постоянный проект, на который уходит около двух лет.

Эксперт по скамейкам

Однажды мы работали с беженцами и вместе с ними обсуждали, как можно создать пространство, в котором они не будут чувствовать себя чужаками. Мы привыкли предъявлять такие вопросы к архитектуре, проверяя, устойчивый ли это проект, минимизируем ли мы негативное воздействие на окружающую среду, используем ли экологические материалы. Нам нужно задавать и другие вопросы. Например, порождает ли этот проект жизнь, поддерживает ли он местный контекст, делает ли пребывание для них в этом регионе комфортным?

«Нет ничего святого, того, что нельзя трогать»

Стрелка

Сиденья, лавочки, скамейки – это очень важная часть общественного пространства. Я — мировой эксперт в этой области, у меня даже есть свой топ-10 скамеек, на которых людям приятнее всего общаться.

Дело не только в форме сиденья и спинки, но и в том месте, где вы располагаете скамейку. Например, в Канаде я недавно работал в небольшом городке. Один житель сказал, что поставил скамейку на углу своего дома и местное сообщество ужасно перепугалось, кто же будет на ней сидеть. Такое отношение продержалось 2-3 месяца, но потом его примеру последовал другой человек, который тоже поставил скамейку около своего дома. То есть в каком-то смысле это оказалось радикальной идеей – создать комфортное место в общественном пространстве. Скамейка – это про комфорт.

В Москве мы сейчас видим уже реформированные улицы. В частности, стало меньше парковок, больше озеленения, тротуары стали шире. Но я никогда не бывал в городе, где невозможно перейти через одну из центральных улиц. А именно так обстоят у вас дела с Тверской.

Москва сейчас в самом начале изменений. Мы приезжаем из других стран и видим, что в городе открылось очень много возможностей и перспектив, появилось больше общественного пространства. Теперь, скорее всего, инициативные жители подтянутся за этим и начнутся локальные изменения.

Вопросы из зала

Люди все больше времени проводят в своих смартфонах: в интернете, в социальных сетях. Как это отразится на будущем общественных пространств: как поменяются места встреч, поведение людей?

Кэти: Когда ты приходишь в великолепное пространство, видишь, что люди смотрят на других людей. Там очень тех, кто уткнулся в свои сотовые телефоны и больше ничего не видит. Если пространство хорошо спроектировано, то в нем происходит очень много взаимодействия.

Как технически вы получаете эту информацию от местного сообщества? Как узнаете, каких изменений они хотят и как предлагают использовать пространство? Вы говорили про карту и точки разных цветов, как вы работаете с этой техникой? Просто находите каких-то людей на улице, раздаете им эти стикеры и просите наклеить их на карту?

Кэти: Мы каждый раз задаем себе вопрос, как мы можем собрать информацию о том, чего хотят эти люди? Наверное, в Москве тоже есть организации, которые проводят опросы общественного мнения. Можете сотрудничать с ними, потому что у них есть свои методы работы с социальными сетями и способы вступать в контакт с людьми.

Мы всегда в конкретном месте, в конкретном районе, придумываем свою стратегию для того, чтобы вступить в контакт с населением. Один из способов начать что-то делать - это собрать 10 местных жителей и провести эксперимент. Постепенно к вам подтянутся и другие.

Можете ли вы посоветовать, как мы можем объединить активных московских жителей, тех, кто хочет реально менять пространство вокруг себя?

Фред: То, что мы делаем, - это всегда, как рыболовецкий рейд. Мы забрасываем невод и вытаскиваем людей, которые реально заинтересованы. Иногда бывает, что люди просто не знают, как пойти вперед. Если вы им показываете методику «прощее, дешевле, быстрее», то пространства могут меняться. Мы начинаем с малого. Эта стратегия всегда работает, потому что люди хотят менять пространство вокруг себя.

На самом деле у нас был один провал. Это один раз из тысячи, когда один из людей, которых мы выбрали, начал всеми командовать, и команда развалилась. Но по большей части мы притягиваем заинтересованных людей, которые начинают менять пространство вокруг себя.

«Нет ничего святого, того, что нельзя трогать»

Сергей Бобылев / ТАСС

Я муниципальный депутат Останкинского района. Как вам кажется, всегда ли это хорошая идея – создавать общественное пространство? Например, в нашем районе московское правительство создало очень много привлекательных общественных пространств, но жители района разочарованы этим решением. В общественном пространстве скапливается очень много людей, которые шумят. В Останкинском парке полностью поменялась атмосфера. Мы создаем привлекательное пространство для туристов и других жителей города, но при этом мы вступаем в конфликт с местными жителями. Что делать?

Фред: Это про масштабирование плейсмейкинга: одно дело, создавать какую-то стратегию для всего города, и другое – когда вы работаете с конкретным районом. Наш подход – это один квартал. Например, если у вас слишком шумно, вы можете работать с библиотекой для того, чтобы сделать ее более привлекательным, тихим местом для местных жителей. Весь вопрос в масштабе. Если вы поднимаетесь на большой масштаб, масштаб всего города, то начинаете высаживать деревья вокруг Садового кольца. Это один проект. Другое дело, если вы создаете какие-то реальные маленькие камерные пространства по инициативе местного сообщества.

Я живу и работаю на окраине. Приходилось ли вам реализовывать реально крутые, привлекательные проекты плейсмейкинга на городских окраинах? В Москве огромная проблема в том, что весь самый прекрасный городской социум формируется в центре города. Жителям окраин, чтобы доехать до какого-то привлекательного пространства, нужно проделать огромный путь.

Фред: Мы недавно встретились с человеком, который сделал центр местного сообщества как раз на окраине. Он просто арендовал пустующий торговый центр, нашел лидеров местного сообщества, которые вместе с ним предложили свои инициативы, что можно открыть в этом торговом центре.

Кэти: Этот проект стал возможен благодаря волонтерам, которые отвечали за осуществление всех этих проектов, открыли библиотеку и так далее. Всего два-три человека работало в штате в этом торговом центре. Все остальные работали как волонтеры. Там была одна женщина, которая отвечала за рекрутинг. Она спрашивала местных жителей, интересно им или нет. У нее было правило: никогда не говорить нет, всегда говорить да. В один год она провела две тысячи мероприятий. Мы никогда бы не подумали, что это вообще возможно. Нужно находить людей, которые знают место, они-то и могут его поменять.

Партнерские материалы