Без рубрики

Выигран бой, но не война: следим за скандалом на Патриарших

Как богемный район превратился в ночной клуб и можно ли его закрыть

© Алексей Коновалов / МОСЛЕНТА

Холодная война на Патриарших прудах дала первые результаты. После серии публикаций о конфликте между местными жителями и особо несдержанными отдыхающими рестораторы начали отступление. В эти выходные они закрыли свои заведения уже в 23:00. МОСЛЕНТА попыталась разобраться, стало ли тише и чище в историческом центре столицы.

Холодная война на Патриарших прудах дала первые результаты. После серии публикаций о конфликте между местными жителями и особо несдержанными отдыхающими рестораторы начали отступление. В эти выходные они закрыли свои заведения уже в 23:00. МОСЛЕНТА попыталась разобраться, стало ли тише и чище в историческом центре столицы.

Москва никогда не спит, но иногда очень хочет. И не выдерживают даже те, кто, казалось бы, привык к шумной жизни в центре. Патриаршие пруды со своим «булгаковским» прошлым и уютной атмосферой давно притягивают массу отдыхающих. Но этим летом они превратились в огромный ночной клуб без фейсконтроля. За последнее время здесь открылось больше 40 ресторанов, работающих от зари до зари, но и они не могут вместить всех любителей «ночной жизни». Поэтому посетители с едой и напитками выходят на широкие тротуары.

Малую Бронную, которую открыли после масштабной реконструкции, не узнать. В ночь с субботы на воскресенье здесь толпы людей с бокалами и пластиковыми стаканчиками курят, танцуют и просто прогуливаются. Грохочет музыка, но в основном она слышна не из баров, а из автомобилей: просто почему-то каждый считает своим долгом, проезжая по «клубу», открыть окна и сделать погромче. Добавляют «бита» байкеры, с визгом нарезающие круги. Те, кто уже «готов», заводят свою песню во всё горло.

  • Не находите, что вы мешаете местным жителям? Это же жилой квартал, — задали мы вопрос, рискуя здоровьем. Мужчина демонстративно отворачивается. Спалились.

Конфликт местных и хипстеров на Патриарших, неделю назад попал в СМИ, после того как неизвестные растянули над Малой Бронной баннер с обращением к мэру столицы «Жители требуют тишины». Растяжка провисела недолго. Через полчаса приехала полиция и срезала её.

Кто повесил баннер, местные жители не говорят. Хотя уверяют, что хорошо знают всех своих. Что их удивило: полиция приехала очень быстро, остановилась машина с мигалкой и спецраскраской, — а вышли люди в штатском.

  • Полиция в наш район на вызовы приезжает крайне редко. Уже давно практически не реагирует. А чтобы снять этот плакат, они примчались минут через 15. Туристическая полиция весь день стоит на углу, но в 21:00 чудным образом испаряется. И начинается вакханалия, — рассказал местный житель Александр Грубиян.

Фамилия, кстати, совершенно не говорящая — тихий голос, классический костюм, зонтик-трость.

Слева направо: Александр Яшник, Елена Богданович (корр. МОСЛЕНТЫ), Елена Ткач и Александр Грубиян

© Алексей Коновалов / МОСЛЕНТА

Его сосед Александр Яшник вышел на нас после публикации первого материала о ситуации на Патриарших. Попросил приехать не вечером, а ночью, когда всё и начинается. Встретились мы в легендарном ресторане «Аист» — на нейтральной территории. Он занимает отдельно стоящее здание и проблем жителям не создаёт. В новые, «громкие» бары местные принципиально не ходят.

  • Есть заведения, которые не вызывают нареканий. Они работают больше 20 лет и ведут себя очень лояльно, закрываясь в 23:00. Сейчас там проходишь (по Малой Бронной), никого не знаешь, — пояснил Яшник.

Несмотря на своё положение в обществе (известный банкир, что несложно узнать из открытых источников), несколько лет он судится с нерадивыми рестораторами. И пока единственный эффективный способ бороться с ними – демонтаж вытяжек, установленных на стене (то есть общедомовом имуществе по документам) без согласия жильцов.

Веселье на Патриарших начинается с натуплением темноты. Мы приехали к 23:00, чтобы застать всё самое интересное, но прогадали. Бары работали уже только «на выход». Получить комментарии менеджеров не удалось — журналистов боятся, как огня. Но персонал поясняет возмущённым посетителям, что виноваты местные и пресса. Это и стало главной темой разговоров на «Патриках» в эти выходные. Толпа гудела, кто-то даже пытался организовать флешмоб и вызвать «Первый канал».

  • Что, правда, закрылись уже? — спросили у выходящей девушки с сигаретой.

  • Сама в шоке. Говорят, это местные возмущаются. Даже вот здесь сидеть и курить запретили, — бросила она, указав на выступающий порог.

  • (Офигеть)! Реально, никто не буянит что ли? Все шёпотом тусуются? — не выдержал подвыпивший амбал.

«Шёпотом» - это, кончено, громко сказано. В выражениях никто не стеснялся, алкоголь многие купили заранее и уже вовсю распивали. К 01:00 толпа на Малой Бронной заметно поредела, но улица не опустела: не попавшие в бары гуляки устроились на широких тротуарах.

По словам Елены Ткач, местной жительницы, муниципального депутата Пресненского района, основная масса людей и до этого тусила на свежем воздухе: в одном кафе — 20 посадочных мест, а на улице она недавно насчитала 1200. В доказательство она показала видео. Мы готовы были почти ко всему, но не к тому, что увидели на экране. Здесь, как у Лермонтова в «Бородино»: «Смешались в кучу кони, люди,/И залпы тысячи орудий/Слились в протяжный вой». Описать это невозможно — смотрите сами.

В эти выходные лошадей мы не встретили, но следы их пребывания были видны и обоняемы. Ещё одно популярное развлечение завсегдатаев Патриарших — увеселительный газ. Да-да, это не шутка.

  • Ночью подъезжает машина с баллонами, надувают шарики и продают их, а хипстеры дышат этим газом и начинается неадекват: бьют бутылки, кричат, да что угодно могут сделать, — поделилась депутат.

  • В два часа ночи персонал кафе уходит, но эти лавочки никуда не пропадают. Вопрос: что на них происходит до пяти утра, пока гулящие еще не разошлись? Ответ: даже и сексом занимаются, а потом бьют морды друг другу за измену, — рассказал Александр Яшник.

Пока ещё никто не подрался

© Алексей Коновалов / МОСЛЕНТА

Собственно, лавочки вокруг пруда и на детских площадках ждёт не лучшая участь. Здесь отдыхают те, кому не по карману модные бары. Еду и закуску они приносят с собой. Урн, конечно, не хватает. Везде бутылки и пластиковые стаканчики. Дворы, которые ещё не закрыты на кодовые замки, превращаются в импровизированные туалеты и «укромные» уголки для влюблённых.

Местные уверены, что исправить ситуацию может только постановление правительства Москвы, ограничивающее работу всех заведений до 23:00 на территории от Тверской до Большой Никитской и от Садового до Бульварного. Почти все подписи под соответствующим обращением к мэру собраны. На этой неделе оно будет отправлено.

Однако последние выходные показали, что бары, конечно, виноваты, но большинство хипстеров, даже не попав в них, не расстраиваются. Можно просто стоять на улице и курить, чувствуя себя частью дорогой тусовки, при этом не потратив ни копейки. Не то, что на лавочке у своего подъезда, где-нибудь в спальном районе Москвы. Где полиция, кстати, реагирует.


Всего на Патриарших порядка 40 кафе, и в ближайшее время должно открыться ещё с десяток. Почти все занимают первые этажи жилых домов. Законодательство в сфере работы увеселительных заведений носит лишь рекомендательный характер. Всех гуляющих полиция забрать не может: они с бокалами, а значит, гости кафе (веселятся, не буянят!), ну и, никонец, просто места всем не хватит. Курить около подъездов как бы нельзя, а у кафе можно. Продажа и распитие спиртных напитков вблизи школ и детсадов запрещены, а в кафе по соседству — разрешены.

Вот так центр дневного отдыха модных хипстеров ночью превращается в банальную русскую пьянку.

Елена Богданович, Алексей Коновалов